познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения;
развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;
воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.
Оборудование: проигрыватель, песня “Друзья” в грамзаписи, презентация, рисунки: солнышко; воздушные шары с рифмующимися словами, резиновый мяч, карточки с половинками четверостиший, тетради, ручки, пальчиковая кукла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по риторике.Рифма. »
Конспект занятия по риторике в 1-м классе. Тема "Похожие хвосты. Рифмы"
Цели:
познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения;
развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;
воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.
Оборудование: проигрыватель, песня “Друзья” в грамзаписи, презентация, рисунки: солнышко; воздушные шары с рифмующимися словами, резиновый мяч, карточки с половинками четверостиший, тетради, ручки, пальчиковая кукла.
ХОД УРОКА: (дети заходят в класс, встают у своих столов)
Учитель: Ярко светит солнышко, Смотрит в класс. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.
- К нам на занятие пришло солнышко. Посмотрите, как оно улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. А ещё к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся им, чтобы всем сегодня было приятно.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Любите путешествовать? С собой предлагаю взять (2 слайд) солнышко и улыбку. Солнышко согреет нас, покажет путь, а улыбка будет спутником хорошего настроения.
Какое у вас сегодня настроение? – ( ответы детей )
- Послушайте эту песню – звучит песня и выберите себе символ настроения.)
(Анжела помогает раздать символы настроения)
Понравилась песня?
Посмотрите на свои символы. Они помогут вам разделиться на группы: (3 слайд)
1 группа – те, у кого жёлтые фишки (1 ряд)
2 группа - те, у кого розовые фишки (2 ряд)
3 группа – те, у кого зелёные фишки (3 ряд)
(дети рассаживаются по группам)
3. Речевая гимнастика.
- Прежде чем отправиться в путь, предлагаю подготовиться, а для этого сделать разминку. (4 слайд)
а) сдуй пушинку с рукава
б) подуй на горячее молоко
в) раздуй костёр
- Молодцы! Дальше наш путь лежит через эту дверь. (5 слайд) Чтобы в неё пройти, нужно произнести заклинание. Поможете? (заклинание произносят хором)
Ры- ры- ры - ры- будьте к нам вы так добры,
Ти- ти –ти – ти – разрешите нам войти. Дверь не открывается, скажите тише…
(замок открылся) Входим в дверь.
- А теперь закройте глаза. Попробуйте представить, куда мы пойдём? (в это время раскладываю на полу следы)
- Открывайте глаза.Догадались?
- Ой, посмотрите, что это за следы? Походите по ним, может, они вам что-нибудь подскажут. Переверните их. Из букв соберите слово. Это и есть цель нашего путешествия.
(на полу лежат следы, дети переворачивают их , собирают слово - город)
Пойдём мы в город… (6 слайд) Идти предстоит через лес..
- А вот и сказочный лес, (7 слайд) дремучий лес, полный сказок и чудес! В таком лесу очень хорошо слышно эхо.
Давайте поиграем И мы в лесное эхо.
Повторяйте звуки, радуйтесь успеху!
Са-са-са – здесь в лесу живёт лиса Ысь-ысь-ысь – где-то близко бродит рысь. Жи-жи-жи – в ёлках прячутся ежи. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Наконец лес закончился, дальше пойдём по берегу реки .. (8 слайд) По реке плывут пароходы. Приветствуя нас, они радостно загудели. У-уу-у Давайте и мы немного погудим (Дети ууу…).
Вот и подошли мы к сказочному городу. (9 слайд) Прочитайте его название. Рифмоград
4. Составление слов, с целью выяснения значения слова “хвосты”.
- А вот и первая улица. (10 слайд) Как она называется? (Читают хором). Похожие хвосты.
- Как вы думаете, кто здесь живёт. Догадались? (павлины с хвостами)
А у кого есть хвосты?
(Высказывания детей). Хвосты есть у многих животных, значит здесь могут жить и не павлины.
- А вот какое значение слова “хвосты” даётся в Толковом словаре. (11 слайд) – читает ребёнок
1. Хвост – задняя суженная часть тела животного.
2. Задняя часть летательного аппарата.
3. Задняя конечная часть чего-нибудь движущегося; - Но сегодня мы поговорим о других хвостах. О каких, догадаетесь чуть позже.
- Посмотрите, (12 слайд) на улице странные слова, у них нет начала только конец— хвост..
Придумайте такие слова:
-------------------- (Каша, Маша, наша, Саша;
---------- Изба, рыба, жаба, баба;
--------------- Роща, чаща, пища).
- Чем похожи слова каждой строчки?
(У них одинаковые концы-хвосты).
- А вот выросла волшебная ель. (13слайд) Почему она волшебная?
(Можно составить слова, на конце которых – ель). Придумайте такие слова.
- Можно сказать, что эти слова похожи хвостиками? (Да).
- Часто мы с вами читаем стихи. Только Волшебница Речь делает обычные слова и предложения в стихах не только интересными, но и складными – их легко читать, произносить и запоминать.
5. Чтение стих-я со слайда (14 слайд)
- Прочитайте 1-е стихотворение про себя, кто прочитает для всех.
- Почему легко читать стихи? (У них есть созвучные слова) Назовите их.
Живёт- енот
Ёлку-норку
-Прочитайте 2-е стихотворение. Найдите в нём созвучные слова.
Озорники-щенки
Глазки-сказки
- Теперь вы поняли, почему улица называется “Похожие Хвосты”?
- О каких хвостах мы говорили? (О хвостах похожих у слов).
- Конечно, многие слова бывают похожи, как волшебные птицы своими “хвостиками”. Эти “хвостики” называются рифмой.
Мы вышли на улицу… (15 слайд) (хором). Рифма.
6. Беседа.
– Почему она так называется?
Кто здесь живёт? (Рифмы).
Что же такое рифма? (Высказывания детей).
- А вот толкование этого слова из словаря. (16 слайд) (Читает один ученик со слайда)
(Рифма – это созвучие концов стихотворных строк).
Рифмовать – значит подбирать созвучные слова.
7. Игра с куклой « Поиграем в рифму» (появляется игрушка)
Ну, что ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Хотите поиграть со мной?
- Объясняю правила: У вас на столах карточки со словами. А на шарах- рифмы к вашим словам, их нужно найти. Находите рифму, несите в свою группу.
- Готовы? Тогда ищем!
1 группа: дочка- точка
подушка- ушко
2 группа: горка- корка
мартышка- книжка
3 группа: лес- чудес
ребята- котята
8. Игра на внимание. – Молодцы! Я вижу вам понравилась игра. Продолжаем путь. Здесь нужно быть очень внимательными. Когда я буду называть созвучные слова – рифмы, вы хлопайте в ладоши, если – нет - поднимайте руки вверх.
- Внимание! Готовы?
снежинки – пушинки
печальный – хрустальный
речка – лёд
печка – свечка
точка – почка
зима – мороз
искать – играть
шалить – ловить
класс – дети
9. После улицы с названием «Рифма» мы вышли на лужок. (17 слайд)
- Что вы здесь видите?
Собирались музыканты На зелёный, на лужок. Приносили музыканты – Кто сопелку, кто рожок. Сколько музыкантов – Столько и талантов.
Стали музыканты выбирать себе музыкальные инструменты. Как вы думаете, кто какие инструменты выбрал?
(Дети 1-й группы будут называть животных, которых они видят. Если кого-то не знаете, у нас есть подсказки. А 2-я и 3-я группы будут подбирать инструменты, чтобы было в рифму. Подсказки есть и для вас) Начинаем.
Зайка – балалайка
Кошки – ложки
Баран – барабан
Чечётки – трещотки
Гуси - гусли
10. – Молодцы! Путешествуем дальше. Перед нами (18 слайд) Улица стихов. Остановимся. Послушайте мою помощницу.
-Анжела:
Я начну стихи сейчас Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте.
- Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису).
- Где обедал воробей? - В зоопарке у … (зверей).
- А петух с колючим ёжиком Режут сало острым… (ножиком).
- Не колючий, светло-синий, По кустам развешен… (иней).
- Зимой, на ветках яблоки! Скорей же собери! И вдруг – вспорхнуло яблоки. Ведь это… (снегири).
11. У вас всё так чудесно получается.. А любите играть в мяч? Тогда приглашаю вас в кружок.
-Сейчас я по очереди буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы называете к нему рифму и бросаете мяч обратно. Правила понятны?
палка- Мишка-
глаз- зима-
сундучок- тень-
тигры- рог-
арбуз- цапля-
рубаха- зверёк-
чемодан- пенёк-
крошка-
12. – Понравилась игра?
А хотите сами научиться сочинять стихи? В этом нам поможет Волшебница Речь.
Сначала подберите рифму:
Птичка - … синичка
Теперь я произнесу первую строку, а вы придумайте вторую.
На кормушку села птичка… (Желтогрудая синичка).
- Получилось? Молодцы!
Опушка … - ушко Заяц плакал на опушке… (У него замёрзли ушки).
Снежок… - лужок. (дружок, кружок). Выпал беленький снежок… (И покрыл он весь лужок).
13. - Молодцы! Какой же секрет Волшебницы Речи мы узнали? рифму
- Что же такое рифма?
14. - Теперь вы уже попробовали сочинять стихи. Интересно? На следующем занятии поиграем в поэтов.
15. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Подходим к двери, (19 слайд) произносим заклинание.
Ры-ры-ры будьте к нам вы так добры
Ти-ти-ти- разрешите выйти..
- Чтобы веселее нам было в пути, (20 слайд) нам песенка с вами поможет дойти. (звучитпесня) Давайте встанем и пошагаем, как будто идём домой.
- Понравилось путешествие?- Что было самым интересным? А трудности возникали в пути? На память о нашем занятии, я подарю вам эти шары. (Анжела помогает раздать шары)
(21 Слайд)
Благодарю вас всех!..
За то, что слушали замечательно И помогали мне старательно, Благодарю вас за внимание, Всем спасибо – до свидания!