– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;
- подведение под понятие (начальная форма).
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. Организационный момент | Организация направленного внимания на уроке. | Приветствие. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас, какой? Всё, что надо, под рукой! | Проверяют свою готовность к уроку. Всё, что надо, под рукой! | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2. Актуализация знаний. | Повторить правило написания парных звонких и глухих согласных букв, безударной гласной в корне слова, определение основы предложения через умение правильно задавать вопросы. | Исправьте ошибки в тексте. На дворе морос. Выпал пушыстый снек. Саша надел тёплую шупку и миховую шапку. Назовите главные члены предложения во 2 и 3 предложении. | Находят ошибки в тексте. Объясняют способы проверки, подбирают проверочные слова. Называют главные члены предложения. | Сформированность умения правильно и точно ставить вопросы к словам; умение видеть и исправлять ошибки в словах. |
3. Проверка домашнего задания. | Воспроизведение знаний учащихся о способах проверки слов. Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника. | Проверим домашнее задание взаимопроверкой. Оценим правильность выполненной работы своего товарища. | Проверяют работу друг друга. (Оценивают работу соседа по парте). | Учащиеся взаимодействуют друг с другом. |
4. Постановка цели урока. | Сформировать представление детей о понятии «начальная форма слова», научатся определять начальную форму слов названий предметов и изменять их по числам. | Откройте содержание учебника У3 с.4 и найдите название предыдущей темы. Чему мы научились, изучая предыдущую тему? Прочитайте тему нашего урока. Почему вы решили, что это тема урока? Сформулируйте цели урока, используя слова: Повторим … Научимся … | Учащиеся читают название предыдущей темы в содержании. Правильно задавать вопросы к словам. Читают тему урока в содержании и находят страницу учебника, где она располагается. У3 с.9. Написана розовым цветом и жирным шрифтом. Учащиеся формируют цели урока. Повторим знания о начальной форме слов- названий предметов. Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму. Научимся изменять слова названия предметов по числам. | Осознание учениками основной цели урока. |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. | Сформировать понятие «начальная форма» слов-названий предметов, умение ставить слова- названия предметов в начальную формую. формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Сформировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации. | -Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос? Соотнесите свои ответы с подсказкой Летучей Мыши. Сделайте вывод, правы ли вы. Мини- исследование. Откройте Обратный словарь на буку – И; В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа? Можно ли поставить 1-ое, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой? А теперь найдите 2-е, 10-е и 12-е слова. Понимаете ли вы значение этих слов? -Можно ли эти слова поставить в форму единственного числа? -Неужели у этих слов нет начальной формы? Слово пони- неизменяемое, поэтому у него одинаковые формы единственного и множественного числа. На этот вопрос нам поможет ответить Летучая Мышь. - Все ли слова из списка имеют форму единственного числа? | Учащиеся дают ответы на вопрос. У.3 с.9 Соотносят свои ответы с подсказкой и делают вывод, что их ответ верен. У.2 с. 142. Находят слова на букву – И. Ученики по цепочке читают каждое слово и определяют, что все они стоят в форме множественного числа. Ответы на вопросы. Да, можно. Да, будет. Так, как начальная форма слов, называющих предметы, это обычно форма единственного числа, и они отвечают на вопросы: кто? или что? Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльца. Ясли – кормушка для скота, прикреплённая к стенке. Ясли – воспитательное учреждение для детей до трёх лет. Дают отрицательный ответ. У.3 с. 10 Читают плакат Летучей Мыши, а затем дают ответ на вопрос. Учащиеся читают и проверяют каждое слово. | Осознанное усвоение понятия «начальная форма» слов-названий предметов, сформировалось умение изменять слова-названия по числам, находить начальную форму слова. Сформировано умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Сформировано умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации. |
6. Физминутка | Смена вида деятельности. Следить за положением туловища и рук. | На морозе. Ручки вверх, ручки вниз. На носочках поднялись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем поприседаем, никогда не замерзаем. | Учащиеся выполняют упражнения указанные в тексте. | Правильное положение туловища и рук. |
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | Формирование способа деятельности. | Выписать пять слов, у которых есть форма единственного числа. Рядом записать форму единственного числа. Выписать пять слов, у которых нет формы единственного числа. Укажите это так: Деньги – нет ед.ч. Среди всех записанных вами слов найдите слова в начальной форме и обведите их в овал. Все ли слова имеют форму единственного числа? Когда слова могут иметь начальную форму во множественном числе? | Работа с Обратным словарём на букву – И. Выписывают слова, у которых есть форма единственного числа. Выписывают слова, у которых нет формы единственного числа. Находят и выделят слова стоящие в начальной форме. Делают вывод. о начальной форме слов. | Воспроизведение учащимися способов действий при определении начальной формы слова, через выполнение упражнений по образцу. |
8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности, писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом. | 1) Работа в тетради для самостоятельных работ. Т.2 с. 6 упр.6, Работа над новым словарным словом ИНЕЙ. | Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по образцу. Самооценка учащихся. | Способность применять новые знания. Пишут словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом. |
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. | Закрепить знания и умения учащихся по определению начальной формы слов-названий предметов и изменению их по числам. | Над какой темой урока сегодня мы работали? Какие цели ставили для себя? Достигли поставленных целей? Что такое начальная форма слова? Приведите примеры, сформулируйте выводы. | Учимся определять начальную форму слов. Научиться находить начальную форму слов- названий предметов и изменять их по числам. Да. Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Делают вывод: в русском языке есть слова-названия предметов, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного. | Сформирован навык определения начальной формы слова-названия предмета, через умение изменять слова по числам. |
10.Объяснение и понимание домашнего задания. | Разъяснение способа выполнения упражнения. | Т.2 с.6 упр.7 Разбор упражнения в тетради для самостоятельных работ. | Вместе учителем поэтапно читают задания. предлагают способы проверки слов. | Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания. |
11 Рефлексия. | Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке. | Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке покажите красный жетон;. Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите зелёный жетон. Кто ничего не понял и ему было на уроке неинтересно, покажите синий жетон. | Учащиеся показывают выбранные жетоны. | Сформировано умение оценить свою работу на уроке. |