Конспект занятия по чтению "Обобщающий урок по разделу "Листьям время опадать"
Конспект занятия по чтению "Обобщающий урок по разделу "Листьям время опадать"
Чтение. Тема Обобщающий урок по разделу «Листьям время опадать»
Цель: Обобщить знания по разделу «Листьям время опадать»
Задачи:
1.Формировать систему читательских умений (давать оценку красоте осени); соотносить основную мысль рассказа с картинкой/рисунком.
2.Развивать и корректировать умение объяснять своё отношение к прочитанному, выявлять авторское отношение, развивать любознательность, творческие способности, интерес к чтению.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающей среде; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чтение. Тема Обобщающий урок по разделу «Листьям время опадать»
Цель: Обобщить знания по разделу «Листьям время опадать»
Задачи:
1.Формировать систему читательских умений (давать оценку красоте осени); соотносить основную мысль рассказа с картинкой/рисунком.
2.Развивать и корректировать умение объяснять своёотношение к прочитанному, выявлять авторское отношение, развивать любознательность, творческие способности, интерес к чтению.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающей среде; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Планируемые результаты:
1.Учащиеся закрепят знания по теме «Листьям время опадать».
2.Учащиеся должны давать полные ответы на вопросы учителя, описывать признаки осени в соответствии с прочитанными произведениями, составлять короткий рассказ по составленному плану.
3. Учащиеся должны выделять основные признаки осени, уметь объяснять своёотношение к прочитанному, выявлять авторское отношение, развивать творческие способности.
Оборудование: Портреты писателей и поэтов, проектор, экран для просмотра презентации, раздаточный материал, сигнальные карточки для учителя и учеников, картинки, выставка книг, карточка, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»
Ход урока.
Оргмомент
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
Об авторах и произведениях
осенних приметах,
мы вместе поговорим,
То, что читали, повторим.
Один листок с дерева слетел
И в класс к нам прилетел.
Улыбнемся мы друг другу,
И пожмем друг другу руку.
Тихонечко садимся и начнем урок.
Основной этап:
(большой лист прикрепить на доску) Листок белый, но посмотрите, он разделен на несколько частей. Цифры - это номер задания, выполнив его –получим цветной фон прилетевшего осеннего листа.
Какой он осенний лист?
Правильно, если мы верно выполним задание, то и цвет нашего листа будет таким, как вы сказали.
А прежде чем начнем его выполнять, нужно подготовиться.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»
«Лопаточка»
«Качели»
Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
3. Скороговорка
-Я произношу фразу, а вы правильно договорите: внимательно смотрите, на кого покажу, тот и говори:
Вышел Стёпа погулять, стал он дождик умолять: -Дождик, дождик не дожди -Дождик, дождик подожди -Ты ведь нам не нужен -Не нужны и лужи!
А теперь вместе хором.
Работа по теме
С какой перовой цифры начнем? 1
Задание 1
Звучит муз. запись П.И. Чайковского«Времена года».
(учитель или ученик декламирует стихотворение «Посмотри, как день прекрасен!» И.Мазнин)
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (В стихотворении говорится об осени)
А как вы догадались? (лист багряный, рдеют ягоды рябины, солнце красное и т.д.)
Как называется произведение? Кто автор?
Здесь несколько вариантов кусочков листа, Ваш ответ? («Посмотри, как день прекрасен!» И.Мазнин)
Приклеим первый правильный вариант, какой цвет?(желтый)
Задание 2.
- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? ( «Первый снег» К.Паустовский)
- Посмотрим на выставку рисунков, которые вы нарисовали к этому рассказу.
Убери из предложенных рисунков лишний рисунок?
Посмотрите на следующую серию картинок: нужно соединить картинки со словами «ранняя», «золотая», «поздняя».
-Кто готов соединить у доски?
Остальные на месте.
Проверка: объяснение выбора, проверка с доской
Правильно ответили, получите следующую часть листа.
Задание 3
1.Признаки осени
Дети, посмотрите внимательно на картину, а теперь в окно. Назовите признаки осени. Нужно назвать 10 признаков.
на деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы улетели, небо хмурое, если дождик льется, Молодцы, ребята, хорошо знаете признаки осени. Получите следующую часть листа.
Задание 4. Загадки про осень
(ответы - слова на доске)-слайд
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень) Нынче, друг, не зевай, собирай? (Урожай)
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) Поле черно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Без рук, без ног, Под окном стучится, В дом просится (ветер)
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. Ответ (Дождь)
Выложить из букв слова, прочитать.
Сосед проверяет собранное слово.
Молодцы, все справились. Можем приклеить следующую часть листа.
А сейчас с вами отправимся в осенний лес.
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки –
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
(возможно выполнение под музыкальное сопровождение)CD-запись «Музыкак леса»
Продолжаем работать
Следующее задание
Задание 5. Соедини стрелками авторов и их произведения.
Три варианта: детей поделить на три группы- по рядам. Каждая выполняет на своем месте. Проверка: меняются местами.
1.На интерактивной доске
2.На месте –первый и второй ряды
Задание 6.Презентация своего рисунка
У вас на столе лежат ваши работы по теме «Листьям время опадать». Выберите рисунок и расскажите о нем по плану.
Рассказ по плану
Название, автор
Содержание
Отношение
Чтение понравившихся строк из произведения
Закрепление по изученной теме
Индивидуальное выполнение (два варианта по уровню детей)
1.Отгадай загадки! Ответы к теме «Листьям время опадать» подчеркни!
2.Подчеркни приметы осени!
3.Соотнеси автора и название произведения!
4.К какому произведению относится картинка.
5.Нарисуй картинку к любому из прочитанных произведений! (домашнее задание)
Я проверю Ваши работы и выставлю вам оценки за работу.
Подведение итогов задания.
Каждый кусочек листа имел не только цвет, но и определенную букву.
- На каждом столе есть конверт с такими же буквами. Давайте соберём их вместе и подумаем, что из них можно составить. (Дети собирают слово осень)
А Какие однокоренные слова можно подобрать к слову осень.(дети предлагают свои варианты)
- Произносишь слово осень и сразу вспоминаешь ….
А кого/что вы вспоминаете? (улетающих птиц, падающие листья и т.д.)
Какие произведения об осени читали?
Какие произведения понравились? (Подбери к произведениям картинки)
Какой получился у нас лист?
В конце урока каждый ученик должен оценить свою работу смайликом(3 варианта)
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок «Листьям время опадать» и подготовить рассказ к рисунку.
Спасибо вам, ребята, вы все очень хорошо работали, оценки
И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина
Видео.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Список информационных источников:
1. Книга для чтения: Чтение. Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)/ Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева (Лунёва).- 3 изд.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2006.-208с:ил. 2. https://www.google.ru/search?q=картинка
7.http://www.youtube.com/watch?v=PHc2Foc-5pA http://www.youtube.com/watch?v=zDjZSGLJUHk http://www.youtube.com/watch?v=f8LXdSr0qV0 П.И.Чайковский Времена года Осень. Октябрь. 8.http://www.vsezagadki.ru/2010/09/zagadki-pro-veter/
Карточка «Листьям- время опадать»
1.Отгадай загадки! Ответы к теме «Листьям время опадать» подчеркни!
Он с весны висел на ветке, Был зеленый - пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел.________________
Без рук, без ног, Под окном стучится, В дом просится
____________________
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет.
_________________________________
Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
_________________
2.Подчеркни приметы осени!
Стали дни холоднее солнце светит ярко
Клены озябли, пожелтели поползень хозяйничает в саду
Травка зеленеет Сыплет спелые орехи
Старые дубы роняют желуди Лес, обветренный, молчит
3.Соотнеси автора и название произведения!
А.Барков
Золотая осень у тихих дорог
М.Исаковский
Родное
К. Бальмонт.
Осеннее наступление
С. Багров
Осень.
В. Орлов.
Поспела брусника
И. Мазнин.
Листобой
Ю. Коваль.
Поздняя осень
Г. Ладонщиков.
Посмотри, как день прекрасен!
К. Паустовский.
Первый снег
4.К какому произведению относится картинка.
Золотая осень у тихих дорог
Родное
Осеннее наступление
Осень.
Поспела брусника
Листобой
Поздняя осень
Посмотри, как день прекрасен!
Первый снег
5.Нарисуй картинку к любому из прочитанных произведений!