Конспект урока русского языка в 1 классе по программе Перспективная начальная школа "Почему букву ь называют мягким, а букву ъ - твердым"
Конспект урока русского языка в 1 классе по программе Перспективная начальная школа "Почему букву ь называют мягким, а букву ъ - твердым"
Тема урока " Почему букву ь называют мягким, а букву Ъ - твёрдым?"
Урок изучения новых знаний по русскому языку в 1 классе по программе Перспективная начальная школа. Учащиеся учатся объяснять значение мягкого знака на конце слов, необходимость употребления букв Ь и Ъ в словах.Специально подобранные задания способствуют расширению словарного запаса учащихся,развитию внимания, умения анализировать, обощать, выделять главное, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по программе Перспективная начальная школа "Почему букву ь называют мягким, а букву ъ - твердым" »
Дедашева Татьяна Юрьевна МОАУ СОШ №57 г. Оренбурга
Класс: 1 класс
УМК: "Перспективная начальная школа"
Учебный предмет : Русский язык.
Учитель: Дедашева Татьяна Юрьевна ( 1 категория), МОАУ СОШ №57 г. Оренбурга
Тема урока: "Почему Ь называют мягким, а Ъ – твердым?"
Цель: создать условия для совершенствования умений обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь ; подвести к пониманию важности написания букв Ь и Ъ в словах; закреплять знания о правописании гласных после шипящих; способствовать расширению словарного запаса, развитию мышления, внимания, умения анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимопроверку.
Планируемые результаты образования:
Предметные УУД : научатся объяснять значение мягкого знака на конце слов и обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь, необходимость употребления букв Ь и Ъ в словах.
Метапредметные : регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – формируют умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные - проявляют интерес к новому учебному материалу, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.
Оборудование: карточки для индивидуальной и парной работы, презентация по теме, две ромашки с буквами, буквы-маски к сценке.
Ход урока :
I Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний.
- На какие две группы делятся звуки? ( Гласные и согласные)
-Назовите согласные звуки, которые не имеют пары по мягкости ( [ж] , [ ш ] , [ ц ] ).
-Назовите согласные звуки, которые не имеют пары по твердости ( [ ч ] , [ щ ] , [ й ] )
-А теперь посмотрите на доску.
Вот ромашки непростые,
А чудесницы какие!
-Посмотрите на первую ромашку.
- Что может быть общего у этих букв. Какую работу они выполняют в нашем языке? (Обозначают мягкость согласных)
-Какая буква лишняя? Почему?
-Посмотрите на вторую ромашку.
-Что может быть общего у этих букв? Какую работу выполняют эти буквы в нашем языке? (Обозначают твердость согласных)
-Какая буква лишняя? Почему?
-Как вы думаете, какие буквы мы будем прописывать на минутке чистописания? ( Ь и Ъ )
III Минутка чистописания.
Подготовка руки к письму.
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Работа в тетрадях:
Работа над формой букв ь и ъ.
Анализ букв. Показ на доске.
Напишите Ь
Нежно, капелькой, вот так.
-Как букву Ь превратить в Ъ ?
Прописывание букв.
I V Объявление темы, постановка целей урока.
-Ребята, сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет назад. У меня в руках журнал «Нива» за 1906 год. (ему 106 лет). Читая этот журнал мы заметим, что раньше твердые звуки на конце обозначали с помощью Ъ.
- Например : осёлъ , заяцъ , туръ. (кадр № 4)
- А мягкие звуки на конце слов обозначали с помощью Ь.
Например: гусь, конь, лось.
-Попробуйте прочитать слова 1 строчки без Ъ. Их произношение изменилось?
-А теперь попробуйте прочитать слова 2 строчки так, будто в них нет Ь на конце слов. Вы произносите их также, как прежде, или по-другому?
-Понимаете теперь, почему Ь на конце слов оставили, а Ъ на конце слов перестали писать?
-Какой вывод вы можете сделать?
ВЫВОД . Ели мы уберем Ь, то звук станет твердым.
А если в конце слова уберем Ъ , то звук как был твердым , так и останется.
-Кто уже догадался, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? Какова тема урока?
-Тема урока « Почему называют ь мягким, а Ъ – твердым». (кадр №5)
-Отталкиваясь от темы урока и опираясь на данную запись (кадр №6) сформулируйте цели урока.
Цели:
Продолжим знакомство….с Ь и Ъ.
Узнаем, какую роль выполняют … данные буквы в словах.
Будем учиться писать слова с … буквами Ь и Ъ.
V Открытие новых знаний.
-Сегодня вы не просто ученики, а исследователи. А помогут нам в нашей исследовательской работе герои учебника Маша и Миша. Они подготовили интересные задания. Вот одно из них .
1. «Интеллектуальная разминка».
- Посмотрите на условное обозначение. Какой вид работы мы будем выполнять? (Работа в парах).
-У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку в желтой рамочке и положите её на середину.
Тиш.на, ёжик, лос., ш.шка.
Тюлен., ч.лан, щ.ка, ч.гун.
Задание. Вставьте пропущенные орфограммы, найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его. Чья пара придет к единому мнению, выполнит задание, поднимите руки.
Проверка с экраном. (кадр №6)
Проблемный вопрос.
-Какие слова вы подчеркнули? (Лось, тюлень)
-Что объединяет эти слова?
-Запишите данные слова в тетрадь.
-Сколько букв вы написали в слове ЛОСЬ?
-А сколько звуков в этом слове?
-Почему звуков меньше, чем букв?
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
2 .Работа по учебнику. (с. 68)
- У вас слова записаны в учебнике, а у меня вы их видите на экране. (кадр №7)
-Прочитайте слова так, как они записаны.
-Какой звук вы произносите на конце каждого слова?
-Прочитайте слова ещё раз так, будто в их записи нет Ь на конце слов.
-Миша говорит, что прежние словапоменялись на другие слова. Прав ли Миша?
-Маша говорит, что прежние мягкие звуки поменялись на другие звуки? Вы тоже так думаете? Назовите одним общим словом эти новые звуки. ( Они стали твердыми )
- Так какую работу выполняет Ь в данных словах? (Он указывает на мягкость предыдущего согласного и меняет смысл слова, образует новые слова.) (кадр №8)
-Посмотрите на экран (кадр №9, 10).
-Что происходит со словами? Как УГОЛ превратился в УГОЛЬ? А МЕЛ в МЕЛЬ?
-А теперь посмотрите на рисунки в учебнике. Какие ещё примеры вы можете привести?(Шесть – шест, ель – ел).
-Теперь вы понимаете, почему букву Ь оставили на конце слова? Какой вывод вы можете сделать? (Если убрать из слова Ь, то мягкий звук превратиться в твердый, получится другое слово)
VI Физкультминутка.
-А теперь давайте отдохнем. Встаньте все.
-Я называю слова. Если в слове есть Ь, то вы должны поднять руки вверх, если его нет, то делаете хлопок.
- У вас на столе лежат две карточки в красной рамочке №1 и №2. В каждой написано по 2 предложения.
В лесу жил хор. Лодка села на мел.
Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.
Задание.
- Анишит Йокоповна написала вам предложения . Но Асырк и Торк стащили из словбукву Ь. Как вы думаете, что вам надо сделать? (Вставить в слова Ь)
Взаимопроверка по экрану (кадр №11)
-Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа. Если все верно – поднимите руку.
2. Театрализация.
Сценка « Спор Ъ и Ь»
-Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал!-
Знак мягкий твердому на это отвечал.
-Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора , как букву Ять,
Тебя из Азбуки изъять!
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести
Когда стоите в нужном месте.
-Как вы думаете, права ли буква А?
-Мы с вами выяснили, что букву Ъ перестали писать в конце слова для обозначения твердого согласного. А мягкий знак для обозначения мягкости – оставили.
Проблемный вопрос.
- А нужно ли писать Ь и Ъ в середине слова?
3. Работа по учебнику.
-Давайте обратимся к учебнику (с.70)
- Прочитайте слова: СЪЕСТЬ – СЕСТЬ. (кадр №12)
-Вы по-разному их произносили?
- А чем различается написание этих слов?
Прочитайте слова так, как они написаны : ВЪЕЗЖАТЬ, ПОДЪЕЗД.
- А теперь представь, что в этих словах нет Ъ. Как они будут читаться?
-Понимаете теперь, почему Ъ нельзя убрать из середины слова?
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
VIII. Физкультминутка.
Потешка « По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
-Тише, пальчик не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора!
5. Работа по учебнику (с.70)
Упражнение №35.
-Запишите слова без Ь.
Ученик работает у доски, остальные дети пишут в тетради.
-По-разному ли звучат слова с Ь и без него в середине слов ?
-Правильно ли сказать так: « Ь обозначает мягкость согласного звука перед ним» ?
Закрепление изученного материала.
-Посмотрите на условное обозначение. Как мы будем сейчас работать? (В парах)
Работа в парах.
-Возьмите карточку в синей рамочке.
Прочитайте слова в центре.
1 ст.
пальто
тень
коньки
шаль
кольцо
олень
2 ст.
-Что общего у этих слов?
-Кто увидел здесь какую-то закономерность? На какие две группы можно разделить слова?
-Распределите роли. Кто из вас выпишет слова с Ь в конце слова, а кто с Ь посередине.
Проверка с экраном (кадр №13)
X. Итог урока.
-Что вы узнали о буквах Ъ, Ь? Почему Ь называют мягким, а Ъ – твердым?
-Давайте вернемся к первому вопросу урока: почему Ь остался на конце слова, а от Ъ отказались?
XI. Рефлексия.
-Продолжите предложения.
Сегодня я узнал(а)…
Для меня самым трудным было…
Для меня самым интересным было…
-Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждет сюрприз.
-Ь и Ъ в вашу честь и с вашей помощью устраивают праздничный салют. В этой коробочке лежат залпы нашего салюта – звездочки. Они имеют разные цвета. Каждый из вас может оценить свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, у вас хорошо всё получалось выбирайте звездочки красного и желтого цветов. А если вам было трудно, не всё ещё пока получалось – синюю.