Просмотр содержимого документа
«Конспект урока гражданственности "Природа вокруг меня"(виртуальная экскурсия)»
Уроки гражданственности Донбасса
Урок №_________
Дата___________
Тема: Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня»
Цели урока:Дать понятие учащимся о многообразии природы родного края, о том , что человек – часть ее; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; развивать любознательность ; формировать у детей нормы поведения в природе; воспитывать созидательное отношение к природе родного края.
Оборудование.Обучающий видеофильм Заповедные места Донбасса», демонстрационный видеоматериал по теме урока.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Мотивация учебной деятельности.
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года — Это все вокруг...(природа)
3.Сообщение темы, цели урока.
-Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-экскурсия. Что такое экскурсия? Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в природу, побываем в заповедных местах Донбасса, познакомимся с живой и неживой природой родного края, узнаем о растениях и животных нашей местности.
4.Знакомство с природой родного края. Беседа -Дорогие друзья! Мы с вами живем в прекрасном и удивительном мире. Нас окружают растения и животные. Все вы любите зверей и птиц. У многих из вас дома живут кошки, собаки, хомячки, рыбки, попугаи.Посмотрите внимательно вокруг. Что вы видите? Вспомните, где вы отдыхали летом, что наблюдали?
- Солнце, небо, тучи, деревья, птицы, реки, моря, дождь, гром, радуга, вода, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим... Как можно назвать все это одним словом? (Природа)) - Можно ли назвать природой школу, дома, машины? -Почему? (Так как это создано руками человека). - Итак, все, что сделано и построено руками человека, - это рукотворный мир вокруг нас.
-Условно природу разделяют на живую и неживую.
Как вы считаете, что относится к живой природе, а что к неживой?
- К неживой природе относятся солнце, луна, звезды, вода, воздух, а также камни, песок, глина, почва, которые являются необходимым условием для жизни растений и многих животных. К живой природе относятся человек, растения и животные.
-Почему природу поделили на живую и неживую? В чем заключается разница между живой и неживой природой?
-Может ли живая природа существовать без неживой? Почему?
-Что нужно растениям, животным для жизни?
-Связаны ли животные и растения между собой? Как?
Игра «Подумай».
Классификация предметных рисунков: живая и неживая природа, рукотворный мир.
Береза, гриб, луна, солнце, река, карандаш, дом, автомобиль, девочка.
Отгадывание загадок.
К какой природе принадлежат слова-отгадки? • Голубой платок, красный клубок, По платку катается, Людям улыбается. (Небо, солнце).
• Прозрачный, будто стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
• Не дерево, а с листьями, Не рубашка, а сшитая,
Не поле, а засеянное. (Книжка)
• Белая заплата, черная заплата По дереву скачет. (Сорока)
• Хотя не шью я никогда, а игл всегда достаточно. (Еж)
• Всю ночь бродит наугад, Прокладывает путь к дню. (Луна)
• Красное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)
• Много ног без копыт. Ходит, а не стучит. Летает, а не птица. (Жук)
Знакомство с животными родного края.
-На территории нашего края обитает большое количество разных животных: зверей, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Многих из них вы знаете, о некоторых слышали. Посмотрите на изображения животных перед вами. Я загадаю вам загадки. А вы отгадывайте и подбирайте изображения, которые соответствуют слову – отгадке.
В травах прячется........(кузнечик).
Удивляется цветок:
«Что за новый лепесток?»
Кто так прячется?... (Бабочка)
Кто там под мостиком
Виляет хвостиком? (Рыба)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Кто на свете ходит
В каменной рубахе? (Черепаха)
Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж)
То рыжая, то серая.
А прозваньем белая. (Белка)
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Растения Донбасса
-Ребята, а чем растения отличаются от животных? Какая связь между растениями и животными? Какие растения, произрастающие в нашей местности вы знаете? Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растения, а также выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.
Просмотр видеопрезентации «Растения Донбасса».
-Закройте глаза и мысленно представьте перед собой лес. Что вы представили, услышав звуки леса? Что же такое лес?
Лес – это наше богатство Без леса нет жизни на земле Там, где лес, всегда чистый воздух Лес – это ягоды, орехи, грибы Лес – это кислород Лес – это красота
-Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников; 2. Не повреждай кору деревьев. 3. Не рви в лесу цветов. 4. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.5. Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков. 6.Не разрушай муравейники.
Физкультминутка
Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете — Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали!
-Человек – это часть природы, он должен подчиняться ее законам. Но не всегда люди задумываются об этом. В результате человеческой деятельности многие растения и животные оказались под угрозой исчезновения. Чтобы сохранить природу родного края, существуют заповедники, заказники, национальные парки.
Виртуальная экскурсия по заповедным местам Донбасса.
Хомутовская степь
- В наше время уже не найдешь больших целинных степей. Человек освоил их, вспахал и засеял. Но есть на территории Донецкой области уникальный кусочек целины - Хомутовская степь, показывающей нам как выглядело Приазовье в далеком прошлом. В Хомутовской степи можно встретить тушканчиков, хомячков, сусликов, зайцев, ежей, мышей, лис иногда встречаются волки. В прибережных зарослях гнездятся соловьи, иволги, горлицы, ремезы. Круглый год живут в степи щегол, грач, сорока, куропатка серая. На весенних перелетах задерживаются на некоторое время козодой, желтоголовый королек, дикий голубь. В водоемах водятся разные рыбы: лещ, окунь, щука, карась, сазан
Каменные могилы
-Заповедник Каменные Могилы - это уникальное творение природы. Здесь можно встретить растения, которые занесены в Красную Книгу и больше нигде не встречаются на планете. На месте современного заповедника 2 миллиарда лет назад извергался вулкан. Теперь это мощные скальные выходы высотой до 70 метров.
Представителей растений донецкого края можно увидеть в ботаническом саду г. Донецка. А вот представителей животного мира – в зоосаду г. Докучаевск.
Ландшафтный парк «Донецкий кряж»
«Донецкий кряж» создан в 2000 году на территории Шахтерского и Амвросиевского районов Донецкой области, общая площадь парка составляет 3952,2 га. «Донецкий кряж» — это Аскания-Нова в миниатюре. На территории парка можно увидеть лошадь Пржевальского, бизона, благородного и пятнистого оленей, а также других интересных и необычных для нашего региона представителей животного мира. Помимо перечисленных животных в парке мирно сосуществуют 152 видов позвоночных, 150 видов насекомых, 80 видов птиц.
Виртуальная экскурсия в Донецкий ботанический сад и зоосад г. Докучаевск.
Донецкий ботанический сад
Зоосад г. Докучаевск
5.Итог урока.
Что такое природа?
Какая она бывает? (живая и неживая)
Вы любите природу?
Могут ли представители мира животных и растений обойтись без человека? А он без них?
Способен ли человек навредить природе?
Как именно?
Что нужно делать для того, чтобы защитить природу родного края от нас самих?»
- Что вы, как дети, можете сделать уже сейчас для того, сберечь растения и животных ?
– Что бы вы хотели сделать, если бы уже сейчас вы были взрослыми ?
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.»
За нежные рассветы, багряные закаты,
Сверкающие молнии-небесные раскаты,
За тайны все природные,
За недра плодородные,
Что матушка-Земля веками там хранит.
За капельки росы хрустальные,
За облака печальные.
За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!»
-Природа Донбасса восхищает своим разнообразием: это и степи с душистым разнотравьем, и живописные балки, и знаменитый Донецкий кряж. Ну и, конечно же, реки, берег Азовского моря, густые тенистые леса.
Мир вокруг нас – это наш Зеленый Дом. Моря и реки, леса и горы, деревни и города... Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы. Насекомые и рыбы, птицы и звери..Берегите наш Зеленый Дом!