kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка (обучающее изложение "В здоровом теле здоровый дух")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучающего изложения "В здоровом теле здоровый дух" . Работа строится поэтапно - грамматичекая подготовка, речевая подготовка. На каждом этапе ученики заполняют карту самооценки работы - рефлексия. Работа над языковыми особенностями текста. Пересказ текста по частям и целиком. При написании пользуются словарем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка (обучающее изложение "В здоровом теле здоровый дух") »

Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

Предмет

Русский язык

Класс

4 (ОС «Школа 2100»)

Автор урока

Григоряну Елена Викторовна

Образовательное учреждение

МБОУ «Политехнический лицей»

Методическая информация


Тип урока


Урок – поиск по формированию и усвоению умений и навыков с элементами:

проектной деятельности;

практической работы;

игры с применением интерактивных технологий;

работы в группах.

Цели урока


Совершенствование навыков письменного изложения текста, навыков связной речи, составления плана, подбора рабочих материалов; развивать логику, память; воспитывать интерес к истории родной страны.

Задачи урока


Воспитывающая: воспитывать у учащихся навыки учебного труда, формировать ответственность за конечный результат, воспитание интереса к предмету;

Обучающая: реализовать взаимосвязь читательских и речевых умений на конкретном примере: умение отбирать и использовать для воплощения собственного замысла языковые средства;

уметь выстраивать на письме композицию, раскрывать авторский замысел, раскрывать основную мысль текста;

Развивающая: развивать внимание, познавательный интерес и мыслительную активность учащихся, умение сравнивать и делать выводы.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока

В ходе урока ученик, во-первых, учится осознавать мотив своей деятельности, т.е. должен ответить сам себе на вопросы: «Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю?»

Во-вторых, учится планировать свою деятельность. Ученик четко должен представлять себе, какие усилия потребуются для выполнения учебной задачи, какова последовательность действий (что сначала, что потом)? Какие средства понадобятся, какие трудности могут встретиться и как их преодолеть?

В-третьих, умение анализировать достигнутый результат: соответствует ли полученный результат поставленной цели? Как его проверить? Замечу ли допущенные ошибки, пойму ли, почему они возникли?


Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийная презентация, сигнальные карточки, карточка - журнал для самооценки (Приложение)

Подробный конспект урока


Мотивация учащихся


1-й этап. Организация урока.

Учитель:

- Что такое изложение?

Учащиеся:

Изложение – это передача на письме своими словами маленьких рассказов и отрывков художественной прозы.

- Умеете ли вы писать изложения? Существуют ли для этого какие-то секреты, правила? Слайд 2.

Учащиеся:

- Мы считаем, что никакие правила работы над изложением не нужны. Каждый ученик может избежать речевых неточностей, раскрыть тему и получить отличные знания, если у него хорошая память.

Учитель:

- Попробуйте найти ошибку в следующем изложении ученика: «Днем в нашем доме отключили электричество. Вечером я посмотрел по телевизору новый фильм».

Учащиеся:

- Нет логической связи между событиями.

Учитель:

- И это очень распространенная ошибка при письме.

Следующий отрывок: «На тренировке Вася пробежал большую дистанцию. Вася пришел тренироваться»

Учащиеся:

- Здесь нарушена последовательность действий, их нужно поменять местами.

Учитель:

- А бывали ли у вас такие случаи? Еще отрывок: «Кот спит на диване. Он очень пушистый» Или: «Все собрались на массивное мероприятие. Ребята с трудом передвинули массовый шкаф»

Учащиеся:

- Здесь ученик допустил несколько речевых ошибок.

Учитель:

- Так как избежать подобных проблем при написании изложения?

Ход и содержание урока


2-й этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

-Учитель:

- Излагать свои мысли красиво и грамотно – большое искусство, которому следует серьезно учиться. Чтобы работа ученика получила признание, а сам ученик получил удовольствие за свой нелегкий труд, он должен работать последовательно, шаг за шагом приближаясь к цели. На каждом этапе вы должны будете себя оценивать. Для этого вы будете заполнять журнал после каждого пройденного испытания. (Приложение)

Сформулируйте цель нашего урока.

Слайд 3. Сообщение темы и целей урока.

Формирование новых знаний.

Общая беседа по теме: Слайд 4

- Этот человек служил России почти полвека, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии – это чин, который только в исключительных случаях присваивался полководцам.

Назовите его имя. (Александр Васильевич Суворов)

- Что вы можете рассказать о нем? Слайд 4,5.

Ученики:

- Национальный герой России, русский полководец.

- Он не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере.

- Один из основоположников русского военного искусства.

Певец Олег Газманов сказал о Суворове такие слова:

Он Россию любил,

Он России служил,

Был он дерзок и смел.

И никто не забыл,

Как он брал Измаил,

Как геройски всегда воевал!

(Слайд 6. На карте отмечены города: Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск)

- Место рождения Суворова: г. Москва.

Место смерти: г. Санк – Петербург.

- С его именем связано множество побед русской армии. Немало известно и интересных случаев, произошедших с великим полководцем. Вот один из них.


3-й этап. Усвоение новых знаний

Первичное чтение текста хорошо читающим учеником. Упр.100, с.52

«Попал солдат Прошка в денщики к фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Обрадовался и думает: «Повезло! Не надо рано вставать! Благодать!»

Но в четыре часа утра будят Прошку, трясут за ногу. Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной. Принёс солдат, и фельдмаршал начал обливаться. Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же? В здоровом теле – здоровый дух!»

После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!» Бегает за фельдмаршалом солдат, догнать не может, а Суворов смеётся.

Тяжело начинал службу Прошка. Потом привык, привязался к фельдмаршалу и до конца своих дней честью и верой служил Суворову».


4-й этап. Первичная проверка понимания услышанного.

- Почему текст называется «В здоровом теле – здоровый дух»?

- Как по-другому можно озаглавить текст?

Александр Васильевич Суворов от рождения был слабым и болезненным. Но в течение всей жизни он закалялся и тренировался. Чтобы приучить себя к холоду, он по несколько часов ходил обнаженным, обливался холодной водой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло.


Беседа по тексту.

Блиц-опрос «Проверяй-ка» Слайд 7.

Учитель:

- Сейчас мы проверим вашу память, следовательно, вашу готовность уже писать изложение. Просигнализируйте знаком «+» согласие или несогласие «-»:

- Солдат Прошка попал в денщики? «+»

- Фельдмаршал вставал поздно? «-»

- По утрам Суворов обливался холодной водой? «+»

- Солдат и Суворов бегали друг за другом? «-»

- У Суворова было хорошее настроение? «+»

- Прошка долго служил Суворову? «+»


5-й этап. Закрепление знаний.

- Сколько частей в этом тексте? (4). Попробуйте разделить текст на части по уже готовому плану.

Слайд 6. Деление текста на части.

  1. Попал Прошка в денщики.

  2. В здоровом теле – здоровый дух.

а) Обливание холодной водой.

б) Пробежка по лугу.

  1. Честью и правдой служил Прошка Суворову.

Составление рабочих материалов, работа со словарем. Слайд 8.


6-й этап. Физкультминутка под музыкальное сопровождение. Слайд 9.

Руки в боки, руки шире.

Раз, два, три, четыре!

Сейчас попрыгать мы решили:

Раз, два, три, четыре!

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже…

Встали – присели,

Встали – присели!

А теперь за парты сели.


7-й этап. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:

- Передавая услышанный текст своими словами, вы можете помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. В этом случае вам поможет подбор близких по значению слов – синонимов.


Слайд 10. «Выдержи экзамен! Стань генералом!»

Работа в парах.

Лексическая подготовка по подбору синонимов.

Благодать – очень хорошо

Велит - приказывает

Притащить - принести

Честью и верой – честно, преданно

Привязаться – быть преданным кому-либо

Учитель:

- Вы искусно справились с этим заданием, выдержали экзамен на звание генерала, пора принять участие в первых сражениях. А в них может произойти все, что угодно: в случае опасности командир должен быстро принимать решение по спасению своих солдат.

Следующее задание на орфографическую подготовку. Распределите слова на орфограммы и проведите спасательную операцию.

Работа в группах. Слайд 11,12,13.

I группа – слова с безударными гласными, проверяемые ударением:

трясут – тряска воды - воды

стоит – стоя холодной - холод

притащить – тащит обливаться – облить

посмотрел – смотрит говорит – говор

побежал – бег смеётся - смех

кричит - крик тяжело – тяжесть

до конца – кончик привязался - вяжет

II группа – слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, буквосочетания:

солдат

денщик

фельдмаршал

потом

III группа – слова с орфограммой в приставках:

притащить побежал открыл

посмотрел догнать привязался

обливаться


8-й этап. Контроль и самопроверка знаний.

Слайд 14. Практическая часть.

Индивидуальная работа для сильных и слабых учащихся

а) Пересказ текста по каждому пункту плана, целиком (сильный ученик пересказывает весь текст, слабые ученики по каждому пункту плана (по слайду 8)

б) Пунктуационная подготовка «Встань во главе войска»

Работа по вариантам:

I в: подбор предложения к схемам с объяснением постановки знаков препинания

А: «П!»

Проверка:

После обливания вывел Суворов денщика на луг, побежал и кричит: «Догоняй!»

II в: подбор предложения к схеме с объяснением постановки знаков препинания.

А: «П?»

Проверка:

Посмотрел на Прошку и говорит: «А ты что же?»

Задание всему классу:

[ ], а [, ]

Проверка:

Открыл он глаза, а над ним Суворов стоит, велит притащить воды холодной.


Итоговое чтение (Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова).

Самостоятельная работа по написанию изложения, (при закрытых текстах).

Проверка написанного.

9-й этап. Итог урока.

Чтение вслух некоторых работ.


Проверка и оценивание ЗУНКов


На ориентировочном этапе школьники анализируют ошибки, допущенные в работах других учащихся, конкретизируют ее для себя, готовятся к решению проблемы: какими умениями нужно обладать, чтобы написать изложение. На данном этапе учащиеся выдвигают рабочую гипотезу о необходимости хорошей памяти.

На исполнительском этапе класс устанавливает и реализует последовательность учебных действий до чтения, во время чтения и после чтения текста. Результат своей деятельности вносят в журнал.

Оценочно-контрольный этап позволяет через наблюдение за учащимися установить, насколько каждый был включен в работу: как он выполнял задание: формально или контролировал ход и результат своего труда. Если ребенок готов рассказать о своем решении, сравнить свою работу с другими, найти и исправить неточность, ошибку – следовательно, урок достиг цели.


Рефлексия деятельности на уроке


9-й этап. Рефлексия.

Выводы. Слайд 15 «Да - Нет»

Учитель:

- Получили ли вы сегодня теоретические знания по написанию изложения?

- Понимаете ли вы теперь необходимость их соблюдения?

Сможете ли вы изложить текст четко, логично и грамотно, опираясь только на свою память?

- Всегда ли соблюдаете изученные правила на практике?

Готовы ли вы рассказать о своей работе, сравнить ее с образцом, найти и исправить неточность?

Слайд 12.

- Успешно ли мы решили поставленную в начале урока задачу? Достигли ли мы цели?

Пусть глупый учится на своих ошибках, умному достаточно чужого опыта!


Домашнее задание


10-й этап. Информация о домашнем задании.

Инструктаж по его выполнению:

  1. Проиллюстрировать одну из частей текста.

Творческое задание: придумай и допиши окончание рассказа. Что потом произошло с героями?

Дополнительная необходимая информация

Уроки с использованием ИКТ, вызывают повышенный интерес и активность учащихся. Но учителю следует обратить пристальное внимание на внешние признаки утомления:

- потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, непроизвольно подергивается;

- потеря интереса к работе, ребенок отвлекается на другие предметы;

- полное утомление, эмоционально-невротические реакции.

Необходимо через каждые 15 минут делать перерыв для проведения гимнастики для глаз и осанки. Например:

Упражнение «Крылышки» предназначено для нормализации работы позвоночника.

Руки на пояснице, кулаки не плотные. Отводить локти назад и вперед попарно и поочередно.

В помощь учителю


Использованные источники и литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1-я. – М.: Баласс, 2010

2. Портфель кафедры учителей начальных классов /авт.-сост. И.В. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009

3. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2010.

4. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. Пособие для начальных классов. М.: «Грамотей», 2005.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно повышает интерес к предмету, использование текстового редактора помогает организовать коллективную, парную и групповую работу над текстом. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука, помогает учащимся более качественно организовать свои мысли и речь.

Данный урок разработан, чтобы применить ИКТ в различных режимах:

  • в обучении;

  • иллюстрации изучаемого материала;

  • в тренировочном, для отработки умений и навыков после изучения темы;

  • для диагностического тестирования качества усвоения материала;

  • в режиме самообучения;

  • в работе с отстающими учениками.

По программе на этот урок отводится 2 часа.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.

Последующий урок направлен на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, посвящен работе над ошибками, допущенными в изложении. Включает в себя следующие виды работ:

общий анализ, работу по содержанию, редактирование предложений, орфографическую и пунктуационную работу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока русского языка (обучающее изложение "В здоровом теле здоровый дух")

Автор: Григоряну Елена Викторовна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140020


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства