Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Девять правил орфографии. Разделительные Ъ и Ь знаки". УМК "Перспектива", 3класс »
Конспект урока русского языка в 3 классе
УМК «Перспектива»
Учитель Жарова Татьяна Юрьевна
МБОУ НОШ №95
Тема урока: «Девять правил орфографии. Разделительные Ъ и Ь знаки».
Цели
Личностные:
объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства.
расширять знания об окружающем мире
понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения.
Метапредметные:
использовать алгоритм для решения определённых задач;
объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;
уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
Предметные:
проводить разбор слов по составу;
находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;
Оборудование: папка с орфограммами, карточки для словарной работы, учебные принадлежности, маршрутные листы для групповой работы, компьютер, CD-диск «Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В. Русский язык»
Ход урока
1.Оргмомент
А) Приветствие гостей.
Б) Настрой .на работу:
«Мы умные, мы дружные.
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!»
2.Знакомство с планом урока
План:
1.Это я знаю
2.Закрепление изученного материала
3.Инструктаж по домашнему заданию
4.Подведение итога урока
(Дети по плану определяют, что сегодня урок закрепления изученного)
- Начинаем работу по первому пункту плана. Работа в парах сменного состава(словарные слова). Начинают работу с соседом по парте , меняются карточками и создают новую пару и т.д.)Подводим итог, кто успел отработать в нескольких парах? С кем понравилось работать?
- Какие правила орфографии из девяти нами изученными в прошлом году, мы уже в 3 классе повторили? (перечисляют)
3. Постановка целей
Сегодня почётными гостями урока будут очень загадочные буквы, которые стоят ближе к концу алфавита и не умеют сами «говорить». Сделайте предположение о теме сегодняшнего урока.
( Верно! Сегодня мы повторяем тему, которую изучали во 2 классе: «Разделительный Ъ и Ь знак.)
4.Дерево целей: Приложение 1
- А какие цели будем преследовать на уроке? ( Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними) . Прикрепляю карточки с целями на ствол «Дерева целей»
Раскройте свои тетради.
5. Работа в тетради. Ученица комментирует запись в тетради: «Сели правильно, тетрадь под наклоном, отступаю 2 строки вниз, пишу число и вид работы»
6. Работа в группах
– Прочитайте данные таблицы, отметьте знаком «+», что вы уже знаете. Дети работают в парах, заполняя таблицу.
– Итак, что вы уже знаете? Что нужно повторить?
Хорошо знаю
Надо повторить
В какой части слова пишется разделительный Ь
После каких букв пишется разделительный Ь
Перед какими буквами пишется разделительный Ь
После какой части слова пишется разделительный Ъ
После каких букв пишется разделительный Ъ
Перед какими буквами пишется разделительный Ь
7. Работа по опорным схемам из папки.
Разделительный Ь знак
А) Что знаете об этой букве?
Не обозначает
звука.
Ь
Разделяет согласные
письмо,коньки
или согласную с гласной
листья, осенью
Обозначает мягкость предшествующего звука
Если в слове есть ь знак,обозначающий мягкость предыдущего звука,то звуков будет меньше, чем букв.
Гласные е,ё.и, ю, я после мягкого знака обозначают два звука.
Если в слове есть разделительный ь знак и гласные нижнего ряда, то количество звуков и букв одинаковое.
Ь стоит в корне
Б) Разделительный Ъ знак по плану
- Что знаете об этой букве?
Не обозначает
звука.
Ъ
Разделяет согласные и гласные
Обозначает твёрдость предыдущего согласного звука
Звуков меньше, чем букв.
Гласные е,ё, ю, я после
разделительногоЪ знака обозначают два звука.
Если в слове есть разделительный ь знак и гласные нижнего ряда, то количество звуков и букв одинаковое.
Ъ стоит после приставки перед гласными е,ё,ю,я
- Итак , подведём итог, сопоставим Ъ и Ь .(находят сходство и отличие)
- Разберите по составу слова : осенью, въезд .
Наблюдаем, в какой части слова находится орфограмма.
- Какой сделаем вывод?
- Что общего в названии? (Название – разделительные знаки.)
- Какие общие действия? ( Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.)
- Каковы составные части? (Ь стоит в корне, Ъ после приставки.)
Делают вывод в парах. После ответов детей читаем на с.49 рубрику «Узелки на память» , обобщаем ответы и смотрим материал с диска «Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В. Русский язык»
8.Физминутка
9. Работа в группах . Составление СХЕМЫ-АЛГОРИТМА определения написания разделительных Ъ и Ь знаков. У детей 5 разрезанных полосок с частями алгоритма. Задача группы составить схему-алгоритм, пронумеровать полоски.
Образец выполнения:
1.Прочитайте слово. Есть ли звук [й’] слышим после согласного перед гласным звуком – нужен разделительный знак ( ъ или ь;вьюга, разъезд).
2.Выделите в слове корень.
3.Где нужен разделительный знак? Если в корне – пиши ь, если между приставкой и корнем – пиши ъ.
4.Запишите слово.
5.Проверьте слово.
Проверка выполнения работы в группах.
10.Рабочая тетрадь с.49
а) Упражнение 80. Читают задание и самостоятельно составляют план.
- прочитаем пословицы
- сравним слова с пропущенными буквами
- объясним, какие буквы будем вставлять
- разберём их по составу, чтобы доказать правильность выбора орфограммы.
11. Самостоятельная работа
Выполнение и проверка
б) Закрепление умения употреблять разделительные Ь и Ъ знаки -фронтально
Составление словосочетаний со словами с изучаемой орфограммой ( рабочая тетрадь, упр.82);
Определение орфограммы в словах (рабочая тетрадь, упр.84).
12.Тест «Разделительные знаки» работа в парах. Какова цель работы? ( проверяем, что мы знаем по теме)
Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне .
Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком +
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +