kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме:«Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1)продолжить работу над орфограммой «написание парных согласных в корне слова; продолжить работу над родственными словами;

2)способствовать развитию познавательных процессов;

3)способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа и синтеза; способов учебного сотрудничества; ориентации в словарях; установлению связей между учебной деятельностью и мотивом; самооценки; самоконтроля выполняемой деятельности.

Материалы и оборудование: презентация, мультимедиа проектор, индивидуальные карточки для рефлексии – 25 шт., дополнительные карточки с заданием, сундучок с сюрпризом, карточки с д/з.

Сценарий урока

Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и не слышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Начнем наш урок русского языка.

-  Ребята, откройте, пожалуйста свои тетради, подпишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

-Я так торопилась в школу, и случайно разрезала очень важное для нас сегодня слово, все слоги в нем поменялись местами, собрать их обратно в  не получается, помогите мне, пожалуйста.

- Составьте  из слогов слово, и пропишите его в своих тетрадях три раза, старайтесь, чтобы получалось красиво  и аккуратно, помните, это минутка чистописания.

                                 ГА      РИ       ТЫ        БО

- Какое же слово у вас получилось? (Богатыри)

- Молодцы! А кто такие богатыри? (Богатыри – это сильные, могучие, справедливые защитники людей).

- А вы  когда-нибудь слышали такое слово «богатырь»? Где? (В мультфильмах, былинах, энциклопедиях).

- Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

  3. Сообщение темы урока + целеполагание, постановка проблемы.

- Ребята, богатыри обратились к нам сегодня за помощью, их во дворце запер князь,  и выпускать  не собирается, пока они не выполнят все его поручения. За каждое правильно выполненное задание он будет давать им ключ, когда богатыри добудут 2 ключа, то смогут выйти из дворца.

- К нам они обратились за помощью, т.к. в школе они учились давно, многое забылось, а князь хитрый, без вашей  смекалки и сообразительности им не обойтись.

- Ну, что поможем богатырям?

- А для того, чтобы контролировать свою работу, правильность ее выполнения, у каждого из вас на партах лежат карточки – таблицы, где будете оценивать свою работу.

- Пока богатыри пытались  своими силами открыть  княжеские врата, у Ильи Муромца и  Добрыни Никитича взмокли кольчуги, а у  Алеши Поповича кольчужка оборвалась.

- Ребята, что такое кольчуга, а кольчужка? (Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец).

                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме:«Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме». »

Урок русского языка

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок закрепления.

Тема: «Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме».

Цель: обратить внимание детей на разные чередования звуков в корнях слов.

Задачи:

  1. продолжить работу над орфограммой «написание парных согласных в корне слова; продолжить работу над родственными словами;

  2. способствовать развитию познавательных процессов;

  3. способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа и синтеза; способов учебного сотрудничества; ориентации в словарях; установлению связей между учебной деятельностью и мотивом; самооценки; самоконтроля выполняемой деятельности.

Материалы и оборудование: презентация, мультимедиа проектор, индивидуальные карточки для рефлексии – 25 шт., дополнительные карточки с заданием, сундучок с сюрпризом, карточки с д/з.

Литература:

  1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: учебник в 3 ч. (части 1) – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: учебник в 3 ч. (часть 2) – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

  3. Байкова Т.А. Тетради для самостоятельной работы №1. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  4. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Сценарий урока


1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и не слышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Начнем наш урок русского языка.

- Ребята, откройте, пожалуйста свои тетради, подпишите число, классная работа.


2. Минутка чистописания.

-Я так торопилась в школу, и случайно разрезала очень важное для нас сегодня слово, все слоги в нем поменялись местами, собрать их обратно в не получается, помогите мне, пожалуйста.

- Составьте из слогов слово, и пропишите его в своих тетрадях три раза, старайтесь, чтобы получалось красиво и аккуратно, помните, это минутка чистописания.

ГА РИ ТЫ БО

- Какое же слово у вас получилось? (Богатыри)

- Молодцы! А кто такие богатыри? (Богатыри – это сильные, могучие, справедливые защитники людей).

- А вы когда-нибудь слышали такое слово «богатырь»? Где? (В мультфильмах, былинах, энциклопедиях).

- Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

3. Сообщение темы урока + целеполагание, постановка проблемы.

- Ребята, богатыри обратились к нам сегодня за помощью, их во дворце запер князь, и выпускать не собирается, пока они не выполнят все его поручения. За каждое правильно выполненное задание он будет давать им ключ, когда богатыри добудут 2 ключа, то смогут выйти из дворца.

- К нам они обратились за помощью, т.к. в школе они учились давно, многое забылось, а князь хитрый, без вашей смекалки и сообразительности им не обойтись.

- Ну, что поможем богатырям?

- А для того, чтобы контролировать свою работу, правильность ее выполнения, у каждого из вас на партах лежат карточки – таблицы, где будете оценивать свою работу.

- Пока богатыри пытались своими силами открыть княжеские врата, у Ильи Муромца и Добрыни Никитича взмокли кольчуги, а у Алеши Поповича кольчужка оборвалась.

- Ребята, что такое кольчуга, а кольчужка? (Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец).

КОЛЬЧУГА - КОЛЬЧУЖКА

-Поработайте сейчас в парах, но помните о том, что, работая в паре – задание выполняем вполголоса, не шумим, не ругаемся, пытаемся доброжелательно относится друг к другу, когда задание будет выполнено необходимо подать сигнал учителю.

- Запишите эти два слова: кольчуга и кольчужка, к себе в тетради и выделите корни у этих слов.

- Скажите, данные слова являются родственными? (Нет).

- А какие слова называются «родственными»? (Это слова с разными основами, но в них есть общая часть, имеющих разное значение).

- Почему возникло затруднение? (У слов разные корни).

- Может быть слова, тогда и неродственные? (Родственные – значение у слов схожее).

- Так в чем же тогда проблема? (Корни разные).

- Значит, надо решать эту проблему.

- Что же мы должны узнать сегодня на уроке, кроме того, что поможем богатырям? (Почему изменилась буква в корне слова, а также повторить чередование звуков, которых видно на письме).

- Скажите, а что происходит с буквами и звуками в корнях данных слов? (Букву «гэ», заменила буква «жэ», т.е они чередуются).

- А мы видим это чередование? (Да).

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

- Тема нашего урока – чередование звуков в корнях слов, которое мы видим на письме

- То есть, наша ЦЕЛЬ сегодня узнать, почему же изменилась буква в корне слова, и почему же данное чередование звуков называется – чередованием, которое мы видим на письме.

4. Работа по теме урока.

А) Работа с учебником:

- Вот и пришло время помочь богатырям, князь дает им первое задание. Для этого откройте свои синие учебники на с. 141, упр. 105.

- Послушайте задание: образуйте родственные слова-названия признаков от слов – воздух, снег, книга. Запиши слова парами. Выдели корни. Подчеркни буквы, которые обозначают чередующиеся звуки.

- Давайте вспомним, слова – названия признаков отвечают на какие вопросы? (Какой? Какая? Какие? Какое?).

- Еще раз вспомним, что родственные слова – это такие слова, которые…

- Выполнять задание нужно в парах (правила работы в паре), придерживаясь следующего плана работы:

1. Вспоминаем (что такое «родственные слова», слова-названия признаков).

2. Образуем от слов- предметов родственные слова – признаки,

при помощи вопросов: Какой? Какая? Какие? Какое?

3. Записываем слова парами в тетрадь.

4. Выделяем корни у слов.

5. Подчеркиваем буквы, которые меняются в корнях слов.

6. Проверяем.

- Какие звуки чередуются во 2-й и 3-й парах слов? ([к], [ж], [г], [ж]).

- Миша сказал, что это звуки [г] и [ж]. Маша сказала, что это звуки [к] и [ж]. Кто же прав? Может быть, оба ошибаются, или оба отчасти правы? (Оба отчасти правы, т.к. в слове снег слышим [к], а не [г]. А в слове книга, четко выделяется - [г]).

- Произнесите еще раз эти пары слов и прислушайтесь к себе. (Спросить 2-3 учеников).

- Давайте еще раз вспомним, какую цель мы перед собой поставили. (Почему изменилась буква в корне слова, а также повторить чередование звуков, которых видно на письме).

- Ребята, оказывается, чередование звуков в корнях слов связано с историей образования нашего языка, слов, которые мы употребляем в речи. Если бы этого не происходило, не появлялись бы новые слова. В некоторых случаях чередование звуков используется для того, чтобы образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

- Сейчас у каждого из вас на парте лежит карточка, на которой + отметьте уровень выполнения вами задания.


Всё

правильно сделал

Допустил

1 ошибку

Допустил много ошибок

Выполнил дополнительное задание

1 задание





2 задание





3 задание





- Какие мы молодцы, и с заданием справились и богатырям помогли, князь даёт первый ключ.

ФИЗМИНУТКА

Б) Работа с Обратным словарем.

- Князь, еще раз говорю, очень хитрый, всё у него продумано. Предлагает богатырям следующее задание, здесь понадобятся не только ваши знания, но и умение работать с Обратным словарем.

- Посмотрим, что же он на этот раз приготовил.

1) Откройте Обратный словарь на букву –А.

2) Найдите слова на – ЖКА (с. 137).

3) Какая трудность есть в написании этих слов? (Слышим один звук в корне слова, но обозначаем его другой согласной буквой).

4) Как слова можно проверить? (Подобрать проверочное слово, где после буквы, обозначающей согласный звук, будет стоять буква, обозначающая гласный звук).

5) Запиши 3-5 слов, сразу проверяя их, а также запиши слово, от которого они образовались, если это возможно.

6) Какие звуки чередуются в корнях слов – подчеркни.

- Первое слово я объясню, а потом будем делать вместе.

- Первое слово какое в словаре?

- «Бумажка» – слышу звук ], а пишу букву «жэ», т.к. могу подобрать проверочное слово «бумажечка», эти слова образовались от слова «бумага».

Бумажка – бумажечка – бумага.

- Фуражка – фуражечка.

- Тележка – тележечка – телега.

- Сыроежка – сыроежечка.

- Сережка – серёжечка – серьга. (2ученика с обратной стороны доски).

-Давайте проверим.

- Давайте еще раз вспомним, какую цель мы перед собой поставили. (Почему изменилась буква в корне слова, а также повторить чередование звуков, которых видно на письме).

- А что мы уже узнали, исходя из нашей цели? (Почему звуки в корнях чередуются).

- Сейчас опять обратимся к карточкам, на которых + отметьте уровень выполнения вами задания.

В) Работа с предложением.

- - Какие молодцы! Князь так увлекся этим заданием, что решил отдать богатырям еще один ключ, они теперь смогут без труда открыть замок.

- Но вот беда, замок, оказывается не простой, а с кодом, надо выбрать правильно написанное слово и тогда княжеские двери откроются. Ребята, смотрите , какие – это слова:

АГАРОТ и ОГОРОД.

- Алеша Попович считает, что нужно выбрать слово АГАРОТ, а Илья Муромец настаивает на ОГОРОДЕ, между богатырями разгорелся спор, давайте поможем им разобраться в этой проблеме.

- Кто из богатырей прав? (Илья Муромец).

- А как проверить, что действительно Илья Муромец прав?

(Надо подобрать проверочное слово, или обратиться к словарю «Происхождения слов»).

- Влад обратится к словарю и проверит, а мы с ребятами подберем проверочные слова:

ОГОРОДЫ, ГОРОД.

(Если время будет составить и записать предложение с данным словом).

- Сейчас опять обратимся к карточкам, на которых + отметьте уровень выполнения вами задания.

- Молодцы! Богатыри очень вами довольны, благодарят вас за оказанную им помощь, и отправляются по своим делам богатырским.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока? Добились ли мы цели?

- Посчитайте количество плюсов на своих карточках. Кто набрал 4 и больше – получают отметки «5», кто 3-2 – «4».Остальные пусть не огорчаются, у вас обязательно всё получиться в дальнейшем

- Мне бы еще хотелось, чтобы сейчас вы поделились своим настроением с одним из богатырей, А именно с Алешей Поповичем, ведь он так старался в начале урока открыть княжеские двери, что его кольчужка оборвалась - давайте сошьем ему новую. У вас на столах лежат звенья: если у вас на уроке все получалась и вы собой довольны, настроение хорошее – выбираете желтое звено и наклеиваете на кольчужку, а если настроение в ходе урока менялось, что-то получалось, а что-то нет – то зеленое звено выбираете.

6. Д\З.

- Обратите внимание у вас на столах лежат жёлтые карточки, там записано ваше д/з.

- Спасибо за урок!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зинченко Ольга Владимировна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238989


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства