Разделительный мягкий знак
(урок-исследование)
Подготовила учитель начальных классов Феоктистова Ольга Владимировна, Аккольская средняя школа №4, Акмолинская область
Цель: ознакомление с правилом употребления мягкого знака, формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.
Ход урока
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает
Может только показать,
Как согласную читать.
- Что вы знаете о «ь»?
- Что «ь» обозначает на письме?
- Догадайтесь, как превратить:
кон – в домашнее животное;
мел – в мелкое место;
хор – в хищного зверька.
- Где пишется мягкий знак в этих словах?
- Где ещё может находиться мягкий знак? Приведите примеры таких слов.
- Запишите слова в два столбика: с мягким знаком на конце – в первый столбик, в середине – во второй.
Осень, пальто, коньки, тень, кисель, угольки, зверьки.
Взаимопроверка
- Мягкий знак не только смягчает согласные. Есть у него ещё одна важная работа. Какая? Сейчас узнаете…
- Сравните слова. В каких словах происходит слияние согласного с гласным, а в каких звуки произносятся отдельно.
На доске:
семя – семья
полю – полью
солю – солью
- Как на письме показано раздельное произношение согласного и следующего за ним гласного?
- Прочитайте стишок (текст записан на доске). Выпиши в один столбик слова, в которых «ь» смягчает предшествующий согласный звук, а в другой – где он разделяет.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
- Работа над правилом.
- Прочитайте и запишите слова, только с «ь» разделительным.
Вьюга, Боря, стулья, салют, платье, жильё.
- Перед какими гласными написали «ь»?
- Какой звук слышится во всех словах с разделительным «ь»? ((й)).
- Буква «ь» разделяет два согласных звука – (й) и предыдущий мягкий согласный звук.
- Звук (й) прячется в буквах: е, ё, ю, я, и.
На доску вывешивается схема-сигнал
______е
______ё
Ь ______ю
______ я
______ и
- Первичное закрепление.
- Вставьте, где нужно мягкий знак.
Дерев…о, лист…я, ш…ёт, руч…ей, друз…я, бел…ка, мурав…и.
- Докажите свой выбор.
- Я буду диктовать слова, а вы сигнализируйте карточками, какой «ь»: разделительный или смягчающий.
Дети записывают под диктовку: большой, хлопья, жильцы, шалунья, колосья, льдина, здоровье, пальто, крыльцо, огоньки, осенью.
- Лексическая работа.
- К нам на урок пришёл герой из сказки А. Толстого «Золотой ключик» - Пьеро.
- Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к следующим словам противоположные:
Свет - …(тьма)
работа - …(безделье)
скука - … (веселье)
болезнь - … (здоровье)
вред - … (польза)
враги - … (друзья)
- В каких словах мягкий знак – разделительный? Почему?
- Закрепление.
- Сейчас вы будете работать корректорами. Исправьте ошибки.
Лйот силный дожд. Папа принёс чучело воробя. Орёл взмахнул силными крылями.
- Самостоятельная работа.
- Составьте и запишите пословицу.
1 вариант: уменья, без, не, и, гвоздя, забьёшь.
2 вариант: перьями, птица, а, человек, красна, уменьем.
Итог урока.
Проводится в виде игры. Дети становятся в круг. Учитель произносит утверждение. Если оно верно, то дети переходят на другое место в круге, если утверждение ложно – остаются стоять на месте.
Учитель:
- Мягкий знак звука не даёт. (Переход)
- Мягкий знак служит только для смягчения согласного звука. (Стоят)
- Мягкий знак разделяет согласный звук и звук (Й). (Переход)
- Разделительный ь пишется после согласных, перед гласными: а, о, у, э. (Стоят)
- Мягкий знак «дружит» с гласными е, ё, ю, я, и. (Переход)
- Какие трудности возникли у вас на уроке?
- Как помочь себе?