Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония»
  Учитель начальных классов Толстопятова Александра Николаевна.
 Тема: Разнообразие музеев. Экспонаты музеев
  Цель: формировать представление о разнообразии музеев (исторический, краеведческий, палеонтологический, политехнический) и их экспонатов, о профессии археолога; продолжить развитие исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения; воспитывать интерес к истории своего народа, бережное отношение к предметам старины.
  Задачи:
  образовательные: способствовать формированию исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения;
  развивающие: содействовать развитию творческого мышления, воображения, способствовать расширению словарного запаса.
  воспитательные: создать условия для воспитания интереса к истории своего народа, бережного отношения к предметам старины.
  Планируемые результаты
  Личностные результаты
  - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
  - осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории.
  Метапредметные результаты
  Регулятивные универсальные учебные действия
  - ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  - планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
  - действовать согласно составленному плану;
  - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
  - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
  Познавательные универсальные учебные действия
  - осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта;
  - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной, определять основную и второстепенную информацию.
  Коммуникативные универсальные учебные действия
  - строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
  Предметные результаты
  - осознание понятий «музей», «экспонат музея»; исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи;
  - умение различать виды музеев.
  Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, таблицы «ЗХУ на каждого ученика, пакет материалов для каждой команды.
 
 
      |    Этапы урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учеников       |  
  
  |   Организационный момент     |     Прозвенел звонок и смолк –  Начинается урок. Поприветствуем наших гостей. Вы за парты тихо сели,  На меня все посмотрели.  Пожелайте друг другу успехов глазами  И вперед, за новыми знаниями!         |     - Здравствуйте!      Дети садятся.   |  
  |   Постановка учебной задачи, актуализация знаний.   |     Мы знакомились с проблемами современного города, узнали, что в городах есть старинные здания, памятники древнерусского зодчества.  - Мы говорили о человеке- изобретателе. О том, что многие свои изобретения он делал, используя «подсказки» природы Мы продолжаем разговор о человеке-творце, человеке-мыслителе. Чтобы узнать что-то интересное, поразмыслить над чем-то, человек должен получить информацию. Источники информации бывают разные: музеи, книги, искусство, виды связи.    - Где, по вашему мнению человек берет информацию о том что носили в давние времена, какие были предметы быта?  - Есть ли в городах места, где можно увидеть много предметов старины?  Одним из важнейших источников информации является музей. С различными видами музеев нам предстоит познакомиться на уроке.  Как вы думаете в 18, 19 веке много было музеев и что в них хранилось?   |                                                                    Музей               |  
  |   Сообщение нового материала.   |    Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался  КУНСТКАМЕРОЙ – это собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около1200 государственных музеев, где собрано 40млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей.  - Ребята, как вы думаете, что означает слово музей?                          - Таким образом, музей – это место, где мы можем перемещаться в пространстве и во времени.      - Кто-нибудь из вас бывал в музее? В каком? Какие экспонаты вам понравились?   |                                музей – это учреждение, где собирают, изучают, хранят и выставляют напоказ предметы естественной истории, материальной и духовной культуры.           |  
  |   Решение учебной задачи.   |    Какими бывают музеи?    Какие экспонаты в них хранятся?    Работа с учебником стр 90  Слайд об историческом музее  Слайд об палеонтологическом музее.  Какой музей есть в нашем славном городе Урюпинске?  Предлагаю вам путешествие в краеведческий музей города Урюпинска.  О чём можно узнать в музеях?   Кто собирает и изучает старинные вещи?    Чем важна профессия археолога? Слайд об археологии.  Что можно увидеть в музее под открытым небом?     |     Ответы детей.                                      Краеведческий, музей козы.   |  
  |   Физминутка     |    Давайте представим, что в руках у нас корзинки (плетёный, как у древних славян). И мы отправляемся в лес.      Дети шли, шли, шли,  И грибы нашли.  Наклонились низко, низко  Грибов набрали быстро - быстро.  Дети встали, выпрямились и вперёд пошли.   |         |  
  |   Закрепление нового материала   |    Работа в группах.  - Сейчас вы распределитесь в исследовательские группы.  Актуализация :  Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого.  Правила работы в группах:  Говорим вежливо называем собеседника по имени говорим по очереди, не перебивая друг друга внимательно слушаем если непонятно, переспросите партнера четко высказываем свое мнение соблюдаем порядок на парт, уважаем мнение собеседника  - Поиграем в игру «Мы – археологи». Мы на раскопках недалеко от нашего села. Перед вами конверты, они пронумерованы, в каждом из них – находка, мы должны ее изучить, то есть внимательно рассмотреть, что-то новое для себя открыть и постараться определить для какого музея этот экспонат.  Возьмите конверт №1, откройте его.  Что в нем?    Из чего была посуда?    Что в ней хранили?        Как сделали так, чтобы глиняная посуда не размягчалась?    Как называется посуда, обожженная в печи? Итак, чем пользовались наши предки?        Значит, они умели ее изготавливать.  Как называется профессия тех, кто делал эту посуду?    Откроем конверт №2.  Что в нем?    Частью чего они могли быть?            Какая профессия тех, кто изготавливает украшения?    Для чего нужны украшения?         |                                                                                                                       Осколок от посуды  Из глины  Жидкие или сыпучие продукты      Обжигали в печи  Керамика  Глиняной или керамической посудой      Гончар          Бусинки  Бусы на шее, серьги, украшения, нашитые на одежду, головной убор      Ювелир  Наряжаться на праздники   |  
  |   Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.   |    - Понравилась ли вам работа, которую вы выполняли?  - Какой музей хотели бы посетить?  - Можно ли создать музей в семье или в школе? Что в них будет в качестве экспонатов? (Фотографии, грамоты, письма, награды, одежда).  Выберете рисунок соответствующий вашему настроению   |         |  
  |   Домашнее задание.     |    учебник (часть 2) – с. 90–93; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание 16   |        |