Мы с вами сегодня представим, как выглядела хата казака внутри. Это и есть тема нашего урока. Нам помогут в этом карточки – путеводитель. «Красный угол» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой». В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога. Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац) Какое слово встретилось впервые? Найдите в словарике, что называют «божницей»? Прочитайте. Запишите. Как ещё называли «Красный угол»? (Святой) Молодец! Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в угол хаты? Выберите. (икону) Чем украшены иконы? Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник. Разные рушники имели разное значение. Давайте посмотрим на другие рушники. Для чего они были нужны, почему так назывались? «Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату. «Утирач» - им вытирали лицо. «Зеркальные» - ими украшали зеркала. «Церковные» украшали иконы. Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники. Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла. Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац) Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия. Молодцы! Как преображается наша комната. Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте. Запишите. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Присели на свои места. А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Чтобы об этом узнать отгадайте загадку: Если работает она, Не будет голодная семья. Можно на неё прилечь, А зовётся она …печь. Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац) Ученик 1. В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Ученик 2. Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились». Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля? Это место так и называется - «лежанка». Найдите в словарике значение слова «лежанка». Покажите, где в печи готовили еду? Посуду ставили в «устье». Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка. Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (чугунок) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска) Стоит толстячок, Подбочинивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. (самовар) Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац) Как называлась посуда изображённая у вас в тетради? Все ли названия знакомы? Объяснение какого слова записано у вас в словарике? Записали. Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы) Давайте расставим посуду на полки. Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок) А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов: « Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель». Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт? Давайте расставим мебель в нашей хате. Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной. Для чего в доме сундук? Для чего нужна лавка? Найдите в словаре объяснение слову – лавка. До широкого распространения кровати люди спали на сундуках, лавках и на полу. |