kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языкаразделительный мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

                              Разделительный мягкий знак

                                    (урок-исследование)

 Подготовила учитель начальных классов Феоктистова Ольга Владимировна, Аккольская средняя школа №4, Акмолинская область

     Цель: ознакомление с правилом употребления мягкого знака, формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.

                                            Ход урока

                           Что за буква, кто узнает?

                            Звука не обозначает 

                            Может только показать,

                            Как согласную читать.

- Что вы знаете о «ь»?

- Что «ь» обозначает на письме?

- Догадайтесь, как превратить:

кон – в домашнее животное;

мел – в мелкое место;

хор – в хищного зверька.

- Где пишется мягкий знак в этих словах?

- Где ещё может находиться мягкий знак? Приведите примеры таких слов.

- Запишите слова в два столбика: с мягким знаком на конце – в первый столбик, в середине – во второй.

       Осень, пальто, коньки, тень, кисель, угольки, зверьки.

                                          Взаимопроверка

   - Мягкий знак не только смягчает согласные. Есть у него ещё одна важная работа. Какая? Сейчас узнаете…

   - Сравните слова. В каких словах происходит слияние согласного с гласным, а в каких звуки произносятся отдельно.

   На доске:

     семя – семья

     полю – полью

     солю – солью

  - Как на письме показано раздельное произношение согласного и следующего за ним гласного?

  - Прочитайте стишок (текст записан на доске). Выпиши в один столбик слова, в которых «ь» смягчает предшествующий согласный звук, а в другой – где он разделяет.

                               Целый день лежит тюлень,

                               И лежать ему не лень.

                               Жаль, тюленье прилежанье

                               Не пример для подражанья.  

  • Работа над правилом.

  - Прочитайте и запишите слова, только с «ь» разделительным.

             Вьюга, Боря, стулья, салют, платье, жильё.

   - Перед какими гласными написали «ь»?

   - Какой звук слышится во всех словах с разделительным «ь»? ((й)).

   - Буква  «ь» разделяет два согласных звука – (й) и предыдущий мягкий согласный звук.

   - Звук (й) прячется в буквах: е, ё, ю, я, и.

  На доску вывешивается схема-сигнал

                  ______е    

                  ______ё

       Ь     ______ю

                  ______ я

                  ______ и

  • Первичное закрепление.

  - Вставьте, где нужно мягкий знак.

Дерев…о, лист…я, ш…ёт, руч…ей, друз…я, бел…ка, мурав…и.

  - Докажите свой выбор.

  - Я буду диктовать слова, а вы сигнализируйте карточками, какой «ь»: разделительный или смягчающий.

      Дети записывают под диктовку: большой, хлопья, жильцы, шалунья, колосья, льдина, здоровье, пальто, крыльцо, огоньки, осенью.

  • Лексическая работа.

  -  К нам на урок пришёл герой из сказки А. Толстого «Золотой ключик» - Пьеро.

   - Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к следующим словам противоположные:

   Свет - …(тьма)

   работа - …(безделье)

   скука - … (веселье)

   болезнь - … (здоровье)

   вред - … (польза)

   враги - … (друзья)

  - В каких словах мягкий знак – разделительный? Почему?

  • Закрепление.

  - Сейчас вы будете работать корректорами. Исправьте ошибки.

        Лйот силный дожд. Папа принёс чучело воробя. Орёл взмахнул силными крылями.

  • Самостоятельная работа.

  -  Составьте и запишите пословицу.

1 вариант: уменья, без, не, и, гвоздя, забьёшь.

2 вариант: перьями, птица, а, человек, красна, уменьем.

   Итог урока.

   Проводится в виде игры. Дети становятся в круг. Учитель произносит утверждение. Если оно верно, то дети переходят на другое место в круге, если утверждение ложно – остаются стоять на месте.

       Учитель:

  - Мягкий знак звука не даёт. (Переход)

  - Мягкий знак служит только для смягчения согласного звука. (Стоят)

  - Мягкий знак разделяет согласный звук и звук (Й). (Переход)

  - Разделительный ь пишется после согласных, перед гласными: а, о, у, э. (Стоят)

  - Мягкий знак «дружит» с гласными  е, ё, ю, я, и. (Переход)

  - Какие трудности возникли у вас на уроке?

  - Как помочь себе?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языкаразделительный мягкий знак »

Разделительный мягкий знак

(урок-исследование)

Подготовила учитель начальных классов Феоктистова Ольга Владимировна, Аккольская средняя школа №4, Акмолинская область

Цель: ознакомление с правилом употребления мягкого знака, формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.

Ход урока

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает

Может только показать,

Как согласную читать.

- Что вы знаете о «ь»?

- Что «ь» обозначает на письме?

- Догадайтесь, как превратить:

кон – в домашнее животное;

мел – в мелкое место;

хор – в хищного зверька.

- Где пишется мягкий знак в этих словах?

- Где ещё может находиться мягкий знак? Приведите примеры таких слов.

- Запишите слова в два столбика: с мягким знаком на конце – в первый столбик, в середине – во второй.

Осень, пальто, коньки, тень, кисель, угольки, зверьки.

Взаимопроверка

- Мягкий знак не только смягчает согласные. Есть у него ещё одна важная работа. Какая? Сейчас узнаете…

- Сравните слова. В каких словах происходит слияние согласного с гласным, а в каких звуки произносятся отдельно.

На доске:

семя – семья

полю – полью

солю – солью

- Как на письме показано раздельное произношение согласного и следующего за ним гласного?

- Прочитайте стишок (текст записан на доске). Выпиши в один столбик слова, в которых «ь» смягчает предшествующий согласный звук, а в другой – где он разделяет.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

  • Работа над правилом.

- Прочитайте и запишите слова, только с «ь» разделительным.

Вьюга, Боря, стулья, салют, платье, жильё.

- Перед какими гласными написали «ь»?

- Какой звук слышится во всех словах с разделительным «ь»? ((й)).

- Буква «ь» разделяет два согласных звука – (й) и предыдущий мягкий согласный звук.

- Звук (й) прячется в буквах: е, ё, ю, я, и.

На доску вывешивается схема-сигнал

______е

______ё

Ь ______ю

______ я

______ и


  • Первичное закрепление.

- Вставьте, где нужно мягкий знак.

Дерев…о, лист…я, ш…ёт, руч…ей, друз…я, бел…ка, мурав…и.

- Докажите свой выбор.

- Я буду диктовать слова, а вы сигнализируйте карточками, какой «ь»: разделительный или смягчающий.

Дети записывают под диктовку: большой, хлопья, жильцы, шалунья, колосья, льдина, здоровье, пальто, крыльцо, огоньки, осенью.

  • Лексическая работа.

- К нам на урок пришёл герой из сказки А. Толстого «Золотой ключик» - Пьеро.

- Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к следующим словам противоположные:

Свет - …(тьма)

работа - …(безделье)

скука - … (веселье)

болезнь - … (здоровье)

вред - … (польза)

враги - … (друзья)

- В каких словах мягкий знак – разделительный? Почему?

  • Закрепление.

- Сейчас вы будете работать корректорами. Исправьте ошибки.

Лйот силный дожд. Папа принёс чучело воробя. Орёл взмахнул силными крылями.

  • Самостоятельная работа.

- Составьте и запишите пословицу.

1 вариант: уменья, без, не, и, гвоздя, забьёшь.

2 вариант: перьями, птица, а, человек, красна, уменьем.

Итог урока.

Проводится в виде игры. Дети становятся в круг. Учитель произносит утверждение. Если оно верно, то дети переходят на другое место в круге, если утверждение ложно – остаются стоять на месте.

Учитель:

- Мягкий знак звука не даёт. (Переход)

- Мягкий знак служит только для смягчения согласного звука. (Стоят)

- Мягкий знак разделяет согласный звук и звук (Й). (Переход)

- Разделительный ь пишется после согласных, перед гласными: а, о, у, э. (Стоят)

- Мягкий знак «дружит» с гласными е, ё, ю, я, и. (Переход)

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

- Как помочь себе?



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
конспект урока русского языкаразделительный мягкий знак

Автор: Феоктистова Ольга Владимировна

Дата: 23.08.2015

Номер свидетельства: 226478


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства