kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по произведению Е.Чарушина "Теремок", 1 класс, "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по произведению Е.Чарушина "Теремок", 1 класс, "Школа России"»

Е. Чарушин «Теремок»

УМК «Школа России» 1 класс

Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Учить анализу поступков героев, чувств и мыслей действующих лиц, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать мышление и речь учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты :

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.


ЛичностныеУУД: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные :


Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: коллективная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Материально-техническое обеспечение: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. словарь С.И.Ожегова,

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий

( для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I . Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок


Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место


Личностные УУД

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»

Регулятивные УУД настрой на организацию учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя.


II. Проверка домашнего задания

Конкурс групповых проектов «Город букв».


Каждая группа представляет проект по плану.

Строят связные речевые высказывания. Демонстрируют модель созданной буквы. Форма работы групповая.

Знать: все прочитанные произведения из раздела о буквах

Уметь: охарактеризовать выбранную букву.

Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.

Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя

Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;



III. Постановка учебной задачи

Целеполагание.


Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске?

RСКYАЗVКLИW , ЗАQГJАДSКUИ, YRНZQEYRБJGLЫSЛRИWQЦVZЫJ

- Как расшифровать эту запись?

-Что получается?

-Кто сформулирует название нашего нового раздела в учебнике?

-Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? Чему мы научимся и будем учиться? С чем познакомимся?

- Наш урок будет посвящён первой теме этого раздела.

Любите ли вы читать сказки?

- Скажите, что же такое сказка? (Выдумка, волшебство, неправда).

Ученик зачитывает определение из словаря С.С.Ожегова.

Сказка – это повествовательное произведение, обычно народно – поэтическое, о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Какие сказки вы знаете?

Назовите свои любимые сказки.


Коллективная работа.

Отгадывают зашифрованную запись


Читают название раздела.(с.29)


Слушают учителя Отвечают на вопросы.






Знать: название известных сказок.

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение


IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Чтение текста-сообщения (учебник, с.30)

- Прочитаем , что пишут авторы учебника, за что мы с вами любим сказки?

-Рассмотрите обложки книг. (внизу с.30)

-На всех ли книгах указаны авторы?

- Почему?

- Какие книги можно поместить на выставку народных сказок?

Учитель демонстрирует схему.

Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

Приведите примеры народных сказок.

Какие авторские сказки вы знаете?


Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении



Знать: определение слова «сказка»

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Коммуникативные УУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении


Физкультминутка



Работа с иллюстрациями к сказке (учебник с.31)

- Рассмотрите рисунки на с.31

- Вспомните название этой сказки.

- Кто автор этой сказки? Назовите действующих лиц.

- Восстановите последовательность событий сказки.

Рассматривают иллюстрации, называют действующих лиц, восстанавливают последовательность событий.

Знать: название сказки.

Уметь: восстанавливать последовательность событий.

Эвристическая беседа

Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. «Теремок».)

(На доске рисунок теремка.)


Коллективная работа -слушают, анализируют, угадывают название сказки и называют героев РНС «Теремок»

Знать: название сказки.

Уметь: правильно строить ответы на вопросы.

Жизнь и творчество Е.Чарушина

- Сказку , которую мы будем читать , рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина с опорой на портрет и выставку книг на экране) Рассказ о жизни и творчестве
Е.Чарушина с опорой на портрет и выставку книгю.

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).

Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.


Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг

Знать: автора сказки

Уметь: рассказать о жизни и творчестве Е.Чарушина.

Подготовка к чтению сказки Е.Чарушина «Теремок»

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

Объясните значение слова: увёртыш.

ос-та-но-ви-лась остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать –распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.


Читают, отвечают на вопросы учителя, работают с толковым словарём.



Уметь: пользоваться толковым словарём, читать плавно, без ошибок.

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

умение испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

.Первичное знакомство со сказкой .


Анализ произведения

Чтение сказки.

- Послушайте . я буду читать. А затем чтение фрагмента сказки заранее подготовленными детьми.

-Понравилась ли вам произведение?- -Что понравилось больше?

– Какие герои вам понравились

- Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

-Чем отличается?


Слушают и воспринимают сказку. Проявляют интерес.

Демонстрируют усвоение содержания услышанной сказки. Устанавливают причинно- следственные связи между поступками персонажей сказки.

Знать: новый жанр литературного произведения

Уметь: участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.


Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.


VI.Закрепление знаний и способов действий.

Чтение сказки учащимися.


-При чтении интонацией выделяйте слова и предложения.

-Обратите внимание на знаки препинания.

- Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

Слушают чтение сказки. Следят по учебнику. Выразительно читают произведение

Знать: произведение: называть автора, название

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения

Работа с иллюстрациями в учебнике. (с.33-36)

-Рассмотрите иллюстрации к сказке.

-Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

-Каких героев не хватает в сказке?

-А каких героев нет на рисунках?


Рассматривают рисунки, описывают сюжет. Отвечают на вопросы

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;


Подготовка к пересказу сказки.

Отгадайте загадки.

1.Зимой белый, летом серый. (Заяц)

2.Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.(Лиса)

3.Зубато, серовато, по полю рыщет

Телят, ягнят ищет. (Волк)

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)

5.Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышка)

6.Кто по мшистой мокрой тропке

Словно мячик скачет ловкий?(Лягушка)

- Как вы думаете в какой сказке они встретятся все вместе?

- Расположите героев в том порядке, в котором они появляются в сказке.

- Как ведут себя герои сказки?

- Чем она закончится?

- Чему учит эта сказка?

- Подумайте, можно ли эту сказку закончить словами : «Всё хорошо, что хорошо кончается».

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя.


Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Ориентируются на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев

Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками участвуя в активной деятельности.

Пересказ сказки

.(работа в группах)

Придумайте свой вариант сказки.

- Какой конец сказки можете предложить вы?

Чем обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло)


Выдвигают гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывают их.

Выступление групп.



Коммуникативные УУД:

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;


.Инсценировка фрагмента текста ( работа в парах)


- Выберите возможный для чтения по ролям отрывок текста.

- Разыграйте по ролям в парах один из эпизодов сказки.





Выбирают фрагмент сказки, распределяют роли, инсценируют.


Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, инсценируют, проявляют эмоции. Учатся сотрудничать и договариваться с одноклассниками.

Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Рефлексивно-оценочный.



-Давайте вернемся к цели нашего урока. (Познакомиться с авторской сказкой «Теремок», сравнить с народной сказкой «Рукавичка»)

-Мы ее достигли?

-Чему можно поучиться у героев?

– Что особенно запомнилось и понравилось?

-Интересно ли вам было на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Оцените свою работу на уроке при помощи "светофора".


Отвечают на вопросы учителя. Выбирают картинку с весёлым или грустным смайликом.

Оценивают свою работу на уроке.









Литература:

1.Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [ Л.Ф.Климанова , В.Г. Горецкий , М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение , 2016г.

2.Сборник загадок : Пособие для учителя/ Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение , 1988.

3.Поурочное планирование. Начальная школа: «Система уроков по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко.. Составитель Н.В.Лободина.»- Волгоград: Учитель, 2013г.

4.Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.В.Бойкина, Л.С. Илюшин СПб Просвещение, 2012г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шехурдина Наталья Викторовна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства