Интегрированный урок
«Все профессии важны. Постройки и фантазия»
Тема урока: Все профессии важны. Постройка и фантазия.
Цели: Выявить и систематизировать у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях; познакомить с профессией архитектора и дизайнера; создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов и их характерных особенностях .
Задачи: Образовательные:
Закрепить знания детей об отраслях экономики: культуре и образовании.
Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
Дать представление об архитектуре.
Учить планировать, контролировать и оценивать свои действия; сопоставлять полученный результат поставленной задаче.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
Развивать умение объективно оценивать свои знания.
Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Создать условия для развития речи учащихся, творческих и конструкторских навыков.
Воспитывающие:
Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Образовательные ресурсы: Окружающий мир. 2 класс. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, мультимедийный проектор и презентация к уроку.
Оборудование: полосы цветной бумаги, ножницы, клей, карточки с буквами алфавита.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы узнаем о том, что такое профессии, об их роли в нашей жизни. Попробуем себя в роли дизайнеров.
На доске:
Все профессии важны, все профессии нужны. |
3. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке я просила вас подготовить рисунки учреждений культуры и образования, в которых вам приходилось побывать. Расскажите об этих учреждениях. (Выслушиваются ответы детей, идет обсуждение рисунков)
4. Изучение нового материала.
- В названных вами учреждениях работают люди разных профессий. Кто знает, что такое профессия?
Обратимся к Толковому словарю: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
– Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит?
– Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
На доске:
– Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем)
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
– Я вам раздам карточки с буквами, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву. (Работа в группах)
– Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу.
Сравните труд рабочего на заводе с трудом уборщицы, учителя, директора школы. Сделайте вывод. Труд бывает физический и умственный. Каким видом труда вы занимаетесь в школе? (Умственным)
- Отгадайте загадки о профессиях:
1.Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
2. С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? ( Пожарные)
3. Встаем мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водители)
- Объясните, чем занимаются люди данных профессий.
Физкультминутка
- Ребята, когда вы были маленькими, вы все любили что-либо строить из песка, дерева, кубиков. Построив, вы тотчас играли в свою постройку, не подозревая, что занимаетесь строительным искусством. Да, да, искусство – это не только продукт изображения и украшения, это ещё и постройка. Люди каких профессий необходимы для того, чтобы построить различные сооружения? А вы знаете, чем занимается архитектор? Инженер-конструктор?
Архите́ктор — специалист, который занимается архитектурным проектированием, то есть разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств.
Инженер- конструктор заниматься расчётом конструкций зданий.
-Что строят архитекторы? (Дома, мосты, дороги, школы, театры, храмы, стадионы…)
- Верно. Но художники ещё могут создавать и малые формы – различные предметы. Постройка формы предмета называется дизайном, а художник, создающий эти формы – дизайнером.
-Сейчас мы с вами побудем дизайнерами и создадим свои формы. Как же это делают настоящие художники? В своей строительной деятельности люди очень многому научились у природы: изучили природные постройки и создали свои. Почему люди постоянно обращаются за советом к природе? Потому что в ней можно найти все красивое, правильное и совершенное. Например – природные домики. Какие природные домики вы знаете? (Гнездо, дупло, ракушка, шишка, яйцо)
-Рассмотрим домики улиток и моллюсков. Это “домики-ракушки”. Какие удобные раковины. А у улитки домик закручен спиралью. В середине спирального домика витки закручены туго (как пружина), а ближе к выходу – расширены. В случае опасности улитка спрячется так, что её не достанешь. Красиво и удобно. Правда? Какую форму напоминает нам ракушка? (Спираль)
- Где в современных зданиях встречается спираль? (Винтовая лестница)
-Познакомимся с ещё одним домиком. Крепчайший “домик-панцирь” у черепахи. Если она спрячется. Такая форма домика называется – свод. Какие природные постройки имеют свод? (Нора, дупло, берлога)
-В каких сооружениях имеется свод? (Стадион, храм, цирк, туннель…)
6.Практическая работа. Создать форму из бумаги на тему: “Природные домики”.
1.Первая постройка выполняется вместе с учителем, Из полоски бумаги склеивается круг, затем выклеивается свод. Дети узнают в форме: гнездо, яйцо, поясняя свой ответ. Когда приклеивается голова, лапки и хвостик, все догадываются, что это – черепаха.
2.Строим следующий домик. Полоску бумаги закручиваем на карандаш. Получилась спираль. Этот красивый дом дети отгадывают сразу – это домик улитки.
3.Ещё один красивый домик строим вместе. Необходимо взять три полоски разной длины. Из самой длинной сложить петельку (рисунок 2), таких петелек получится три, но они будут различны по размеру. Дети начинают догадываться о домике только тогда, когда все эти бумажные петельки накладываются друг на друга – получается изящная ракушка. Некоторые высокие здания очень похожи на ракушку, в низу они шире, а чем выше – тем становятся более узкими.
Что общего у всех построек, выполненных нами? (Они все похожи на природные домики. Для того, что бы их построить, мы использовали полоски бумаги.)
7.Итог урока.
-.Что нового мы узнали на уроке? Что вас заинтересовало? Что удивило? (Выслушиваются ответы детей)
-А теперь давайте ответим на вопрос, который мы задали себе в начале урока. Вспомним его: «Что такое профессия?» (Дети отвечают)
-Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
8. Домашнее задание. Проект « Природные формы в архитектурных сооружениях» .