kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока курса "Основы религиозных знаний и светской этики" на тему: "Пасха".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  курса "Основы религиозных знаний и светской этики" на тему "Пасха".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока курса "Основы религиозных знаний и светской этики" на тему: "Пасха".»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра истории и культуры религий народов России






Тема конспекта урока

«Пасха»









Слушатель курсов 00776 повышения квалификации по предмету:

Маловичко Наталья Владимировна


Место работы: ГБОУ Школа №904
















Москва 2016

Учебник: Основы православной культуры 4-5. А.В. Кураев, Москва «Просвещение», 2012

Учебник входит в систему «Школа России».

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры

Тема урока: «Пасха»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: объяснить ученикам значимость Светлого Христова Воскресения — Пасхи как главного праздника православных христиан; познакомить с Евангельским сюжетом, повествующим о воскресении Христа; актуализировать представления учащихся о главных символах православной Пасхи.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с православным праздником – Пасха Христова; с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми.

воспитательные: воспитывать уважительное отношение к православным праздникам, традициям Православной Церкви.

развивающие: развивать познавательную активность, умение работать с учебником.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся должны иметь представление о понятиях «Воскресение», Пасха Христова;

метапредметные: учащиеся должны уметь пользоваться навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, строить речевые высказывания, составлять текст в устной форме; использовать навыки извлечения информации из различных источников; участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока;

личностные: учащиеся должны обладать знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Основные термины и понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова, Великий пост, Крестный ход, пасхальный гимн, пасхальное яйцо.

Информационно образовательная среда: учебник, мультимедийная презентация, аудиозапись «Пасхальный гимн», аудиозапись «Колокольный звон на Пасху», иллюстрации картин русских художников, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Межпредметные связи: литературное чтение (чтение произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне»), ИЗО (рисование пасхальных яиц), технология (изготовление пасхальных яиц в технике папье-маше).


Ход урока:

I. Организационный момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Мы начинаем урок православной культуры.

- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.



II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

- Что означают слова «воплощение», «Богочеловек»?

- Что такое Голгофа?

- Для чего была нужна смерть Христу?

- Почему Христос не уклонился от казни?

- Что такое распятие?

- Какова символика креста?


III. Актуализация знаний учащихся

Чтение учителем стихотворения (Л. Громовой):

Весной, когда так благостно
Природы пробуждение,
Трепещет сердце радостно
Христовым Воскресением!
Весь мир веселием объят,
Ликует с небесами:
Христос воскрес! Повержен ад!
Не властна смерть над нами!
Играет солнце, ожил лес,
Птиц трели рвутся ввысь;
Весна идет! Христос воскрес!
И торжествует жизнь!



- Какому празднику посвящены строки этого стихотворения?

- Определите тему нашего сегодняшнего урока?

- Прочитаем в учебнике на с.28, что сегодня нового вы узнаете на уроке.



IV. Изучение нового материала

1. Воскресение Христово.

Учитель:

- История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

- Что означает слово воскрес?

- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и зачитаем толкование слова.


Рассказ учителя о Воскресении Христа (из Евангелия).

- После смерти Христа Его тело положили в гроб - так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес. На третий день к гробу пришли жёны-мироносицы (миро - особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, используемых для священного помазания, отсюда - «женщины, которые носят миро»), которые хотели по древнееврейскому обычаю помазать тело умершего Иисуса Христа. Они увидели ангелов, которые сказали: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес».

Женщины рассказали об этом ученикам Христа - апостолам, но они не поверили и побежали к пещере. Они нашли пустой гроб и плащаницу, в которую завернуто было тело Умершего. Христос несколько раз являлся апостолам и женам-мироносицам. Только тогда они смогли поверить в Его воскресение. Все, кроме апостола Фомы.

Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей…. не поверю». Через 8 дней Христос явился Фоме и велел ему потрогать свои раны. Тогда Фома поверил, что Христос - воскресший Бог. Христос сказал: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

О Воскресении Христа апостолы рассказывали людям, и все поверившие в Его Воскресение стали называть себя христианами.

Беседа по вопросам:

- Куда положили тело Христа после смерти?

- Кого увидели жёны-мироносицы около гроба?

- Почему апостолы поверили в Воскресение Христа?


- Какое слово, схожее по звучанию со словом «воскрес» вы знаете? (Воскресенье)

- Что же означает слово воскресение?

- Воскресение - день возобновления жизни.


Работа с учебником.

Рассматривание иконы «Воскресение Христово» в учебнике на с.28.

- Каким вы видите Христа после Воскресения? (Выслушиваются ответы детей)


Рассказ ученика (заранее подготовленного):

- Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным, неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены и закрытые двери.

Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут.


Учитель:

- Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

- От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

- Что угрожало тогда людям? (Выслушиваются ответы детей)

- Людям угрожала смерть, потеря души, потеря Бога.

- Христос «взял на Себя все грехи мира».



2. Русская Пасха.

Рассказ ученика (заранее подготовленного):

- В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресение, которое так и называется - Пасха Христова («Праздник праздников и торжество из торжеств»). В переводе с древнееврейского языка слово Пасха означает «переход», «избавление».

Учитель:

- Для встречи Пасхи Христовой православные собираются в храмах.

- В какое время суток проходит в храме самая торжественная часть праздничного богослужения? (Она приходится на полночь и называется пасхальная полночь.)

- Священник несет крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма и поют радостные пасхальные гимны.

- Как называется эта часть праздничной службы? (Это называется «крестный ход»).


Рассматривание изображений «крестного хода».

Беседа:

- Что несут священники в руках?

- Что держат люди в руках?

- Где совершается «крестный ход»?


- Может кто-то из вас знает, как звучит главный пасхальный гимн?

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».

- В связи с Пасхой изменяется богослужение в церкви. Нет чтения, все поётся. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора.


Прослушивание аудиозаписи Пасхального гимна.


- Переведите эти слова на современный русский язык. (Выслушиваются ответы детей)

- В переводе на современный русский язык гимн звучит так: «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»


Чтение одним из учащихся стихотворения А. Майкова из учебника с.30.


- Как христиане приветствует друг друга в этот Праздник? (Выслушиваются ответы детей)

- На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться».

- Что говорят и сколько раз целуют друг друга? (Выслушиваются ответы детей)

- Сказал «Христос воскресе!», подарил яйцо и три раза поцеловал в щёчки.

- А что отвечают на это приветствие? (Выслушиваются ответы детей)

- В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!».

- Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

Рассматривание картины Б. Кустодиева «Встреча. Пасхальный день». Беседа по картине:

- Каким изображен Пасхальный день на картине?

- Что делают люди при встрече?

- Какие чувства вызывает картина?


Физкультминутка

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


 Учитель:

- Скажите, какой главный символ и подарок этого праздника? (Выслушиваются ответы детей) (Пасхальное яйцо)

- Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и друзьям.

- Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказать императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил в воскресение Христа и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует об истинности Христова Воскресения.

- Яйцо - символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

- Пасха - это праздник жизни, поэтому в этот день христиане не посещают кладбища для заботы о могилах, захоронениях своих близких. Праздник жизни предназначен для живых.


- Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день.


Чтение рубрики «Это интересно» в учебнике на с.29.


Учитель:

- Необходимо ли христианам готовиться к этому Празднику?

- Люди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца постятся: не едят мяса, яиц, молока. Это время ограничения в еде и развлечениях называется Великим постом.

- В дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато когда приходит Пасха - пир горой!


- Как вы встречаете Пасху?

- Назовите главные составляющие праздничного стола. (Выслушиваются ответы детей)

- Традиционно пасхальный стол украшают кулич, творожная пасха, крашеные яйца. Творожная пасха - готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич - это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу.


Работа в группах (каждой группе раздать иллюстрации картин)

Рассматривание иллюстраций картин художников: А.В. Маковского «Пасхальный стол», С.Ю. Жуковского «Пасхальный натюрморт», М. Шанько «Пасха», И. Каверзнева «Светлое воскресение».

(Группы рассказывают о том, что изображено на картине, какое событие, какое настроение передает художник).


Учитель:

- Поскольку к празднику готовились 40 дней, то и празднуют тоже 40 дней подряд. Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии крестного хода.

- В праздничные пасхальные дни у ребят есть возможность позвонить в церковные колокола. Во многих храмах в первые семь дней Пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек может подняться и позвонить в колокола.


Прослушивание аудиозаписи «Колокольного звона».


- А знаете ли вы пасхальные детские игры? (Выслушиваются ответы детей)

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца стучали друг о друга. У кого яйцо треснуло, тот считается проигравшим.

3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.


V. Закрепление изученного материала

Работа в группах

(Каждая группа ищет ответ на вопрос в учебнике.)

Вопросы:

1.Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2.Как Христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3.В чём состоит христианский пост?

4.Как звучит главный пасхальный гимн? В чём его смысл?


VI. Подведение итогов

- Что было для вас новым на уроке?

- О чем вы расскажете дома родителям?

- Почему Пасха - самый радостный праздник для православных?


VII. Домашнее задание

1.Подготовить сообщение о том, как в вашей семье празднуют Пасху. 2.Разгадать кроссворд (Приложение 1)

VIII. Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

Плюс - что понравилось на уроке, информация, которая может быть полезной.

Минус – что осталось непонятным.

Интересно - факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной теме.
















Приложение 1

Кроссворд по теме «Пасха»






1




Х









В

О

С

К

Р

Е

С

Е






2




И









3




С





4








Т









5




О










6



С









  1. Самый главный православный праздник.

  2. Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?

  3. То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.

  4. Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?

  5. Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?

  6. Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока курса "Основы религиозных знаний и светской этики" на тему: "Пасха".

Автор: Маловичко Наталья Владимировна

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406301


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства