kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект к уроку окружающего мира по теме "Твёрдые тела, жидкости,газы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует ФГОС.Учащиеся получают новые знания путём исследования твёрдых тел, жидкости,газа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку окружающего мира по теме "Твёрдые тела, жидкости,газы"»

План-конспект урока



«Окружающий мир» 1 класс



"Твердые тела, жидкости, газы"













Учитель начальных классов:

Вольнова Ольга Юрьевна









Урок окружающего мира в 1-м классе

Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"

Цели:

  1. Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.

  2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.

  3. Развивать творческие способности.

  4. Развивать мышление, память, речь.

  5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.

  6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.

Используемое оборудование:  

Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, ёмкости для воды, вода, брусок, шприц, салфетка, духи

Раздаточное: ёмкости для воды на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары

Используемые ЦОР:  Конспект урока, презентация к уроку

Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем

Ход урока.


I. Организационный момент.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг - другу.

- Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать

У себя внимательность

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность


- И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.







Дети приветствуют гостей и дарят им свои улыбки. Улыбаются друг другу.




II. Актуализация знаний.


Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведём исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.


- Кто знает, что такое лаборатория и кто такие лаборанты?


Такую информацию можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова


- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.


Каждый из лаборантов их должен выполнять:

1.Внимательно слушать старшего лаборанта;

2)      2. Не шуметь, не мешать друг другу;

3)      3. Выполнять все задания.


У вас на столах стоят 3 стакана.

– Что в первом стакане?

-Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?

-В физике такие предметы принято называть – твёрдыми телами.

( На доске крепится табличка твёрдые тела).


-Что находится во втором стакане?

-Какая она?

( На доске крепится табличка жидкости).


-А вот в третьем стакане спряталась невидимка.


Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем

-Что это такое?


Дыхательная гимнастика.

- Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь(дети делают глубокий вдох).

«Сдуем» пушинку с ладошки.

-Что вы почувствовали?

-Можно ли воздух назвать твёрдым телом?

- Можно ли воздух назвать жидкостью?


- Тогда что это? ( Если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ

(На доске появляется табличка газы )

- Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока…







Работа с толковым словарём







Проговаривают правила


Деревянный брусок

Твёрдый





Вода

Жидкая









Воздух






Ветер

Нет

Нет




- Тема нашего урока: « Твёрдые тела, жидкости, газы».

Познавательные УУД:



1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.








III. Постановка учебной задачи.


- Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?

- Наши мнения разошлись. Кто же прав?

– Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.

Предположения детей.



IV.Открытие нового знания


1 ОПЫТ.

– Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.


а) Твёрдые тела.

-Попробуйте изменить форму бруска.

-Получилось?


Твёрдые тела

не изменяют

форму


б) Жидкости
Можно ли изменить форму жидкости?


– У меня в руках пробирка с водой. Перельём эту воду в стакан, а затем в бутылочку. Что заметили?




Жидкости

изменяют

форму


в) Газы

У вас на столах лежат шарики. Возьмите их. Надуйте их.
Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?


-Какую форму приобрёл воздух?


- А какую форму имеет воздух в стакане?


– Имеет ли газ постоянную форму?


газы

изменяют

форму


– Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?




2 ОПЫТ

– Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ?


а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему?


б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.


– Удалось ли сжать воду?


в) Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.


– Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.


– Почему?


– Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов.







Газы обладают ещё одним важным свойством

- Закройте глаза (учитель разбрызгивает духи)


- Что вы почувствовали?


- Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов?



Дети выполняют задание учителя.




Нет





Дети высказывают свои предположения.


Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.







– Весь шарик.


- Форму шарика.


- Форму стакана.


– Газ не имеет постоянной формы.





– Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.



Высказывания детей.

– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются.





– Нет, значит, жидкость не сжимается.





– Возвращается в исходное положение.

– Сжатый воздух выталкивает его.



– Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.

(Чтение вывода на стр. 35 учебника)








Предположения детей.



У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату.

(Вывод на стр. 36 учебника)



Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.








Физкультминутка

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап – кап запели.

Намочились лица,

Мы их вытирали.

Туфли посмотрите –

Мокрыми вдруг стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки встряхнём.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.



V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.



  1. Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50)


- Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини.


  1. Упражнения на различение твёрдых тел, жидкостей, газов.


А) Вы услышите слова. К чему их можно отнести: к твёрдым телам, жидкостям, газам?

Что можно :


- лить

- глотать

- резать

- носить

- вдыхать

- пить


- Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?



Самопроверка по образцу учителя












жидкость

твёрдое тело, жидкость

твёрдое тело

твёрдое тело

газ

жидкость



VI. Постановка проблемы


- Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие.

- А в жизни могут происходить подобные превращения?


- Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования.

Предположения детей.


VII. Открытие новых знаний.


Защита исследовательской работы, выполненной учащимися.


1 ребёнок рассказывает о превращении воды в лёд.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта?




2 ребёнок рассказывает о превращении льда в воду.

- Какой вывод модно сделать из этого опыта?





3 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар.


- Какой вывод модно сделать из этого опыта?




Показ фото – слайдов (превращение воды в лёд (твёрдое тело)).

Вывод: вода при охлаждении из жидкости переходит в твёрдое тело-лёд.


Показ фото – слайдов ( превращение льда в воду). Вывод: при нагревании вода из твёрдого состояния переходит в жидкое.



Показ фото – слайдов

Вывод: вода при нагревании из жидкого состояния переходит в газообразное, т.е становится паром.



VIII. Первичное закрепление знаний.


-Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Вот послушайте:


Однажды в тёплый день в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унёсся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождём. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие.

Такое движение воды называется « Круговоротом воды в природе»



IX. Итог урока .Рефлексия деятельности.


-Чему учились сегодня на уроке?

-На какие вопросы сегодня ответили?

-Что нового узнали?

- А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки

- Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку

- Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку

- Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку






Дети поднимают карточку


X. Домашнее задание (творческое)


- Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?

Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.

























6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект к уроку окружающего мира по теме "Твёрдые тела, жидкости,газы"

Автор: Вольнова Ольга Юрьевна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства