kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Священные сооружения" по предмету ОРКиСЭ (модуль ОМРК)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе изучения материала по данной теме учащимся даются основные сведения об особенностях священных сооружениях Ислама. На примере знакомства с мечетью учащиеся узнают об отличительных признаках религиозных священных сооружений Ислама, как внешних так и внутренних. Дети самостоятельно добывают необходимую информацию по теме урока, анализируют ее и оформляют результаты в сравнительной таблице с опорой на полученные ранее знания и с учетом их использования на последующих занятиях. В процессе урока идет формирование всех основных УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»


Священные сооружения

Цель урока

Приобщение ребенка к целостному взгляду на мир







Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

Расширить представления учащихся о священных сооружениях, развивать познавательные интересы, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, создание сравнительной таблицы.

Познавательные УУД:

- дать возможность узнать новое о священных сооружениях ислама, особенностях архитектуры мечети, правилах поведения в мечети;

- сделать вывод, для чего нужны им эти сведения, как и где их можно применить.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение высказывать своё отношение к увиденному и услышанному;

- формировать умение договариваться, находить общее решение, аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные УУД:

- воспитывать уважительное отношение к традициям разных религий;

- продолжить работу по формированию толерантности.

Основные понятия

Мечеть, минарет


Ресурсы

Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы

Материал о мечетях из интернета

Презентация

Иллюстрации

Таблица для сравнительной характеристики священных сооружений

Пояснительная записка









Практическое применение опыта


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Приобщение

+Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше знакомство со священными сооружениями.





Целеполагание и мотивация

+Давайте вспомним с сооружениями какой религии мы уже познакомились?

+А вот о священном сооружении, какой религии мы с вами будем говорить сегодня, вы попробуете догадаться, посмотрев иллюстрации /приложение 1/

Отвечают на вопрос



Смотрят иллюстрации







Основной этап

+О чём мы будем говорить на уроке?

+Что вы знаете о мечетях?

+Зачем нам нужны эти знания?

+Где мы можем узнать новые сведения?

+Часть сведений сообщу вам я, остальные вы будете добывать сами. Затем поделитесь со своими одноклассниками.

+Чтобы охватить большой материал, мы будем работать в группах. Тема для каждой группы индивидуальна. Вы познакомитесь с материалом /приложение 2 /, отберете необходимое.

Следит за работой в группах, помогает по необходимости, если возникают затруднения










Отвечают на вопросы








Работают в группах по темам:

- виды мечетей

- значение мечетей

- правила поведения в мечети


Дети отбирают необходимый им материал, знакомятся с его содержанием, выбирают важное.


Физкультминутка


Проводит физкультминутку


Повторяют движения за учителем



Практическое применение

Внимательно выслушивает рассказы детей и задает вспомогательные вопросы, если есть такая необходимость.

Выступают по теме своей группы, слушают выступления других групп







Закрепление изученного материала

Рассказ учителя /приложение 3/ об архитектурных особенностях мечетей сопровождается показом презентации /приложение 4/

+На основе того, что вы услышали и увидели сегодня и на прошлом уроке, какой вывод мы можем сделать?

+ И чтобы это доказать, мы выполним практическое задание. Обсудив все услышанное, вы в парах заполните таблицу.

Учитель выдает ученикам таблицу /приложение 5/ для сравнительной характеристики православного храма и мечети.

Наблюдает за действиями учащихся, слушает рассуждения, отмечает достоинства и недостатки общения, положительные и отрицательные моменты


Заслушивает решение одной из пар, затем альтернативные решения, организует обсуждение



- Священные сооружения разных религий очень похожи


Самостоятельно читают задание и задают вопросы на уточнение. Работают в парах.


Учащиеся сообщают друг другу свой выбор и приходят к единому решению


Высказывают свое мнение: «Мы решили…»




Рефлексия

Подводит итоги работы, отмечает учащихся, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение

Делятся впечатлениями о проделанной работе, что понравилось, легко ли было прийти к единому решению

Продолжают фразу:

- Я благодарен соседу за . . .

Итог урока


Просит подумать и ответить на вопрос «Какова роль мечети в жизни человека?»

Продолжить фразу: «Священные сооружения разных религий …»

Все желающие высказываются

Домашнее задание

Найти примеры священных сооружений ислама в нашем городе.



Просмотр содержимого документа
«приложение 2 виды мечетей»

Мечеть происходит от арабского слова "масджид" – место поклонения. Первая мечеть была построена в 622 г. в Медине - втором священном городе Ислама.

Первая мечеть представляла собой открытую квадратную площадку, огороженную стеной, вдоль которой шла колоннада, крытая пальмовыми листьями. У западной стены был расположен вход, к ней примыкала площадь с колодцем. Мечети средневековья и современности возводят свою архитектурную традицию отнюдь не к этой скромной постройке.

После завоевания Мекки в 630 г. Кааба и окружающий ее двор тоже были превращены в мечеть. После этого мечети стали возводить во всех мусульманских городах.

В Исламе основными считаются три мечети: аль–Харам ("Запретная") в Мекке, Мечеть Пророка в Медине, аль–Акса ("Удаленная") в Иерусалиме. Все остальные молитвенные дома делятся на две категории – соборные пятничные и квартальные мечети.

Постепенно города застраивались библиотеками и медресе, дворцами, фонтанами, водопроводами, оборудованными рынками. Разнообразная, наполненная событиями жизнь мусульман так или иначе вращалась вокруг мечети, являвшейся духовным центром любого города. Первоначально в каждом арабо-мусульманском городе была только одна мечеть, посещать которую пять раз в день из дальних концов города становилось все труднее, и со временем появились малые, квартальные и сельские мечети.

Главной мечетью считается заповедная мечеть в Мекке (Масджид аль-Харам), в которой находится исламская святыня — Кааба. В каждом исламском городе существуют «соборные» мечети, служащие для больших коллективных молений в пятницу, а также квартальные мечети, мечети при медресе, на вокзалах и в аэропортах, в богатых домах и дворцах.

На ранних этапах истории ислам для собственных культовых целей или приспосабливал храмы покорённых народов, или, по мере развития внешней экспансии, в заложенных на месте бывших военных лагерей новых городах, возводились очень простые и функциональные сооружения, приближающиеся по форме и плану к дому Пророка в Медине.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между :

квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;

соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;

кабире — центральная столичная мечеть;

мусалла (перс. намазгох‎)— общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).

масджид — небольшая мечеть для индивидуальной молитвы;

масджид Джамми — соборная (или «пятничная») мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы.

Масджид джами, или как её иначе называют по-русски — большая мечеть, пятничная мечеть или соборная мечеть, переживает расцвет в эпоху Омеядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины — уммы.

Параллельно с этим, простые или частные масжид приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

Еще один тип мечети - медресе. Медресе выполняет функцию школы. Здесь изучают арабский язык, Коран и исламские дисциплины


Интересные факты

Мечетью, самой высоко расположенной от поверхности Земли (хотя и не самой высокой в мире) станет мечеть, занимающая один из верхних этажей Дубайской башни — самого высокого сооружения в мире.

Самая северная в мире мечеть — Курд-Намаль в Норильске.

Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть.






Просмотр содержимого документа
«приложение 2 значение»

Начиная с 7 в. сосуществовали два типа мечетей: частные молельни и мечети, предназначенные для всей общины, в них по пятницам проводились коллективные моления, выполнявшие не только религиозную, но и важную политическую функцию.

В первые века ислама правители или наместники широко использовали мечеть: хранили казну, объявляли народу указы, выступали с речами, проводили судебные разбирательства. Постепенно социально-политическая функция мечетей ослабевала. Однако и по сей день они продолжает быть символом не только духовного, но и светского единения общины мусульман.

Следует отметить, что в мечетях нет специального обряда освящения молитвенного дома, и здание может использоваться по другому назначению, если не служит больше мечетью. Многие американские мечети не только служат местом общей молитвы, но и выполняют функции исламских общественных центров, где есть помещения для кухни и банкетные залы для празднования событий, связанных с обрядами жизненного цикла.

Вообще мечеть - молитвенное здание мусульман - не является храмом в полном смысле этого слова. Здесь проводятся различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, конкурсы чтецов Корана. В мечети может переночевать приезжий, здесь можно пообщаться, даже поесть или поспать.

Еще в древние времена в мечетях вершилось правосудие, хранилась государственная казна и перераспределялись в пользу неимущих собранные налоги.

В периоды войн и неприятельских набегов двери мечетей распахивались, спасая женщин, стариков и детей.

В мусульманских странах до сих пор мечети покровительствуют благотворительным учреждениям – больницам, приютам, домам призрения. Крупные мечети всегда становились местом, где получали солидное образование.

Каждая более или менее значительная мечеть имела библиотеку, ибо многие халифы, султаны и влиятельные вельможи считали за честь завещать свои книги мечетям.

Мечеть играет важную роль в жизни мусульманской общины. Пять раз в день с минарета муэдзин призывает правоверных мусульман к молитвам, но врата мечети открыты в течение всего дня, потому что сюда приходят не только для того, чтобы совершить намаз. При мечети создается школа (медресе) по изучению арабского языка, Корана и основ Ислама, здесь дети и взрослые знакомятся с культурой и традициями мусульман. В мечети проводятся различные собрания, праздники, юбилейные и свадебные торжества. Все эти радостные события обычно заканчиваются богатой, праздничной трапезой. Проводятся мероприятия по случаю траура по усопшим родственникам и друзьям, которых искренне оплакивают, отдавая им последнюю дань уважения перед погребением.


Просмотр содержимого документа
«приложение 2 правила поведения»

При посещении мечети, называемой храмом Аллаха, важно соблюдать определенные правила и каноны. Накануне необходимо избегать принятия в пищу лука, чеснока и других продуктов с устойчивым резким запахом. Прежде чем войти в молельный зал, необходимо совершить ритуальное омовение. В мечети имеются специальные комнаты для омовений, где всегда есть проточная вода и предусмотрены все удобства. В мечеть следует приходить в чистой, скромной и достаточно закрытой одежде; мужчины не должны быть в коротких шортах, без рубашки, им желательно при себе иметь головной убор (тюбетейку); женщинам нужно быть в платке, скрывающем волосы, и в длинном одеянии, закрывающем руки, ноги, грудь. На территории мечети строго запрещается курить и находиться в нетрезвом состоянии. При входе нужно снять верхнюю обувь и поставить ее на специально предусмотренные для этого полки. Заходить в мечеть следует с правой ноги, говоря при этом: «Aллаhyмма фтах ли абваба рахматика» - «О Аллах! Отвори мне врата Твоей милости!», а выходить – с левой ноги. Мечеть может иметь два входа: один для мужчин, другой для женщин. Мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства, для совершения молитвы женщинам предоставляется балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.

Хотя мечеть и не является святым местом, есть определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду.

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду), одеть чистую одежду;

заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;

перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;

при входе в мечеть надо снять обувь;

входить с уважением и благоговением;

желательно (сунна) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид»);

поприветствовать присутствующих;

сидеть в направлении Кыблы;

не желательно сидеть, вытянув ноги;

не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;

не обсуждать вопросы купли-продажи.

не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;

внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;

пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;

не причинять беспокойство другим людям;

не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;

не мусорить и не просить милостыню.

Существует определенный порядок занятия мест верующими. Место в основном молитвенном зале традиционно занимают мужчины. Женщины располагаются на верхнем ярусе (на балконе) или позади всех за занавесью. В передних рядах находятся более пожилые и уважаемые лица, последующие - занимают люди среднего возраста, замыкающие - молодёжь.

Если основную часть молящихся составляют женщины, или по какой-то причине невозможно отделить их от мужчин, они остаются внизу, однако ряды женщин образуются позади мужчин.

Разрыв между верующими в рядах не допускается, они стоят достаточно плотно, чувствуя локоть друг друга.

У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться. Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве.

Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе.


Просмотр содержимого документа
«приложение 3 рассказ учителя»

Мечеть (араб. масджид — место поклонения или место, где совершают земные поклоны) — у мусульман молитвенное и одновременно общественное здание. Само по себе оно не имеет сакрального характера, никак не освящается. В Коране и во времена становления ислама этим термином называли место молитвы, подразумевая любой ритуально приемлемый участок земли.

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.


Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.

шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;

михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;

минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике; Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;

кюрси — пюпитр для Корана.

минарет – башня для призыва на молитву


Почти к самому полу на цепях свисали светильники – бронзовые, медные, стеклянные – они усиливали эмоциональное восприятие окружающего ритуального пространства; играющий различными оттенками свет, отражаясь от мозаичного купола, михрабов, оконных витражей, вписывался в общую эстетику мечети как самостоятельный компонент.


Отличительной и самой яркой особенностью внутреннего убранства мечетей является полное отсутствие меблировки и изображений Аллаха, ангелов, пророков (мир им). «Мне не было приказано украшать мечети», - говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).


Мусульманские художники, считаясь с запретом на изображение всего живого, передавали идею бесконечности и неделимости Аллаха через узоры, основанные на растительных и геометрических мотивах, и арабески – каллиграфические надписи, которые, повторяясь бесконечно, создают единое декоративное поле.

Просмотр содержимого документа
«приложение 5 таблица»

сходства

различия















Просмотр содержимого презентации
«приложение 4»

Мечеть

Мечеть

Шарафа

Шарафа

Михраб

Михраб

Минбар

Минбар


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Священные сооружения" по предмету ОРКиСЭ (модуль ОМРК)

Автор: Лебедева Наталья Александровна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства