Жиһазлау: компьютер, слайдлар, музыкаль центр, диск, дәреслек; кирәкле күрсәтмә; дәреслек; материал С.И.Ожеговның һәм татар аңлатмалы, орфографик сүзлекләреннән, карточкалар, тест
1.Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Видите сколько у нас гостей? И учителя тоже два. Мы попробуем провести два урока за 1 час. А что для этого нужно?
Из чего состоит наша речь? А предложения? (из слов)
Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания по теме « Однокоренные слова» и будем исследовать объект языка СЛОВО.
Вы хотите быть исследователями?
3.Для начала проверим д/ з.
Вы должны были ответить на вопрос- шутку Родня ли гусеница гусю? (ответы детей) Проверим.
Слайд2. Родня ли гусеница гусю? Почему?
Вот мы и провели наше первое мини- исследование.
Вывод делают дети:
Гусь и гусеница это однокоренные , но не родственные, так как происходят от разных слов.
4. Работа по теме урока.
Слайд 3.
1.) Чтение стихотворения
Как-то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово – слово-КОРЕНЬ,
Разрастаться стал он вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много слов.
Вот из САДА вам РАССАДА
Вот еще ПОСАДКИ рядом.
А вот САДОВОД
С ним САДОВНИК идет
Очень интересно гулять в саду словесном.
Вывод: Видите сколько однокоренных слов образовалось от одного корня.
Продолжим наше исследование. Давайте выясним значение слова КОРЕНЬ.
Найдите в толковом словаре значение этого слова.( Работа с толковыми словарями.) Дети читают, одновременно появляется
Слайд4
Комментарий к слайду. Для чего нужен корень растениям? Через корни растения получают все необходимое для роста. Значит –это самая главная часть. А что значит корень в слове? Именно от корня образуются другие однокоренные слова.
5 ).Подбери схемы к словам. ( на магнитную доску прикреплены слова, дети подбирают схему к каждому слову.)
Вода, безводный, Половодье,
Су, сусыз, сулык
5. Работа в группах.
« Составь однокоренные слова.»
работа эш
Дети делятся на 2 группы. Одна группа работает с заданием на русском языке , другая –на татарском языке. Дети должны подобрать однокоренные слова к данному слову и разместить на дереве ( на рисунке)
Задание проверяют учителя. Дети делают выводы. Должны назвать сходство и различия в словообразовании на русском и татарском языке.