Этап урока | Содержание заданий ( для обучающихся) | Виды деятельности учащихся, формы организации работы | Планируемые результаты УУД |
Предметные | Виды УУД, характеристики |
I . Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | | Личностные УУД Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика» Регулятивные УУД настрой на организацию учебной деятельности Коммуникативные УУД Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя. |
II. Проверка домашнего задания Конкурс групповых проектов «Город букв». | Каждая группа представляет проект по плану. | Строят связные речевые высказывания. Демонстрируют модель созданной буквы. Форма работы групповая. | Знать: все прочитанные произведения из раздела о буквах Уметь: охарактеризовать выбранную букву. | Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции. Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме Коммуникативные УУД Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; |
III. Постановка учебной задачи Целеполагание. | Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске? RСКYАЗVКLИW , ЗАQГJАДSКUИ, YRНZQEYRБJGLЫSЛRИWQЦVZЫJ - Как расшифровать эту запись? -Что получается? -Кто сформулирует название нашего нового раздела в учебнике? -Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? Чему мы научимся и будем учиться? С чем познакомимся? - Наш урок будет посвящён первой теме этого раздела. Любите ли вы читать сказки? - Скажите, что же такое сказка? (Выдумка, волшебство, неправда). Ученик зачитывает определение из словаря С.С.Ожегова. Сказка – это повествовательное произведение, обычно народно – поэтическое, о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Какие сказки вы знаете? Назовите свои любимые сказки. | Коллективная работа. Отгадывают зашифрованную запись Читают название раздела.(с.29) Слушают учителя Отвечают на вопросы. | Знать: название известных сказок. Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки. Правильно формулировать ответы на вопросы | Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров. Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Чтение текста-сообщения (учебник, с.30) - Прочитаем , что пишут авторы учебника, за что мы с вами любим сказки? -Рассмотрите обложки книг. (внизу с.30) -На всех ли книгах указаны авторы? - Почему? - Какие книги можно поместить на выставку народных сказок? Учитель демонстрирует схему. Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими. Приведите примеры народных сказок. Какие авторские сказки вы знаете? | Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении | Знать: определение слова «сказка» Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок | Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. Коммуникативные УУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении |
Физкультминутка | | | |
Работа с иллюстрациями к сказке (учебник с.31) | - Рассмотрите рисунки на с.31 - Вспомните название этой сказки. - Кто автор этой сказки? Назовите действующих лиц. - Восстановите последовательность событий сказки. | Рассматривают иллюстрации, называют действующих лиц, восстанавливают последовательность событий. | Знать: название сказки. Уметь: восстанавливать последовательность событий. |
Эвристическая беседа | Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. «Теремок».) (На доске рисунок теремка.) | Коллективная работа -слушают, анализируют, угадывают название сказки и называют героев РНС «Теремок» | Знать: название сказки. Уметь: правильно строить ответы на вопросы. |
Жизнь и творчество Е.Чарушина | - Сказку , которую мы будем читать , рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина с опорой на портрет и выставку книг на экране) Рассказ о жизни и творчестве Е.Чарушина с опорой на портрет и выставку книгю. Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак). Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака. Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру. | Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг | Знать: автора сказки Уметь: рассказать о жизни и творчестве Е.Чарушина. |
Подготовка к чтению сказки Е.Чарушина «Теремок» | Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. Объясните значение слова: увёртыш. ос-та-но-ви-лась остановилась в те-ре-моч-ке – в теремочке не-вы-со-ком невысоком не от-ве-ча-ет – не отвечает рас-пе-вать –распевать у-вёр-тыш – увёртыш за-бра-лась – забралась Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности. | Читают, отвечают на вопросы учителя, работают с толковым словарём. | Уметь: пользоваться толковым словарём, читать плавно, без ошибок. | Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. умение испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные УУД Умение использовать речь для регуляции своего действия. |
.Первичное знакомство со сказкой . Анализ произведения | Чтение сказки. - Послушайте . я буду читать. А затем чтение фрагмента сказки заранее подготовленными детьми. -Понравилась ли вам произведение?- -Что понравилось больше? – Какие герои вам понравились - Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? -Чем отличается? | Слушают и воспринимают сказку. Проявляют интерес. Демонстрируют усвоение содержания услышанной сказки. Устанавливают причинно- следственные связи между поступками персонажей сказки. |
Знать: новый жанр литературного произведения Уметь: участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания. | Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания. Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников. |
VI.Закрепление знаний и способов действий. Чтение сказки учащимися. | -При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. -Обратите внимание на знаки препинания. - Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки. | Слушают чтение сказки. Следят по учебнику. Выразительно читают произведение | Знать: произведение: называть автора, название Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения |
Работа с иллюстрациями в учебнике. (с.33-36) | -Рассмотрите иллюстрации к сказке. -Расположите их по порядку изложения событий в сказке. -Каких героев не хватает в сказке? -А каких героев нет на рисунках? | Рассматривают рисунки, описывают сюжет. Отвечают на вопросы | Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; |
Подготовка к пересказу сказки. | Отгадайте загадки. 1.Зимой белый, летом серый. (Заяц) 2.Рыжая с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом.(Лиса) 3.Зубато, серовато, по полю рыщет Телят, ягнят ищет. (Волк) 4.Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь) 5.Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что до темна В норке прячется она. (Мышка) 6.Кто по мшистой мокрой тропке Словно мячик скачет ловкий?(Лягушка) - Как вы думаете в какой сказке они встретятся все вместе? - Расположите героев в том порядке, в котором они появляются в сказке. - Как ведут себя герои сказки? - Чем она закончится? - Чему учит эта сказка? - Подумайте, можно ли эту сказку закончить словами : «Всё хорошо, что хорошо кончается». | Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя. | | Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Ориентируются на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками участвуя в активной деятельности. |
Пересказ сказки .(работа в группах) | Придумайте свой вариант сказки. - Какой конец сказки можете предложить вы? Чем обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло) | Выдвигают гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывают их. Выступление групп. | | Коммуникативные УУД: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; |
.Инсценировка фрагмента текста ( работа в парах) | - Выберите возможный для чтения по ролям отрывок текста. - Разыграйте по ролям в парах один из эпизодов сказки. | Выбирают фрагмент сказки, распределяют роли, инсценируют. | | Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, инсценируют, проявляют эмоции. Учатся сотрудничать и договариваться с одноклассниками. Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. |
Рефлексивно-оценочный. | -Давайте вернемся к цели нашего урока. (Познакомиться с авторской сказкой «Теремок», сравнить с народной сказкой «Рукавичка») -Мы ее достигли? -Чему можно поучиться у героев? – Что особенно запомнилось и понравилось? -Интересно ли вам было на уроке? - Кто доволен сегодня своей работой? - Оцените свою работу на уроке при помощи "светофора". | Отвечают на вопросы учителя. Выбирают картинку с весёлым или грустным смайликом. Оценивают свою работу на уроке. | | |
1.Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [ Л.Ф.Климанова , В.Г. Горецкий , М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение , 2016г.
2.Сборник загадок : Пособие для учителя/ Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение , 1988.
3.Поурочное планирование. Начальная школа: «Система уроков по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко.. Составитель Н.В.Лободина.»- Волгоград: Учитель, 2013г.
4.Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.В.Бойкина, Л.С. Илюшин СПб Просвещение, 2012г