Этапы урока
Деятельность учителя
1.Организационный момент.
Всё ль готово?
Всё ль в порядке –
Книга, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят!
2.Актуализация знаний.
- Что обозначает буква Ь в словах: конь, письмо, моль, Васька, дочь?
3.Возникновение ситуации разрыва
2 слайд. Какая орфограмма есть в словах?
Мяч
Ночь
- Это орфограмма: мягкий знак после шипящих в словах, называющих предметы.
- Прочитайте школьную пословицу. Как вы её понимаете?
3 слайд. Школьная пословица.
Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.
4 слайд. Проблемный вопрос: почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?
- Какая перед нами стоит цель?
5 слайд. Значит, эти слова чем-то отличаются друг от друга?
6 слайд. Как узнать, чем слова отличаются друг от друга?
- Надо определить работу окончаний и сравнить её.
Физминутка
Видеофизминутка «Ёлочка»
4. Исследование
7 слайд. Выделите в словах окончания и определите их работу.
- Мяч - ед.ч., И.п., м.р.
- Ночь - ед.ч., И.п., ж.р.
- Сделайте вывод.
В словах м.р. мягкого знака нет, а в словах женского рода – есть.
- Может ли быть так, что только в этих словах такое написание, а в других словах будет по- другому?
8 слайд. Найдите отличия между словами и распределите их по группам.
Товарищ, (много) задач, мышь, плащ, (около) дач, калач, (с) крыш, помощь,
(для) лыж, рожь, кирпич, дочь, меч, (из) рощ, вещь.
Время обсуждения – 10 минут.
- Работайте в группах, слова группами записывайте на листах бумаги фломастером.
Самостоятельная групповая работа.
Проверка и обсуждение сделанного.
9 слайд. Проверь себя.
М.р. И.п. ед.ч. Ж.р. И.п. ед.ч. Ж.р. мн.ч.
товарищ мышь (много) задач
плащ помощь (около) дач
калач рожь (с) крыш
кирпич дочь (для) лыж
меч вещь (из) рощ
-Какой можно сделать вывод?
10 слайд. Вывод:
- Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы, пишется только в словах
Ж.р. ед.ч.
Рефлексия
Какая перед нами стояла цель?
-Мы достигли её?
- Что же мы выяснили?
11 слайд. Прочитайте стихотворение.
Чтобы знать, как писать.
Надо род определять!
Если женский род, то надо
Ь знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь!
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши калач,
Врач, малыш, калач и грач!
Закрепление нового материала.
-Выполните задание.
12 слайд. Подберите синонимы с шипящим на конце.
- Доктор - Врач
- Мелкие деньги - мелочь
- Неправда - ложь
- Родник - ключ
13 слайд. Задание для самостоятельных.
Выпишите слова в три столбика. В 1 – выпишите слова, в которых Ь пишется, и вы
можете объяснить почему. Во 2 – слова, в которых вы можете объяснить, почему
эта буква не пишется. В 3 – слова, в которых вы пока эту орфограмму объяснить не
можете.
Ключ, из-за туч, поплачь, речь, уж, говоришь, выучишь, тушь, кулич, ложь, спишь,
мощь.
- Желающие могут поработать у доски.
-Проверка выполненной работы.
14 слайд. Докажи правильность.
Я знаю - Ь Я знаю - Я не знаю
речь ключ поплачь
тушь из-за туч говоришь
ложь уж выучишь
мощь кулич спишь
15 слайд. Что общего в словах третьего столбика.
- Эти слова называют предметы.
16 слайд. Вывод.
Ь пишется:
- В словах предметах ж.р. ед.ч.
- В словах действиях
Итог урока.
Что нового узнали? Чему научились?
Самооценка
Оцените себя на уроке (на оценочной линейке).
Если вам всё было понятно – поставьте крестик вверху.
Если вы поняли не всё – поставьте крестик посередине линеечки.
Если совсем не поняли – поставьте крестик в самом низу линеечки.
Поднимите руку те, кто поставил крестик в самом верху?
А кто поставил в середине?
А кому было непонятно?( Мы поработаем над этой темой ещё и вы всё до конца поймёте!)
19 слайд. МОЛОДЦЫ!