- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг - другу. - Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать У себя внимательность А поможет всё узнать Наша наблюдательность - И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы. | Дети приветствуют гостей и дарят им свои улыбки. Улыбаются друг другу. | |
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведём исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами. - Кто знает, что такое лаборатория и кто такие лаборанты? Такую информацию можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1.Внимательно слушать старшего лаборанта; 2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3) 3. Выполнять все задания. У вас на столах стоят 3 стакана. – Что в первом стакане? -Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? -В физике такие предметы принято называть – твёрдыми телами. ( На доске крепится табличка твёрдые тела). -Что находится во втором стакане? -Какая она? ( На доске крепится табличка жидкости). -А вот в третьем стакане спряталась невидимка. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем -Что это такое? Дыхательная гимнастика. - Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь(дети делают глубокий вдох). «Сдуем» пушинку с ладошки. -Что вы почувствовали? -Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? ( Если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ (На доске появляется табличка газы ) - Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока… | Работа с толковым словарём Проговаривают правила Деревянный брусок Твёрдый Вода Жидкая Воздух Ветер Нет Нет - Тема нашего урока: « Твёрдые тела, жидкости, газы». | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим. а) Твёрдые тела. -Попробуйте изменить форму бруска. -Получилось? Твёрдые тела ↓ не изменяют форму б) Жидкости – Можно ли изменить форму жидкости? – У меня в руках пробирка с водой. Перельём эту воду в стакан, а затем в бутылочку. Что заметили? Жидкости ↓ изменяют форму в) Газы У вас на столах лежат шарики. Возьмите их. Надуйте их. – Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? -Какую форму приобрёл воздух? - А какую форму имеет воздух в стакане? – Имеет ли газ постоянную форму? газы ↓ изменяют форму – Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? 2 ОПЫТ – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему? б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. – Удалось ли сжать воду? в) Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его. – Почему? – Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов.
Газы обладают ещё одним важным свойством - Закройте глаза (учитель разбрызгивает духи) - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? | Дети выполняют задание учителя. Нет Дети высказывают свои предположения.
Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы. – Весь шарик. - Форму шарика. - Форму стакана. – Газ не имеет постоянной формы. – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. Высказывания детей. – Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются. – Нет, значит, жидкость не сжимается. – Возвращается в исходное положение.
– Сжатый воздух выталкивает его. – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. (Чтение вывода на стр. 35 учебника) Предположения детей. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату. (Вывод на стр. 36 учебника) | Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
Защита исследовательской работы, выполненной учащимися. 1 ребёнок рассказывает о превращении воды в лёд. - Какой вывод можно сделать из этого опыта? 2 ребёнок рассказывает о превращении льда в воду. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? 3 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Показ фото – слайдов (превращение воды в лёд (твёрдое тело)). Вывод: вода при охлаждении из жидкости переходит в твёрдое тело-лёд. Показ фото – слайдов ( превращение льда в воду). Вывод: при нагревании вода из твёрдого состояния переходит в жидкое. Показ фото – слайдов Вывод: вода при нагревании из жидкого состояния переходит в газообразное, т.е становится паром. | |