Просмотр содержимого документа
«Конспект урока курса "Основы религиозных знаний и светской этики" на тему: "Пасха".»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Тема конспекта урока
«Пасха»
Слушатель курсов 00776 повышения квалификации по предмету:
Маловичко Наталья Владимировна
Место работы: ГБОУ Школа №904
Москва 2016
Учебник: Основы православной культуры 4-5. А.В. Кураев, Москва «Просвещение», 2012
Учебник входит в систему «Школа России».
Класс: 4
Предмет: Основы православной культуры
Тема урока: «Пасха»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: объяснить ученикам значимость Светлого Христова Воскресения — Пасхи как главного праздника православных христиан; познакомить с Евангельским сюжетом, повествующим о воскресении Христа; актуализировать представления учащихся о главных символах православной Пасхи.
Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся с православным праздником – Пасха Христова; с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми.
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к православным праздникам, традициям Православной Церкви.
развивающие: развивать познавательную активность, умение работать с учебником.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся должны иметь представление о понятиях «Воскресение», Пасха Христова;
метапредметные: учащиеся должны уметь пользоваться навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, строить речевые высказывания, составлять текст в устной форме; использовать навыки извлечения информации из различных источников; участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока;
личностные: учащиеся должны обладать знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
Основные термины и понятия урока: Воскресение,Спаситель,Пасха Христова, Великий пост, Крестный ход, пасхальный гимн, пасхальное яйцо.
Информационно образовательная среда: учебник, мультимедийная презентация, аудиозапись «Пасхальный гимн», аудиозапись «Колокольный звон на Пасху», иллюстрации картин русских художников, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Межпредметные связи: литературное чтение (чтение произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне»), ИЗО (рисование пасхальных яиц), технология (изготовление пасхальных яиц в технике папье-маше).
Ход урока:
I. Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Мы начинаем урок православной культуры.
- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
- Что означают слова «воплощение», «Богочеловек»?
- Что такое Голгофа?
- Для чего была нужна смерть Христу?
- Почему Христос не уклонился от казни?
- Что такое распятие?
- Какова символика креста?
III. Актуализация знаний учащихся
Чтение учителем стихотворения (Л. Громовой):
Весной, когда так благостно Природы пробуждение, Трепещет сердце радостно Христовым Воскресением! Весь мир веселием объят, Ликует с небесами: Христос воскрес! Повержен ад! Не властна смерть над нами! Играет солнце, ожил лес, Птиц трели рвутся ввысь; Весна идет! Христос воскрес! И торжествует жизнь!
- Какому празднику посвящены строки этого стихотворения?
- Определите тему нашего сегодняшнего урока?
- Прочитаем в учебнике на с.28, что сегодня нового вы узнаете на уроке.
IV. Изучение нового материала
1. Воскресение Христово.
Учитель:
- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.
- Что означает слово воскрес?
- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и зачитаем толкование слова.
Рассказ учителя о Воскресении Христа (из Евангелия).
- После смерти Христа Его тело положили в гроб - так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес. На третий день к гробу пришли жёны-мироносицы (миро - особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, используемых для священного помазания, отсюда - «женщины, которые носят миро»), которые хотели по древнееврейскому обычаю помазать тело умершего Иисуса Христа. Они увидели ангелов, которые сказали: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес».
Женщины рассказали об этом ученикам Христа - апостолам, но они не поверили и побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу, в которую завернуто было тело Умершего. Христос несколько раз являлся апостолам и женам-мироносицам. Только тогда они смогли поверить в Его воскресение. Все, кроме апостола Фомы.
Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей…. не поверю». Через 8 дней Христос явился Фоме и велел ему потрогать свои раны. Тогда Фома поверил, что Христос - воскресший Бог. Христос сказал: «блаженны не видевшие и уверовавшие».
О Воскресении Христа апостолы рассказывали людям, и все поверившие в Его Воскресение стали называть себя христианами.
Беседа по вопросам:
- Куда положили тело Христа после смерти?
- Кого увидели жёны-мироносицы около гроба?
- Почему апостолы поверили в Воскресение Христа?
- Какое слово, схожее по звучанию со словом «воскрес» вы знаете? (Воскресенье)
- Что же означает слово воскресение?
- Воскресение - день возобновления жизни.
Работа с учебником.
Рассматривание иконы «Воскресение Христово» в учебнике на с.28.
- Каким вы видите Христа после Воскресения? (Выслушиваются ответы детей)
Рассказ ученика (заранее подготовленного):
- Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным, неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены и закрытые двери.
Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут.
Учитель:
- Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.
- От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?
- Что угрожало тогда людям? (Выслушиваются ответы детей)
- Людям угрожала смерть, потеря души, потеря Бога.
- Христос «взял на Себя все грехи мира».
2. Русская Пасха.
Рассказ ученика (заранее подготовленного):
- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресение, которое так и называется - Пасха Христова («Праздник праздников и торжество из торжеств»). В переводе с древнееврейского языка слово Пасха означает «переход», «избавление».
Учитель:
- Для встречи Пасхи Христовой православные собираются в храмах.
- В какое время суток проходит в храме самая торжественная часть праздничного богослужения? (Она приходится на полночь и называется пасхальная полночь.)
- Священник несет крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма и поют радостные пасхальные гимны.
- Как называется эта часть праздничной службы? (Это называется «крестный ход»).
Рассматривание изображений «крестного хода».
Беседа:
- Что несут священники в руках?
- Что держат люди в руках?
- Где совершается «крестный ход»?
- Может кто-то из вас знает, как звучит главный пасхальный гимн?
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».
- В связи с Пасхой изменяется богослужение в церкви. Нет чтения, все поётся. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора.
Прослушивание аудиозаписи Пасхального гимна.
- Переведите эти слова на современный русский язык. (Выслушиваются ответы детей)
- В переводе на современный русский язык гимн звучит так: «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»
Чтение одним из учащихся стихотворения А. Майкова из учебника с.30.
- Как христиане приветствует друг друга в этот Праздник? (Выслушиваются ответы детей)
- На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться».
- Что говорят и сколько раз целуют друг друга? (Выслушиваются ответы детей)
- Сказал «Христос воскресе!», подарил яйцо и три раза поцеловал в щёчки.
- А что отвечают на это приветствие? (Выслушиваются ответы детей)
- В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!».
- Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Рассматривание картины Б. Кустодиева «Встреча. Пасхальный день».Беседа по картине:
- Каким изображен Пасхальный день на картине?
- Что делают люди при встрече?
- Какие чувства вызывает картина?
Физкультминутка
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель:
- Скажите, какой главный символ и подарок этого праздника? (Выслушиваются ответы детей) (Пасхальное яйцо)
- Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и друзьям.
- Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказать императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил в воскресение Христа и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует об истинности Христова Воскресения.
- Яйцо - символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
- Пасха - это праздник жизни, поэтому в этот день христиане не посещают кладбища для заботы о могилах, захоронениях своих близких. Праздник жизни предназначен для живых.
- Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день.
Чтение рубрики «Это интересно» в учебнике на с.29.
Учитель:
- Необходимо ли христианам готовиться к этому Празднику?
- Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца постятся: не едят мяса, яиц, молока. Это время ограничения в еде и развлечениях называется Великим постом.
- В дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато когда приходит Пасха - пир горой!
- Как вы встречаете Пасху?
- Назовите главные составляющие праздничного стола. (Выслушиваются ответы детей)
- Традиционно пасхальный стол украшают кулич, творожная пасха, крашеные яйца. Творожная пасха - готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.
Пасхальный кулич - это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу.
Работа в группах (каждой группе раздать иллюстрации картин)
Рассматривание иллюстраций картин художников: А.В. Маковского «Пасхальный стол», С.Ю. Жуковского «Пасхальный натюрморт», М. Шанько «Пасха», И. Каверзнева «Светлое воскресение».
(Группы рассказывают о том, что изображено на картине, какое событие, какое настроение передает художник).
Учитель:
- Поскольку к празднику готовились 40 дней, то и празднуют тоже 40 дней подряд. Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии крестного хода.
- В праздничные пасхальные дни у ребят есть возможность позвонить в церковные колокола. Во многих храмах в первые семь дней Пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек может подняться и позвонить в колокола.
Прослушивание аудиозаписи «Колокольного звона».
- А знаете ли вы пасхальные детские игры? (Выслушиваются ответы детей)
1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.
2) Яйца стучали друг о друга. У кого яйцо треснуло, тот считается проигравшим.
3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.
V. Закрепление изученного материала
Работа в группах
(Каждая группа ищет ответ на вопрос в учебнике.)
Вопросы:
1.Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2.Как Христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3.В чём состоит христианский пост?
4.Как звучит главный пасхальный гимн? В чём его смысл?
VI. Подведение итогов
- Что было для вас новым на уроке?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- Почему Пасха - самый радостный праздник для православных?
VII. Домашнее задание
1.Подготовить сообщение о том, как в вашей семье празднуют Пасху. 2.Разгадать кроссворд (Приложение 1)
VIII. Рефлексия
«Плюс-минус-интересно»
Плюс - что понравилось на уроке, информация, которая может быть полезной.
Минус – что осталось непонятным.
Интересно - факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной теме.
Приложение 1
Кроссворд по теме «Пасха»
1
Х
В
О
С
К
Р
Е
С
Е
2
И
3
С
4
Т
5
О
6
С
Самый главный православный праздник.
Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?
То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.
Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?
Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?
Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?