II. Развитие умений. | Работа с текстом. 1. Наблюдения над характерами героев. – Обратите внимание на то, какие имена даёт автор своим героиням. Как вы думаете, по их именам можно определить отношение автора к своим героиням? (Одоевский даёт своим героиням не обычные имена, а имена-характеристики, похожие на прозвища, сразу настраивая читателей на определённый лад. Перед нами просто дети с разными характерами – Рукодельница и Ленивица.) – Раз сказка держится на противопоставлении, найдём эти противопоставления в сказке. 1) Первое противопоставление – утро Рукодельницы и утро Ленивицы. – Найдите их описание, прочитайте. – Какой вывод вы для себя сделали? Совпадает ли ваше мнение с эпиграфом урока? 2) Второе противопоставление – путь девочек к Морозу Ивановичу и три дня, проведённые с ним. – Итак, как попала к Морозу Ивановичу Рукодельница? Ленивица? – Расскажите (прочитайте) о трёх днях, проведённых у Мороза Ивановича Рукодельницей. – Выберите слова, передающие действия Рукодельницы. – А как провела свои дни Ленивица? Расскажите. – Выберите слова, передающие действия Ленивицы. – Прочитайте, о чём думала Ленивица, выполняя различные просьбы. – К какому выводу вы пришли? 3) Третье противопоставление – взгляд девочек на Мороза Ивановича. – Каким вы увидели Мороза Ивановича в сказке? (Мороз Иванович представляется нам добрым и мудрым старцем.) – Давайте полюбуемся домом Мороза Ивановича. Расскажите о нём так, чтобы мы залюбовались этим домом. (Его ледяной дом был очень красив, особенно когда убранные снежными звёздочками стены блестят и сияют, освещённые солнцем.) – Посмотрим на Мороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы. Представьте, что нянюшка попросила девочек рассказать о старике. Каким мы увидим Мороза Ивановича в рассказе Рукодельницы, каким – в рассказе Ленивицы? Рукодельница | Ленивица | – добрый, приветливый старичок – открытое лицо – серебристая шуба, отороченная белым мехом … | – злой, сердитый старик – шапка надвинута на лоб – длинная серая шуба … | Обсуждение, запись на доске по ответам детей. Вывод. Одного и того же человека можно видеть по-разному, в зависимости от того, кто смотрит. 2. Подготовка к выразительному чтению. – Давайте попробуем услышать голоса Рукодельницы и Ленивицы. Каким, по-вашему, может быть голос Рукодельницы? а голос Ленивицы? Рукодельница | Ленивица | – мелодичный – тихий – слова произносит отчётливо | – неприятный, грубый – резкий, крикливый – говорит невнятно, может шепелявить | Обсуждение, запись на доске по ответам детей. – Подготовьте выразительное чтение 1-й части сказки от лица одной из девочек. (Один читает, остальные стараются угадать, чей голос они слышат.) – По каким признакам вы угадали голос Рукодельницы и Ленивицы? 3. Подготовка к чтению по ролям. – Прочитайте про себя 4-ю часть сказки (с. 46–49), подготовьтесь к выразительному чтению: определите, кому принадлежат слова, каким тоном будете читать слова героев. Самостоятельное чтение. – Сколько героев участвует в 4-й части? – Кто они? (Автор, нянюшка, Ленивица, пирожок, яблочки, Мороз Иванович.) – Как будете читать за нянюшку? (Поучительно, наставляя девочку.) За Ленивицу? (Капризно, возмущённо, грубо.) И т.д. Чтение по ролям. 4. Обобщающая беседа. – Сравним Рукодельницу и Ленивицу, их отношение к другим людям, к работе, их человеческие качества. – Назовите качества, присущие Рукодельнице. (Трудолюбива, скромна, почтительна, добра и др.) – А Ленивице? (Высокомерна, неуважительна, зла, груба и др.) Заполнение таблицы в тетради на с. 7 (задание 6). 5. Повторное чтение и концептуальная беседа. – Прочитайте 5-ю часть сказки про себя. – Найдите и прочитайте на с. 50 все слова Мороза Ивановича. – В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова ... и награда».) – Рассмотрите внимательно портрет автора. Попробуйте описать, каким был этот человек в жизни. Каково было его отношение к людям, к своему труду, к самому себе? Учитель обобщает ответы детей, добавляет. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |