Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе по программе «Школа России»
Тема: А. Прокофьев «Как на горке, на горе»
Цель: способствовать у учащихся творчески воссоздающего воображения, прививать любовь и интерес к образному слову.
Задачи:
Познавательный аспект:
познакомить с содержанием стихотворений разных поэтов, учить выявлять позицию автора, выражать свое понимание произведения;
формирование активной познавательной позиции у детей;
учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия произведения, своих представлений.
Развивающий аспект:
развитие эмоционально – познавательной мотивации учащихся к выполнению работы;
активизация мыслительной деятельности учащихся;
развитие творческой активности младших школьников;
развитие коммуникативно – речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания.
Воспитательный (мировоззренческий аспект):
развитие увлеченности к изучаемому предмету;
воспитание внимательного отношения к слову;
развитие познавательной инициативы учащихся;
развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребенка со взрослым.
Оборудование к уроку:
Листы с кроссвордами.
Снежинки творчества.
Мультимедийный проектор.
План урока
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Речевая разминка.
Введение в тему.
Работа со скороговоркой.
Физкультминутка.
Работа над поэтическим произведением А. Прокофьева.
Динамическая пауза.
Создание акротекстов.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь. (Слайд № 2)
Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке нас ждет уже известный нам вид работы, а именно работа над стихотворением. Мы также превратимся в сочинителей, в соавторов небольших миниатюр. Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года.
Речевая разминка.
- Начнем урок с речевой разминки.
А) - Повторяем за мной.
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю. (Слайд № 3 )
Б) - Прочитайте молча слоги на экране
кра кры кри кру кре кро
- Прочитаем хором очень тихо.
- Почитаем хором в средней тональности.
- Прочитаем громко.
- Прочитаем как медвежонок говорит.
- Прочитаем как зайчик пищит. ( Слайд № 4 )
- Молодцы!
Введение в тему.
- Я предлагаю вам из букв собрать литературное слово. (Слайд № 5-6)
П Э И О З Я
- Верно, это слово поэзия.
- Знаете ли вы, что обозначает слово поэзия?
(выслушиваются предположения детей:
Поэзия – это искусство.
Поэзия звучит как музыка.
Поэзия – когда видишь прекрасное.
Поэзия это рисование словами.
(Слайд № 7) – зачитывается текст
Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.
Поэзия - это язык души. Поэзия – это искусство, в котором каждое слово волнует. Поэзия – это музыка из слов. Поэзия – это речь, которую надо уметь слушать и видеть.
- А кто создает поэзию? ( поэты)
- Каких поэтов вы знаете?
- Все перечисленные вами гениальные поэты обладали талантом так построить нашу речь, чтобы она звучала как музыка, это те люди, которые умели выразить словами то, что словами не выражается.
5. Физкультминутка « Зайцы»
6. Работа со скороговоркой.
- Прочитайте первую часть скороговорки. (Слайд № 9-10)
- Кто догадался какой будет вторая часть?
В зимний холод всякий молод.
- Какой звук повторяется в скороговорке?
- Как вы понимаете смысл скороговорки?
- Зимой мороз бодрит, наше лицо как у молодых, так и у пожилых покрывает румянец. Чтобы не замерзнуть бегут все: и взрослые, и дети. Зимой огромное количество зимних игр, в них любят играть все, настроение у всех поднимается.
- Поиграем в игру «Снежки». По скороговорке я задам вопрос – отвечают девочки, дальше мальчики.
В зимний холод всякий молод?
В зимний холод всякий молод?
В зимний холод всякий молод?
В зимний холод всякий молод?
7. Работа над поэтическим произведением А. Прокофьева.
- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся со стихотворением о зиме А. Прокофьева
- Александр Андреевич Прокофьев – поэт, живший в другое время, в другом веке, более близком нам. Он вырос в семье рыбака. Окончил три класса, служил в армии, как и все работал и писал стихи о деревне, детях. ( Слайд № 11-12)
- Для того, чтобы стихотворение легче читалось, давайте разберем эти две строчки. (Слайд № 13)
С горки – ух!
На горку –ух!
- Как вы понимаете эти строки?
- Почему употребляется одно и тоже слово?
- Одно и то же слово ух, а состояния у человека разные. Какие чувства испытываешь при первом ух, при втором? (радость при спуске и немного тяжело при подъеме)
- Попросим прочитать первый раз стихотворение Полину.
- О чем это стихотворение?(о зимних развлечениях, а точнее о катании детей с горы)
- Прочитайте стихотворение про себя и определите характер произведения, какое оно? (стихотворение доброе, веселое)
- Прочитаем вслух стихотворение, передавая чтением настроение произведения?
- Почитаем стихотворение по ролям (2 - 3 раза) по смысловым отрывкам.
Динамическая пауза «Морозная Зима»
Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится, Заметает все кругом белоснежным серебром. | (Руки вверх – вниз) (Руки на пояс – наклоны в стороны) (Поворот вокруг себя) (Дотрагиваемся до носа) (Прыжки на месте) (Руки в стороны – замереть на месте) (Дети кружатся) (Руки вверх и постепенно опускаться на корточки) |
9. Создание акротекстов.
- Мы прочитали авторские произведения о зиме, а теперь попробуем сами быть авторами, сочинителями. Поэзия это не только стихи, поэтому мы будем создавать акротексты.
- Что такое акротекст? (небольшой рассказ на определенную тему)
- Садитесь по группам. Я предлагаю каждой группе кроссворд, где нужно разгадать его и узнать ключевое слово из прочитанных стихов и по нему составить акротекст про зиму, зимние развлечения. Свои произведения запишите на снежинках творчества. Можете составить несколько акротекстов.
Дети работают каждый в своей группе, учитель помогает по мере необходимости. (Слайды о зиме № 14-16)
- Прочитаем ваши акростихи. ( Оценивание обучающихся).
10. Домашнее задание.
- Спасибо за вашу работу на уроке. Домашним заданием будет выучить стихотворение изученное сегодня или выбрать стихотворение другого автора о зиме и выучить также наизусть. (Слайд № 17)
Итог урока.
(Звучит песенка «Кабы не было зимы», из мультфильма «Простоквашино). ( Слайд № 18).
7