kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих у слов, называющих предметы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Всё ль готово?

Всё ль в порядке –

Книга, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят!

2.Актуализация знаний.

- Что обозначает  буква Ь в словах: конь, письмо, моль, Васька, дочь?

3.Возникновение ситуации разрыва

2 слайд. Какая орфограмма есть в словах?

                 Мяч

                  Ночь

  • Это орфограмма: мягкий знак после шипящих в словах, называющих предметы.

- Прочитайте школьную пословицу. Как вы её понимаете?

3 слайд. Школьная пословица.

                 Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.

4 слайд. Проблемный вопрос: почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?

- Какая перед нами стоит цель?

5 слайд. Значит, эти слова чем-то отличаются друг от друга?

6 слайд. Как узнать, чем слова отличаются друг от друга?

  • Надо определить работу окончаний и сравнить её.

Физминутка

Видеофизминутка «Ёлочка»

4. Исследование

7 слайд. Выделите в словах окончания и определите их работу.

  • Мяч  -  ед.ч., И.п., м.р.
  • Ночь  -  ед.ч., И.п., ж.р.

- Сделайте вывод.

В словах м.р. мягкого знака нет, а в словах женского рода – есть.

- Может ли быть так, что только в этих словах такое написание, а в других словах будет по- другому?

8 слайд. Найдите отличия  между словами и распределите их по группам. 

                 Товарищ, (много) задач, мышь, плащ, (около) дач, калач, (с) крыш, помощь,

                (для) лыж,      рожь, кирпич, дочь, меч, (из) рощ, вещь.

    Время обсуждения – 10 минут.

- Работайте в группах, слова группами записывайте на листах бумаги фломастером.

Самостоятельная групповая работа.

Проверка  и  обсуждение сделанного.

9 слайд. Проверь себя.

М.р. И.п. ед.ч.                         Ж.р. И.п. ед.ч.                         Ж.р. мн.ч.

товарищ                                     мышь                                   (много) задач

плащ                                          помощь                                  (около) дач

калач                                           рожь                                     (с) крыш

кирпич                                         дочь                                      (для) лыж

меч                                              вещь                                    (из) рощ

-Какой можно сделать вывод?

10 слайд. Вывод:

  • Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы, пишется только в словах

                    Ж.р. ед.ч.

Рефлексия

Какая перед нами стояла цель?

-Мы достигли её?

- Что же мы выяснили?

11 слайд.   Прочитайте стихотворение.

Чтобы знать, как писать.

Надо род определять!

Если женский род, то надо

Ь знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодёжь!

Если род мужской у слова –

Нету  знака никакого!

И тогда пиши калач,

Врач, малыш, калач и грач!

Закрепление нового материала.

-Выполните задание.

12 слайд. Подберите синонимы с шипящим на конце.

  • Доктор                  -                   Врач
  • Мелкие деньги   -                  мелочь
  • Неправда             -                   ложь
  • Родник                  -                   ключ

13 слайд. Задание для самостоятельных.

                   Выпишите слова в три столбика. В 1 – выпишите слова, в которых Ь пишется, и вы

                    можете объяснить почему. Во 2 – слова, в которых вы можете объяснить, почему

                    эта буква не пишется. В 3 – слова, в которых вы пока эту орфограмму объяснить не

                    можете.

                   Ключ, из-за туч, поплачь, речь,  уж, говоришь, выучишь, тушь, кулич,  ложь, спишь,

                   мощь.

- Желающие могут поработать у доски.

-Проверка выполненной работы.

14 слайд. Докажи правильность.

Я знаю - Ь                           Я знаю -                                       Я не знаю

речь                                      ключ                                             поплачь

тушь                                      из-за туч                                      говоришь

ложь                                      уж                                                 выучишь

мощь                                     кулич                                             спишь

15 слайд. Что общего в словах третьего столбика.

  • Эти слова называют предметы.

16 слайд. Вывод.

                        Ь пишется:

  • В словах предметах ж.р. ед.ч.
  • В словах действиях

Итог урока.

Что нового узнали? Чему научились?

Самооценка

Оцените себя на уроке (на оценочной линейке).

Если вам всё было понятно – поставьте крестик вверху.

Если вы поняли не всё – поставьте крестик посередине линеечки.

 Если совсем не поняли – поставьте крестик в самом низу линеечки.

Поднимите руку те, кто поставил крестик в самом верху?

А кто поставил в середине?

А кому было непонятно?( Мы поработаем над этой темой ещё и вы всё до конца поймёте!)

19 слайд.  МОЛОДЦЫ!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих у слов, называющих предметы"»

Цурупал Т.Б.

учитель начальных классов БОУ «СОШ №108» г. Омска

Урок русского языка в 2 класса «РИТМ»

Тема: Мягкий знак после шипящих у слов, называющих предметы.

Планируемые результаты:

-личностные результаты:

- ценностное отношение к умению различать слова, требующие написание ь знака после шипящих;

- осознание значимости данного умения для правильного написания слов с ь знаком после шипящих;

- метапредметные результаты:

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему мнению;

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;

- предметные результаты:

- писать ь знак после шипящих в словах, называющих предметы;

Цель: Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по выявлению закономерности написания Ь знака после шипящих у слов, называющих предметы, для правильного написания таких слов.

Оборудование: Презентация «Когда писать Ь после шипящих в словах, называющих предметы».

Листы бумаги А-3, фломастер.

Примечание: в презентации слайды меняются по щелчку.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

1.Организационный момент.


Всё ль готово?

Всё ль в порядке –

Книга, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят!

Эмоционально настраиваются на урок.

2.Актуализация знаний.


- Что обозначает буква Ь в словах: конь, письмо, моль, Васька, дочь?






Отвечая на вопрос убеждаются, что ь знак обозначает мягкость предыдущего согласного, но д слово дочь ставит детей в тупик, т.к. звук [ч, ] и так всегда мягкий!

3.Возникновение

ситуации разрыва

2 слайд. Какая орфограмма есть в словах?

Мяч

Ночь

  • Это орфограмма: мягкий знак после шипящих в словах, называющих предметы.


- Прочитайте школьную пословицу. Как вы её понимаете?

3 слайд. Школьная пословица.

Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.







4 слайд. Проблемный вопрос: почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?


- Какая перед нами стоит цель?

5 слайд. Значит, эти слова чем-то отличаются друг от друга?


6 слайд. Как узнать, чем слова отличаются друг от друга?

  • Надо определить работу окончаний и сравнить её.



( Здесь и далее под знаком «точка» написан ответ, который появляется на слайде по щелчку мыши только после обсуждения детьми поставленного вопроса).






В ходе обсуждения пословицы необходимо уточнить мнение детей о том, какие знания могут потребоваться для написания мягкого знака. На этот вопрос точного ответа дети, конечно же, дать не смогут. Только после этого – 4 слайд.


Пусть несколько человек проговорят цель!!!

Физминутка

Видеофизминутка «Ёлочка»


4. Исследование

7 слайд. Выделите в словах окончания и определите их работу.

  • Мяч - ед.ч., И.п., м.р..

  • Ночь - ед.ч., И.п., ж.р..

- Сделайте вывод.

В словах м.р. мягкого знака нет, а в словах женского рода – есть.

- Может ли быть так, что только в этих словах такое написание, а в других словах будет по- другому?


8 слайд. Найдите отличия между словами и распределите их по группам.

Товарищ, (много) задач, мышь, плащ, (около) дач, калач, (с) крыш, помощь,

(для) лыж, рожь, кирпич, дочь, меч, (из) рощ, вещь.

Время обсуждения – 10 минут.

- Работайте в группах, слова группами записывайте на листах бумаги фломастером.

Самостоятельная групповая работа.

Проверка и обсуждение сделанного.



9 слайд. Проверь себя.

М.р. И.п. ед.ч.

Ж.р. И.п. ед.ч.

Ж.р. мн.ч.

товарищ

мышь

(много) задач

плащ

помощь

(около) дач

калач

рожь

(с) крыш

кирпич

дочь

(для) лыж

меч

вещь

(из) рощ


-Какой можно сделать вывод?

10 слайд. Вывод:

  • Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы, пишется только в словах

Ж.р. ед.ч.















Каждая группа показывает свою работу и доказывает правильность расположения слов в группах.


Рефлексия

Какая перед нами стояла цель?


-Мы достигли её?

- Что же мы выяснили?


11 слайд. Прочитайте стихотворение.

Чтобы знать, как писать.

Надо род определять!

Если женский род, то надо

Ь знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодёжь!

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

И тогда пиши калач,

Врач, малыш, калач и грач!


Закрепление нового материала.

-Выполните задание.

12 слайд. Подберите синонимы с шипящим на конце.

  • Доктор - Врач

  • Мелкие деньги - мелочь

  • Неправда - ложь

  • Родник - ключ

13 слайд. Задание для самостоятельных.

Выпишите слова в три столбика. В 1 – выпишите слова, в которых Ь пишется, и вы

можете объяснить почему. Во 2 – слова, в которых вы можете объяснить, почему

эта буква не пишется. В 3 – слова, в которых вы пока эту орфограмму объяснить не

можете.

Ключ, из-за туч, поплачь, речь, уж, говоришь, выучишь, тушь, кулич, ложь, спишь,

мощь.

- Желающие могут поработать у доски.

-Проверка выполненной работы.

14 слайд. Докажи правильность.

Я знаю - Ь

Я знаю -

Я не знаю

речь

ключ

поплачь

тушь

из-за туч

говоришь

ложь

уж

выучишь

мощь

кулич

спишь


15 слайд. Что общего в словах третьего столбика.

  • Эти слова называют предметы.

16 слайд. Вывод.

Ь пишется:

  • В словах предметах ж.р. ед.ч.

  • В словах признаках.





ч




ч




ч




ч




ч

17 слайд. Подбери слова.



ч

ь


ч

ь



ч

ь



ч

ь



ч

ь

- Работать можно группами.


18 слайд. Проверь.

д

о

ч

ь

н

о

ч

ь

п

е

ч

ь

р

е

ч

ь

т

е

ч

ь

г

р

а

ч

в

р

а

ч

к

л

ю

ч

п

л

а

ч

к

л

и

ч



Задание выполняется устно и сразу сверяется со слайдом.


Итог урока.

Что нового узнали? Чему научились?


При подведении урока желательно персонально спрашивать: А что ты, Коля, узнал нового? А чему ты, Даша, научилась?

Самооценка

Оцените себя на уроке (на оценочной линейке).

Если вам всё было понятно – поставьте крестик вверху.

Если вы поняли не всё – поставьте крестик посередине линеечки.

Если совсем не поняли – поставьте крестик в самом низу линеечки.

Поднимите руку те, кто поставил крестик в самом верху?

А кто поставил в середине?

А кому было непонятно?( Мы поработаем над этой темой ещё и вы всё до конца поймёте!)

19 слайд. МОЛОДЦЫ!






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цурупал Татьяна Борисовна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272480


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства