kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Христианское искусство"по модулю "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объектом изучения стало христианское искусство:произведения живописи, архитектуры, письменности.Проектная деятельность поможет ученикам легко усвоить материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Христианское искусство"по модулю "Основы православной культуры"»







Модуль «Основы православной культуры»









Тема: «Христианское искусство»

















Майстренко Елена Ивановна,

учитель начальных классов

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №232

Гущина Наталья Павловна,

учитель начальных классов

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ №236







г.Знаменск 2015

Тема и краткая аннотация.

Урок «Христианское искусство» рассматривается в модуле «Основы православной культуры».

Почему была выбрана именно эта тема? Человеку свойственно стремление к красоте. Понятие красоты меняется и во времени, и в пространстве, но стремление к красоте остается неизменным свойством человеческой натуры во все времена.

Источником красоты и гармонии для человека всегда был мир природы и искусства. Умение видеть, чувствовать и ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учить с самого раннего детства. К сожалению, многие современные фильмы и компьютерные игры, которыми так увлекаются наши дети, не способны научить их ни доброте, ни хорошему вкусу, ни творчеству.

Поэтому актуальность выбранной темы проекта обусловлена необходимостью решения противоречия между природным стремлением детей к красоте, с одной стороны, и неумением найти источник красоты и творчества – с другой.

Объектом нашего изучения стало христианское искусство.

Предметом изучения – произведения живописи, архитектуры, письменности.

Цель нашего проекта: развитие творческих способностей, ассоциативного и образного мышления детей в процессе их знакомства с произведениями христианского искусства.

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Культурные ценности христианства».

Задачи:

- научить детей работать со справочной литературой;

- обучить владению элементарными способами получения и обработки информации, делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей;

- привлечь учеников к участию в общем проекте в качестве членов одной из его групп.

Необходимое оборудование: таблички с названием инициативных групп («Живопись», «Архитектура», «Письменность»), презентация, раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Разделение по группам. На партах таблички с надписями: «Живопись», «Архитектура», «Письменность».

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II. Создание проблемной ситуации.

У.: Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Христианское искусство». Нами были изучены роль и значения городов Древней Руси, культурные ценности христиан. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения об архитектуре, живописи, письменности в Древней Руси.

Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Д.: возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, опорная таблица.

В результате под руководством учителя выбор останавливается на опорной таблице.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Культурные ценности христиан».

IѴ. Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу - наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового штурма».

У.: Культурные ценности какого государства мы изучаем?

Д.: Древняя Русь. (Слайд)

У.: Назовите города Древней Руси. (Слайд).

Центром чего является древний город?

Д.: Центром культуры. (Слайд).

У.: Как вы понимаете, что такое культура? (Слайд).

Д.: Культурой называют все достижения человечества, все то полезное или красивое, что было сделано человеком, а не природой.

У.: Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры. Что же относится к культурным ценностям?

Д.: Архитектура или зодчество, живопись, письменность.

У.: По каким параметрам будем характеризовать культурные ценности христиан?

Д.: 1. Определение (что означает это слово).

2. Особенности вида искусства.

3. Роль в жизни христиан.

4. Выдающиеся деятели.

Ѵ. Основной этап создания проекта.

У.: Группы «исследователей» подготовили сообщения о своем памятнике искусства. Задача остальных групп - слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики культурных ценностей христиан.

Итоги выступления «Исследователей Архитектуры» подведут участники группы «Исследователи Живописи»; «Исследователей Живописи» -«Исследователи Письменности»; «Исследователей письменности» - «Исследователи Архитектуры». Остальные группы тоже работают с целью корректировки неверных ответов, внесения дополнений, уточнений.


Доклады группы «Исследователи Архитектуры». (Слайды), (Приложение 1).

У.: После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.

Доклады группы «Исследователи Живописи». (Слайды), (Приложение 2).

У.: После прослушивания доклада и просмотра слайдов заполняем таблицу.


Доклады группы «Исследователи Письменности». (Слайды).

У.: После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу.


ѴI. Этап испытания проекта.

У.: В результате обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для сравнительной характеристики культурных ценностей христианства. (Приложение 4).

Давайте теперь сменим вид деятельности и поработаем «испытателями». (Дети одной группы задают вопросы другой группе. Например: «Что такое икона?», «Какие приспособления для письма использовали летописцы?»).


ѴII. Итог.

У.: Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достигнуть поставленных цели и задачи? Какие трудности встретились?


ѴIII. Рефлексия. (Слайд).


У.: Продолжить предложения:

«Я узнал…»

«Я удивился…»

«Я запомнил…»

«Я хочу узнать…»

(Слайд).







Приложение 1.

Выступление «Исследователей Архитектуры»:

1-ый ученик: Мы приглашаем вас отправиться в один из городов Древней Руси, во Владимир. Перед вами Золотые ворота крепостной стены древнего Владимира. Они построены в 12 веке. Любой древний город был обнесён частоколом или стенами. Попасть за стены города можно было через ворота. Золотые ворота. Почему они так называются?

2-ой ученик: золотые ворота одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой, увенчанный златоглавой церковью – замечательное сооружение крепостной архитектуры. Войдём в город Владимир через эти Золотые ворота. Горд был назван в честь его основателя Владимира Мономаха.

3-ий ученик: В 12-ом веке (1158-1160 г.) во Владимире сооружён главный храм - Успенский собор. Это была самая высокая постройка на Руси того времени – 32 метра. Створки входных дверей Успенского собора были обиты медными листами и покрыты золотым рисунком. Такие памятники, как Успенский собор, Золотые ворота – величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определённый период его исторического развития, любовь к своей земле.

4-ый ученик: Отправляемся дальше. Перед нами Дмитриевский собор (1194-1197 г.) Стены собора украшены каменной резьбой (рельефом). Более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также много орнаментов вырезали талантливые русские мастера.

Видеоролик «Храмы»

5-ый ученик: Храмы Древней Руси – хранители культуры. В России множество православных храмов. Они строились в самых красивых местах и поражали своими огромными размерами, строгостью и исключительной красотой внутренней отделки.





Приложение 2.

Выступление «Исследователей Живописи»

1-ый ученик: Войдём в главную достопримечательность города – Успенский собор. Собор богато украшен внутри мозаикой (мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты) и иконами. Полы выложены цветной плиткой. Стены расписаны фресками. Фреска – живопись водяными красками, нанесённая по сырой штукатурке. Это была очень трудная художественная работа – она требовала точности и большой скорости, так как штукатурка быстро сохла. Эти изображения рассказывают о жизни Христа и святых.

2-ой ученик: Главной частью всех православных храмов является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешён только священникам. От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке (иконостасом). Двери в центре иконостаса называются царскими вратами.

3-ий ученик: Икона – (в переводе с греческого – изображение, образ) священное изображение Иисуса Христа, богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона, являясь основной святыней, призвана приковывать к себе взоры молящихся. В древних рукописях об иконах сказано так: « красота её несказанна, и писана она дивно». Писание икон считалось богоугодным делом.

В Древней Руси художники-иконописцы писали иконы красками на деревянных досках. Чтобы писать иконы, надо было обладать талантом, владеть секретом изготовления красок, потому что писались они на века. Многие люди верили и верят в то, что иконы могут творить чудеса.

Настоящий иконописец должен был быть праведником, личностью незаурядной: иметь талант художника, знания богослова. Не могла стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивал у него благодати за труды свои.

4-ый ученик: Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси. Величайшая русская святыня в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Владимирская Богоматерь – одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь. Младенец Христос обнял за шею Богоматерь и умилённо прижался щекою к её лицу. Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлелись величайшая скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына. Любовь и печаль – два чувства переданы гениальным византийским мастером. Мать предчувствует судьбу своего ребёнка.

С иконой связана такая история. В 1395 году над Русью нависла новая опасность. Непобедимый полководец Азии Тамерлан двинул свои несметные полчища на русские земли. Сын Дмитрия Донского Василий повелел привезти икону из Владимира в Москву. И случилось невероятное: рать Тамерлана повернула и ушла восвояси.

5-ый ученик: Сегодня иконы являются достоянием всего народа и хранятся в храмах, музеях. Люди ходят в храм, обращаются к иконам с просьбами о помощи и верят. Но если иконы исчезают по вине людей, то это беда всего народа.























Приложение 4.



Опорная таблица «Культурные ценности христиан».



Виды



Параметры

Архитектура

Живопись

Письменность

Определение

(что означает это слово)






Особенности вида искусства






Роль в жизни христиан






Выдающиеся деятели

























Литература



  1. Брокгауз Ф., Ефрон И. «Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь», М.: ЭКСМО, 2007 г.

  2. Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. Москва, Наука, 1989 г.

  3. Энциклопедия для детей. Т.6. Религии мира. Ч. 1. М.: Аванта +, 2001.

  4. Энциклопедия для детей. Т.6. Религии мира. Ч. 2. М.: Аванта +, 2001.

  5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. М.: Аванта +, 2001.

  6. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч. 2. М.: Аванта +, 2002.

  7. Энциклопедия для детей. Т.6. Искусство. Ч. 3. М.: Аванта +, 2001.

  8. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. М.: Аванта +, 2001.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Христианское искусство"по модулю "Основы православной культуры"

Автор: Майстренко Елена Ивановна

Дата: 24.11.2017

Номер свидетельства: 440582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства