Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония»
Учитель начальных классов Толстопятова Александра Николаевна.
Тема: Разнообразие музеев. Экспонаты музеев
Цель: формировать представление о разнообразии музеев (исторический, краеведческий, палеонтологический, политехнический) и их экспонатов, о профессии археолога; продолжить развитие исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения; воспитывать интерес к истории своего народа, бережное отношение к предметам старины.
Задачи:
образовательные: способствовать формированию исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения;
развивающие: содействовать развитию творческого мышления, воображения, способствовать расширению словарного запаса.
воспитательные: создать условия для воспитания интереса к истории своего народа, бережного отношения к предметам старины.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
- действовать согласно составленному плану;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной, определять основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты
- осознание понятий «музей», «экспонат музея»; исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи;
- умение различать виды музеев.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, таблицы «ЗХУ на каждого ученика, пакет материалов для каждой команды.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Поприветствуем наших гостей. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте друг другу успехов глазами И вперед, за новыми знаниями! | - Здравствуйте! Дети садятся. |
Постановка учебной задачи, актуализация знаний. | Мы знакомились с проблемами современного города, узнали, что в городах есть старинные здания, памятники древнерусского зодчества. - Мы говорили о человеке- изобретателе. О том, что многие свои изобретения он делал, используя «подсказки» природы Мы продолжаем разговор о человеке-творце, человеке-мыслителе. Чтобы узнать что-то интересное, поразмыслить над чем-то, человек должен получить информацию. Источники информации бывают разные: музеи, книги, искусство, виды связи. - Где, по вашему мнению человек берет информацию о том что носили в давние времена, какие были предметы быта? - Есть ли в городах места, где можно увидеть много предметов старины? Одним из важнейших источников информации является музей. С различными видами музеев нам предстоит познакомиться на уроке. Как вы думаете в 18, 19 веке много было музеев и что в них хранилось? | Музей |
Сообщение нового материала. | Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался КУНСТКАМЕРОЙ – это собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около1200 государственных музеев, где собрано 40млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. - Ребята, как вы думаете, что означает слово музей? - Таким образом, музей – это место, где мы можем перемещаться в пространстве и во времени. - Кто-нибудь из вас бывал в музее? В каком? Какие экспонаты вам понравились? | музей – это учреждение, где собирают, изучают, хранят и выставляют напоказ предметы естественной истории, материальной и духовной культуры. |
Решение учебной задачи. | Какими бывают музеи? Какие экспонаты в них хранятся? Работа с учебником стр 90 Слайд об историческом музее Слайд об палеонтологическом музее. Какой музей есть в нашем славном городе Урюпинске? Предлагаю вам путешествие в краеведческий музей города Урюпинска. О чём можно узнать в музеях? Кто собирает и изучает старинные вещи? Чем важна профессия археолога? Слайд об археологии. Что можно увидеть в музее под открытым небом? | Ответы детей. Краеведческий, музей козы. |
Физминутка | Давайте представим, что в руках у нас корзинки (плетёный, как у древних славян). И мы отправляемся в лес. Дети шли, шли, шли, И грибы нашли. Наклонились низко, низко Грибов набрали быстро - быстро. Дети встали, выпрямились и вперёд пошли. | |
Закрепление нового материала | Работа в группах. - Сейчас вы распределитесь в исследовательские группы. Актуализация : Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Правила работы в группах: Говорим вежливо называем собеседника по имени говорим по очереди, не перебивая друг друга внимательно слушаем если непонятно, переспросите партнера четко высказываем свое мнение соблюдаем порядок на парт, уважаем мнение собеседника - Поиграем в игру «Мы – археологи». Мы на раскопках недалеко от нашего села. Перед вами конверты, они пронумерованы, в каждом из них – находка, мы должны ее изучить, то есть внимательно рассмотреть, что-то новое для себя открыть и постараться определить для какого музея этот экспонат. Возьмите конверт №1, откройте его. Что в нем? Из чего была посуда? Что в ней хранили? Как сделали так, чтобы глиняная посуда не размягчалась? Как называется посуда, обожженная в печи? Итак, чем пользовались наши предки? Значит, они умели ее изготавливать. Как называется профессия тех, кто делал эту посуду? Откроем конверт №2. Что в нем? Частью чего они могли быть? Какая профессия тех, кто изготавливает украшения? Для чего нужны украшения? | Осколок от посуды Из глины Жидкие или сыпучие продукты Обжигали в печи Керамика Глиняной или керамической посудой Гончар Бусинки Бусы на шее, серьги, украшения, нашитые на одежду, головной убор Ювелир Наряжаться на праздники |
Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. | - Понравилась ли вам работа, которую вы выполняли? - Какой музей хотели бы посетить? - Можно ли создать музей в семье или в школе? Что в них будет в качестве экспонатов? (Фотографии, грамоты, письма, награды, одежда). Выберете рисунок соответствующий вашему настроению | |
Домашнее задание. | учебник (часть 2) – с. 90–93; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16 | |