2-й этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности -Учитель: - Излагать свои мысли красиво и грамотно – большое искусство, которому следует серьезно учиться. Чтобы работа ученика получила признание, а сам ученик получил удовольствие за свой нелегкий труд, он должен работать последовательно, шаг за шагом приближаясь к цели. На каждом этапе вы должны будете себя оценивать. Для этого вы будете заполнять журнал после каждого пройденного испытания. (Приложение) Сформулируйте цель нашего урока. Слайд 3. Сообщение темы и целей урока. Формирование новых знаний. Общая беседа по теме: Слайд 4 - Этот человек служил России почти полвека, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии – это чин, который только в исключительных случаях присваивался полководцам. Назовите его имя. (Александр Васильевич Суворов) - Что вы можете рассказать о нем? Слайд 4,5. Ученики: - Национальный герой России, русский полководец. - Он не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере. - Один из основоположников русского военного искусства. Певец Олег Газманов сказал о Суворове такие слова: Он Россию любил, Он России служил, Был он дерзок и смел. И никто не забыл, Как он брал Измаил, Как геройски всегда воевал! (Слайд 6. На карте отмечены города: Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск) - Место рождения Суворова: г. Москва. Место смерти: г. Санк – Петербург. - С его именем связано множество побед русской армии. Немало известно и интересных случаев, произошедших с великим полководцем. Вот один из них. 3-й этап. Усвоение новых знаний Первичное чтение текста хорошо читающим учеником. Упр.100, с.52 «Попал солдат Прошка в денщики к фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Обрадовался и думает: «Повезло! Не надо рано вставать! Благодать!» Но в четыре часа утра будят Прошку, трясут за ногу. Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной. Принёс солдат, и фельдмаршал начал обливаться. Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же? В здоровом теле – здоровый дух!» После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!» Бегает за фельдмаршалом солдат, догнать не может, а Суворов смеётся. Тяжело начинал службу Прошка. Потом привык, привязался к фельдмаршалу и до конца своих дней честью и верой служил Суворову». 4-й этап. Первичная проверка понимания услышанного. - Почему текст называется «В здоровом теле – здоровый дух»? - Как по-другому можно озаглавить текст? Александр Васильевич Суворов от рождения был слабым и болезненным. Но в течение всей жизни он закалялся и тренировался. Чтобы приучить себя к холоду, он по несколько часов ходил обнаженным, обливался холодной водой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло. Беседа по тексту. Блиц-опрос «Проверяй-ка» Слайд 7. Учитель: - Сейчас мы проверим вашу память, следовательно, вашу готовность уже писать изложение. Просигнализируйте знаком «+» согласие или несогласие «-»: - Солдат Прошка попал в денщики? «+» - Фельдмаршал вставал поздно? «-» - По утрам Суворов обливался холодной водой? «+» - Солдат и Суворов бегали друг за другом? «-» - У Суворова было хорошее настроение? «+» - Прошка долго служил Суворову? «+» 5-й этап. Закрепление знаний. - Сколько частей в этом тексте? (4). Попробуйте разделить текст на части по уже готовому плану. Слайд 6. Деление текста на части. Попал Прошка в денщики. В здоровом теле – здоровый дух. а) Обливание холодной водой. б) Пробежка по лугу. Честью и правдой служил Прошка Суворову. Составление рабочих материалов, работа со словарем. Слайд 8. 6-й этап. Физкультминутка под музыкальное сопровождение. Слайд 9. Руки в боки, руки шире. Раз, два, три, четыре! Сейчас попрыгать мы решили: Раз, два, три, четыре! Потянулись – выше, выше… Приседаем – ниже, ниже… Встали – присели, Встали – присели! А теперь за парты сели. 7-й этап. Обобщение и систематизация знаний. Учитель: - Передавая услышанный текст своими словами, вы можете помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. В этом случае вам поможет подбор близких по значению слов – синонимов. Слайд 10. «Выдержи экзамен! Стань генералом!» Работа в парах. Лексическая подготовка по подбору синонимов. Благодать – очень хорошо Велит - приказывает Притащить - принести Честью и верой – честно, преданно Привязаться – быть преданным кому-либо Учитель: - Вы искусно справились с этим заданием, выдержали экзамен на звание генерала, пора принять участие в первых сражениях. А в них может произойти все, что угодно: в случае опасности командир должен быстро принимать решение по спасению своих солдат. Следующее задание на орфографическую подготовку. Распределите слова на орфограммы и проведите спасательную операцию. Работа в группах. Слайд 11,12,13. I группа – слова с безударными гласными, проверяемые ударением: трясут – тряска воды - воды стоит – стоя холодной - холод притащить – тащит обливаться – облить посмотрел – смотрит говорит – говор побежал – бег смеётся - смех кричит - крик тяжело – тяжесть до конца – кончик привязался - вяжет II группа – слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, буквосочетания: солдат денщик фельдмаршал потом III группа – слова с орфограммой в приставках: притащить побежал открыл посмотрел догнать привязался обливаться 8-й этап. Контроль и самопроверка знаний. Слайд 14. Практическая часть. Индивидуальная работа для сильных и слабых учащихся а) Пересказ текста по каждому пункту плана, целиком (сильный ученик пересказывает весь текст, слабые ученики по каждому пункту плана (по слайду 8) б) Пунктуационная подготовка «Встань во главе войска» Работа по вариантам: I в: подбор предложения к схемам с объяснением постановки знаков препинания А: «П!» Проверка: После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!» II в: подбор предложения к схеме с объяснением постановки знаков препинания. А: «П?» Проверка: Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же?» Задание всему классу: [ ], а [, ] Проверка: Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной. Итоговое чтение (Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова). Самостоятельная работа по написанию изложения, (при закрытых текстах). Проверка написанного. 9-й этап. Итог урока. Чтение вслух некоторых работ. |