Образовательное учреждение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
Город/поселение: город Екатеринбург
Предмет: математика
Класс, количество человек: 4 класс, 28 человек
Продолжительность урока/мероприятия: 40 минут
Методическая информация
Тема урока: Арифметические действия над числами
Автор учебника, по которому ведётся обучение: Козлова, Демидова «Математика», УМК «2100»
Классификация урока: Урок закрепления нового материала
Данный урок проводится в рамках темы «Умножение и деление многозначных чисел» (28 часов).
Учащиеся уже владеют понятиями «многозначные числа», «разряд», познакомились с приёмами умножения и деления многозначных чисел. В рамках темы - это один из заключительных уроков, который является одним из подготовительных к контрольной работе по теме.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса: В 4 ж классе обучается 28 учащихся: 15 девочек и 13 мальчиков. Растущая познавательная активность и мотивация обеспечили 71,7% качества успеваемости. Большинство учащихся проявляют на уроках интеллектуальную активность, заинтересованность процессом и результатом учебной деятельности. Самостоятельность в работе над учебными задачами проявляют большинство учащихся. Они умеют работать по плану, использовать памятки, алгоритмы. Смена видов деятельности, близкая мотивация позволяют удерживать внимание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Работая в группах или парах, учащиеся помогают друг другу сравнивать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. Трудности в учёбе испытывают четверо учащихся. Слабая развитость личностных и регулятивных универсальных действий требует их индивидуального сопровождения.
Цели урока: Закрепить способ действия при умножении и делении многозначных чисел
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Умножение и деление многозначных чисел»;
-Развивать познавательный интерес на основе актуализации эмоционального интеллекта учащихся, умения анализировать, сопостовлять данные, делать вывод
-Развивать умения решать задачи
-Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и работать в паре
Воспитательные:
-воспитывать познавательный интерес к математической науке
- соотносить результат действия с поставленной целью
- Воспитывать ценностно-смыслового отношения к учебе
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
Закрепят умения умножать и делить многозначные числа
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
Мультимедийная установка, презентация к уроку, материалы для макета (ватман, цветная бумага), раздаточный материал для учащихся.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная, групповая
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность АМО «Отгадай тему»
Время проведения:3 мин.
Происхождение метода: Авторский
Цель:
Выявить способность детей сформулировать свои мысли, обозначить цели тему и цели урока,
Создать благоприятную атмосферу
Снятие статического напряжения
Создание ситуации выбора и доверия на уроке для повышения его мотивации
Необходимые материалы:
Возможно использование музыкального сопровождения
Предварительная подготовка:изготовление логотипа журнала «Хочу все знать!»
Технология проведения:
Отгадывают слова названия темы урока, зашифрованные разными способами(загадка+ребус+картинка)
Добрый день, ребята. Я предлагаю начать урок математики с отгадывания темы урока. Тема у нас сегодня скрыта в волшебном орехе (1слайд –логотип журнала «Хочу все знать»
Первое слово, которое вы должны отгадать это …
2слайд. СТИХОТВОРЕНИЕ
Можно пальчики считать, Цветочки для букетика... Вычитать и прибавлять Учит - АРИФМЕТИКА.
Превратите слово «АРИФМЕТИКА» из существительного в прилагательное!
Итак первое слово «Арифметические»
Чтобы отгадать второе слово, вы должны прочитать только то, что я не зачеркнула (напечатано на листе)
ДЕНЬ МАЙ СТОЛ ВИЗАНТИЯ
Второе слово «Действия»
Чтобы отгадать третье слово, вы должны подобрать противоположное слово слову «под»
Вы отгадали третье слово «Над», а сейчас достаточно показать картинку, и вы сможете сформулировать тему
3 слайд
Дети называют тему «Арифметические действия над числами»
Вхождение или погружение в тему АМО «Планета НАСТРОЕНИЙ»
Время проведения:2 мин.
Происхождение метода: Авторский
Цели:
-помочь детям сформулировать учебную задачу урока;
-классифицировать и делать выводы
-выявить настрой детей на работу
Предварительная подготовка:
Изготовление картинок острова, реки, бухты, планеты приклеивание к магнитам
Технология проведения:
Дети раскрывают учебник, изучают предложенные упражнения, выявляют те номера, в которых испытывают затруднения или, наоборот, утверждают, что им эти задания даются легко, несколько детей подходят к карте изображенной на магнитной доске и примагничивают свои карточки-магниты
– Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы можем заняться на сегодняшнем уроке математики?
– Какие цели можем перед собой поставить?
– Попробуйте высказать свои предположения. Дети выбирают из набора карточек названия и крепят к карте
Остров «Почемуч-ка», если у вас есть вопросы
Бухта «Успешность», если вам многое понятно и легко
Река «Неопределенность», если вы поняли тему, но делаете арифметические ошибки
Город «Всезнай-ка», если вы готовы помочь своим одноклассникам в освоении и повторении темы
Планета «ВСЕСМОГУЯ», если вы не боитесь трудностей
Класс формулирует учебную задачу, учитель концентрирует ответы детей.
-На уроке, ребята, мы будем умножать и делить многозначные на многозначные числа. У нас сегодня урок-повторение изученного ранее.
Фаза 2 «Работа над темой»
Интерактивная лекция Метод актуализации имеющихся знаний учащихся АМО «Расколи орех»(анализируем и действуем)
Время проведения:10 мин.
Происхождение метода: авторский
Цель:
-Повторить и закрепить способы умножения и деления многозначных чисел
Необходимые материалы:
Карточки в виде ореха
Предварительная подготовка:повторение алгоритма деления и умножения столбиком
Технология проведения:
Каждый ученик самостоятельно выполняет вычисления выражения, затем, занимается самопроверкой и взаимопроверкой с соседом по парте. Только после этого дети раскрывают свои орехи и сверяют ответы, оценивают себя карандашом на полях
Примечание: учителю нужно выполнить два варианта заданий
-Предлагаю, использую свои знания, раскрыть орешек. Чтобы его раскрыть, нужно сосчитать примеры, проверить их самостоятельно, отдать другу для проверки, и только после этого, вскрыть и сверить свои ответы (правильные ответы в ядре ореха)
(Ученики работают самостоятельно. Затем комментируют друг другу способы решения. При необходимости сами корректируют результаты или обращаются за помощью к учителю)
1-й вариант
243 • 20 632 • 300 1 420 • 60 30 080 • 20
2-й вариант
210 : 42 768 : 24 48980 : 5 17 640 : 35
Самопроверка. Слайд №4
- А сейчас сверяем с доской свои ответы. Анализируем количество правильно решенных примеров«расколотых орехов»
В заключении работы, дети сверяют свои ответы с ответами на доске (презентация), анализируем ошибки, если все решили верно, то получают улыбающийся смайлик
Метод проработки учебного материалаАМО «Лестница успеха»
Время проведения: 13мин.
Происхождение метода: Авторский
Цель: Закрепление приёмов умножения и деления столбиком многозначных чисел. Выявить уровень усвоения пройденного материала.
Необходимые материалы: -Лестница, стикеры, клей
Предварительная подготовка: подготовить лестницы
Технология проведения: На карточках напечатаны примеры. Чем выше, тем сложнее. Только решив пример, дети могут открыть правильный ответ и стимулирующую надпись. Если решил неверно, делает работу над ошибками. Первая ступенька «Продолжай в том же духе», вторая «Еще немного, еще чуть-чуть!» Третья ступенька «Нужно еще постараться», четвертая «Молодец! Осталось совсем немного», пятая «Ты справился! Получай «5».
Не все дети доходят до последней ступеньки
Примечание: 1. Дети выполняют задания под лирическую спокойную музыку
2.Учителю нужно подготовить несколько карточек-лестниц повышенного уровня для детей, выполняющих работы быстрее всех.
Карточки-лестницы. С обратной стороны примеры+стикеры
Коллективный способ проверки знаний в группах АМО «Радуга»
Этап урока: Закрепление материала. Самостоятельная работа
Время проведения:10 мин.
Происхождение метода: авторский
Цель:
-проверка знаний учащихся по теме в парах
Необходимые материалы:карточки с заданиями, учебник, цветные карандаши или фломастеры
Предварительная подготовка:подготовка проверочного материала
Технология проведения:
Этапы работы
1). Каждый ученик получает индивидуальную карточку с заданием и с ответами для проверки на обратной стороне.
2). Выполняет задание в тетради и проверяет себя по данным ответам.
3). Меняются карточкой с соседом по парте и выполняют задание.
4). Отдают карточки, меняются тетрадями, проверяют друг друга по своим карточкам (взаимопроверка)
Примеров 7. Решили правильно закрасили первый цвет радуги, и т.д.
Слайд №5 . Проверка и самооценка работы
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
В подведении итогов задания проговаривается и парная работа и работа рядя. Самые и быстрые и правильные ответы поощряются (наклейки в виде радуги)
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Метод рефлексии АМО «Укрась дерево»
Время проведения:2 мин.
Происхождение метода: Авторский
Цель:
Подвести итог урока, оценить себя
Осмыслить что получилось, над чем нужно поработать. Понять, где могут пригодиться полученные знания
Необходимые материалы:Для организации работы нужны ленточки успешности, которые, величина которых определена вначале урока и ножницы.
Предварительная подготовка:Нарисовать дерево на доске.
Технология проведения:Если для ребенка урок прошел продуктивно, то они рисуют расколотый орех, если нет, то закрытый
Дополнительно дети оценивают полученные знания на полях тетради (чем ярче цвет смайлика, тем интереснее и продуктивнее был урок)
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Всё ли получалось?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Какие цели вы для себя поставили?
– Над чем ещё надо поработать?
Примечание:этот метод наглядно показывает у кого возникли трудности и кому было легко
Варианты проведения метода: Можно из ракрашенных смайликов выложить радугу на доске