kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по риторике.Рифма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения;
  • развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;
  • воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.

Оборудование: проигрыватель, песня “Друзья” в грамзаписи, презентация,  рисунки: солнышко; воздушные шары с рифмующимися словами, резиновый мяч, карточки с половинками четверостиший, тетради, ручки, пальчиковая кукла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по риторике.Рифма. »

Конспект занятия по риторике в 1-м классе. Тема "Похожие хвосты. Рифмы"

Цели:

  • познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения;

  • развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;

  • воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.

Оборудование: проигрыватель, песня “Друзья” в грамзаписи, презентация, рисунки: солнышко; воздушные шары с рифмующимися словами, резиновый мяч, карточки с половинками четверостиший, тетради, ручки, пальчиковая кукла.

ХОД УРОКА: (дети заходят в класс, встают у своих столов)

  1. Орг. момент. (1 слайд) - Утром солнышко проснулось, Всем ребятам улыбнулось.

Учитель: Ярко светит солнышко,
Смотрит в класс.
Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас.

- К нам на занятие пришло солнышко. Посмотрите, как оно улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. А ещё к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся им, чтобы всем сегодня было приятно.

2. Постановка цели урока.

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Любите путешествовать? С собой предлагаю взять (2 слайд) солнышко и улыбку. Солнышко согреет нас, покажет путь, а улыбка будет спутником хорошего настроения.

Какое у вас сегодня настроение? – ( ответы детей )

- Послушайте эту песню – звучит песня и выберите себе символ настроения.)

(Анжела помогает раздать символы настроения)

Понравилась песня?

Посмотрите на свои символы. Они помогут вам разделиться на группы: (3 слайд)

1 группа – те, у кого жёлтые фишки (1 ряд)

2 группа - те, у кого розовые фишки (2 ряд)

3 группа – те, у кого зелёные фишки (3 ряд)

(дети рассаживаются по группам)

3. Речевая гимнастика.

- Прежде чем отправиться в путь, предлагаю подготовиться, а для этого сделать разминку. (4 слайд)

а) сдуй пушинку с рукава

б) подуй на горячее молоко

в) раздуй костёр

- Молодцы! Дальше наш путь лежит через эту дверь. (5 слайд) Чтобы в неё пройти, нужно произнести заклинание. Поможете? (заклинание произносят хором)

Ры- ры- ры - ры- будьте к нам вы так добры,

Ти- ти –ти – ти – разрешите нам войти. Дверь не открывается, скажите тише…

(замок открылся) Входим в дверь.

- А теперь закройте глаза. Попробуйте представить, куда мы пойдём? (в это время раскладываю на полу следы)

- Открывайте глаза. Догадались?

- Ой, посмотрите, что это за следы? Походите по ним, может, они вам что-нибудь подскажут. Переверните их. Из букв соберите слово. Это и есть цель нашего путешествия.

(на полу лежат следы, дети переворачивают их , собирают слово - город)

Пойдём мы в город… (6 слайд) Идти предстоит через лес..

- А вот и сказочный лес, (7 слайд) дремучий лес, полный сказок и чудес! В таком лесу очень хорошо слышно эхо.

Давайте поиграем
И мы в лесное эхо.

Повторяйте звуки, радуйтесь успеху!



Са-са-са – здесь в лесу живёт лиса
Ысь-ысь-ысь – где-то близко бродит рысь.
Жи-жи-жи – в ёлках прячутся ежи.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.



Наконец лес закончился, дальше пойдём по берегу реки .. (8 слайд) По реке плывут пароходы. Приветствуя нас, они радостно загудели. У-уу-у Давайте и мы немного погудим (Дети ууу…).

Вот и подошли мы к сказочному городу. (9 слайд) Прочитайте его название. Рифмоград

4. Составление слов, с целью выяснения значения слова “хвосты”.

- А вот и первая улица. (10 слайд) Как она называется? (Читают хором). Похожие хвосты.

- Как вы думаете, кто здесь живёт. Догадались? (павлины с хвостами)

А у кого есть хвосты?

(Высказывания детей). Хвосты есть у многих животных, значит здесь могут жить и не павлины.

- А вот какое значение слова “хвосты” даётся в Толковом словаре. (11 слайд) – читает ребёнок

1. Хвост – задняя суженная часть тела животного.

2. Задняя часть летательного аппарата.

3. Задняя конечная часть чего-нибудь движущегося; - Но сегодня мы поговорим о других хвостах. О каких, догадаетесь чуть позже.

- Посмотрите, (12 слайд) на улице странные слова, у них нет начала только конец— хвост..

Придумайте такие слова:

-------------------- (Каша, Маша, наша, Саша;

---------- Изба, рыба, жаба, баба;

--------------- Роща, чаща, пища).

- Чем похожи слова каждой строчки?

(У них одинаковые концы-хвосты).

- А вот выросла волшебная ель. (13слайд) Почему она волшебная?

(Можно составить слова, на конце которых – ель). Придумайте такие слова.

(--------------------- Мель, дрель, трель, апрель, тоннель).

- Можно сказать, что эти слова похожи хвостиками? (Да).

- Часто мы с вами читаем стихи. Только Волшебница Речь делает обычные слова и предложения в стихах не только интересными, но и складными – их легко читать, произносить и запоминать.

5. Чтение стих-я со слайда (14 слайд)

- Прочитайте 1-е стихотворение про себя, кто прочитает для всех.

- Почему легко читать стихи? (У них есть созвучные слова) Назовите их.

Живёт- енот

Ёлку-норку

-Прочитайте 2-е стихотворение. Найдите в нём созвучные слова.

Озорники-щенки

Глазки-сказки

- Теперь вы поняли, почему улица называется “Похожие Хвосты”?

- О каких хвостах мы говорили? (О хвостах похожих у слов).

- Конечно, многие слова бывают похожи, как волшебные птицы своими “хвостиками”. Эти “хвостики” называются рифмой.

Мы вышли на улицу… (15 слайд) (хором). Рифма.

6. Беседа.

– Почему она так называется?

Кто здесь живёт? (Рифмы).

Что же такое рифма? (Высказывания детей).

- А вот толкование этого слова из словаря. (16 слайд) (Читает один ученик со слайда)

(Рифма – это созвучие концов стихотворных строк).

Рифмовать – значит подбирать созвучные слова.

7. Игра с куклой « Поиграем в рифму» (появляется игрушка)

Ну, что ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Хотите поиграть со мной?

- Объясняю правила: У вас на столах карточки со словами. А на шарах- рифмы к вашим словам, их нужно найти. Находите рифму, несите в свою группу.

- Готовы? Тогда ищем!

1 группа: дочка- точка

подушка- ушко

2 группа: горка- корка

мартышка- книжка

3 группа: лес- чудес

ребята- котята

8. Игра на внимание. – Молодцы! Я вижу вам понравилась игра. Продолжаем путь. Здесь нужно быть очень внимательными. Когда я буду называть созвучные слова – рифмы, вы хлопайте в ладоши, если – нет - поднимайте руки вверх.

- Внимание! Готовы?

снежинки – пушинки

печальный – хрустальный

речка – лёд

печка – свечка

точка – почка

зима – мороз

искать – играть

шалить – ловить

класс – дети

9. После улицы с названием «Рифма» мы вышли на лужок. (17 слайд)

- Что вы здесь видите?


Собирались музыканты
На зелёный, на лужок.
Приносили музыканты –
Кто сопелку, кто рожок.
Сколько музыкантов –
Столько и талантов.

Стали музыканты выбирать себе музыкальные инструменты. Как вы думаете, кто какие инструменты выбрал?

(Дети 1-й группы будут называть животных, которых они видят. Если кого-то не знаете, у нас есть подсказки. А 2-я и 3-я группы будут подбирать инструменты, чтобы было в рифму. Подсказки есть и для вас) Начинаем.

Зайка – балалайка

Кошки – ложки

Баран – барабан

Чечётки – трещотки

Гуси - гусли

10. – Молодцы! Путешествуем дальше. Перед нами (18 слайд) Улица стихов. Остановимся. Послушайте мою помощницу.

-Анжела:

Я начну стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.


- Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

- Где обедал воробей?
- В зоопарке у … (зверей).

- А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым… (ножиком).

- Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен… (иней).

- Зимой, на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнуло яблоки.
Ведь это… (снегири).

11. У вас всё так чудесно получается.. А любите играть в мяч? Тогда приглашаю вас в кружок.

-Сейчас я по очереди буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы называете к нему рифму и бросаете мяч обратно. Правила понятны?

палка- Мишка-

глаз- зима-

сундучок- тень-

тигры- рог-

арбуз- цапля-

рубаха- зверёк-

чемодан- пенёк-

крошка-

12. – Понравилась игра?

А хотите сами научиться сочинять стихи? В этом нам поможет Волшебница Речь.

Сначала подберите рифму:

Птичка - … синичка

Теперь я произнесу первую строку, а вы придумайте вторую.

На кормушку села птичка…
(Желтогрудая синичка).

- Получилось? Молодцы!

Опушка … - ушко
Заяц плакал на опушке… (У него замёрзли ушки).


Снежок… - лужок. (дружок, кружок).
Выпал беленький снежок… (И покрыл он весь лужок).

Лес… - чудес
Здравствуй лес, весенний лес… (Полный сказок и чудес).

13. - Молодцы! Какой же секрет Волшебницы Речи мы узнали? рифму

- Что же такое рифма?

14. - Теперь вы уже попробовали сочинять стихи. Интересно? На следующем занятии поиграем в поэтов.

15. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Подходим к двери, (19 слайд) произносим заклинание.

Ры-ры-ры будьте к нам вы так добры

Ти-ти-ти- разрешите выйти..

- Чтобы веселее нам было в пути, (20 слайд) нам песенка с вами поможет дойти. (звучит песня) Давайте встанем и пошагаем, как будто идём домой.

- Понравилось путешествие?- Что было самым интересным? А трудности возникали в пути? На память о нашем занятии, я подарю вам эти шары. (Анжела помогает раздать шары)

(21 Слайд)

Благодарю вас всех!..

За то, что слушали замечательно
И помогали мне старательно,
Благодарю вас за внимание,
Всем спасибо – до свидания!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект занятия по риторике.Рифма.

Автор: Шевлякова Светлана Георгиевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства