«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»
Модель урока
по ОС «Школа 2100» ( 2 класс)
предмет русский язык
тема урока: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков
Составила:
учитель начальных классов
Семыкина Татьяна Фёдоровна
МКОУ СОШ № 5 г. Михайловска
г. Михайловск 2014
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.
В России Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП) известна с 1997г в рамках международного проекта, в реализации которого принял активное участие институт «Открытое общество».
Основные идеи технологии РКМЧП:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление.
Критическое мышление - это комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.
Понятие критического мышления
Так, по мнению ученых Дж. А. Брауса и Д. Вуда, «критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений».
Опираясь на данное определение можно выделить следующие основные характеристики критического мышления: взвешенность, логичность и целенаправленность, вероятность получения желаемого результата.
Свойства критического мышления
- оценочность
- рефлексивность
- открытость (непринятие догм)
- развивающий характер мышления (путем наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт)
Для развития критического мышления у учащегося должны быть сформированы следующие качества:
- Готовность к планированию.
- Гибкость.
- Настойчивость.
- Готовность исправлять ошибки..
- Осознание.
- Поиск компромиссных решений.
Личностные функции обучающихся
- изобретательности (способность к выбору)
- рефлексии (способность оценивать свои действия)
- бытийности (поиск смысла жизни и творчества)
- формирующая (формирование образа «Я»)
- ответственности («Я отвечаю за все»)
- автономности личности
По мнению авторов, в аспекте прогнозируемых результатов, данная технология:
- формирует самостоятельность мышления и способы самостоятельной работы у учащихся:
- дает возможность педагогу сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель», а также влиять на цели, методы осуществления и результаты обр. процесса
Особенности проектирования урока по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технологические этапы |
I стадия | II стадия | III стадия |
Вызов: | Осмысление содержания: | Рефлексия: |
Первый этап – ВЫЗОВ. Функции этапа:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Деятельность учителя:
направленность на вызов у учащихся уже имеющихся знаний;
активизация их деятельности;
мотивация к дальнейшей работе.
Деятельность учащихся:
Приемы и методы:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки
Внимание!
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
читают, слушают текст, используя, предложенные учителем активные методы чтения;
делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Приемы и методы активного чтения:
маркировка («+», «-», «v», «?»);
двойной дневник;
поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
проверка первоначальных предположений.
Внимание!
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа).
Работа ведется индивидуально или в парах.
Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ. Функции этапа:
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Деятельность учителя:
следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям;
внести изменения, дополнения;
дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Деятельность учащихся:
Приемы и методы:
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
заполнение кластеров, таблиц;
написание творческих работ;
исследования по отдельным вопросам темы
Внимание!
на стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации;
работа ведется индивидуально, в парах или группах
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметная область: русский язык
Класс: 2 класс
Автор: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык 2 класс (ОС «Школа 2100»),
Тип урока: урок развития умений
Тема урока: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков
Триединая дидактическая цель урока:
развивающая: развивать у учащихся творческие способности, в учебной ситуации и находить ответы на проблемные вопросы.
воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-проявляется устойчивый познавательный интерес к русскому язык
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в с парах,
- уметь контролировать собственные действия и действия партнера.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- ставить вопросы к словам в словосочетании, выделять слова-предметы, слова-признаки
Средства (оборудование):
1)учебник по русскому языку(ОС «Школа 2100»);
2)проектор-компьютер
3)интерактивная доска
Русский язык 2 класс ОС « Школа 2100»
Тема: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков
Цель:
– развитие умений устанавливать связь между словами-названиями предметов и словами-названиями признаков по вопросу и графически её оформлять.
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Планируемые результаты |
ВЫЗОВ Актуализация знаний: Цель: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; побуждение интереса к новому; Цель: постановка собственных целей, основываясь на проблемную учебную задачу I. Осмысление содержания: Цель: Соотнесение новой информации с собственными знаниями; Поддержание активности, интереса и инерции движения созданной во время фазы вызова. III. РЕФЛЕКСИЯ Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию собственной учебной деятельности | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки Объясняют правописание словарных слов и записывают в тетрадь Учащиеся в парах заполняют кластер Проверяют правильность по образцу Делают предположения Учащиеся установили связь между словом-предметом и признаком для определения цели урока Ученики выполняют задание в тетради по алгоритму 1) прочитайте словосочетание; 2) найдите слово-название предмета. Задайте вопрос; 3) от этого слова задайте вопрос к слову-названию признака; 4) Обозначьте связь графически стрелкой Дает самооценку своей деятельности Ученики делают вывод о связи слов предметов и слов-признаков и показывают связь на своем кластере | Пробуждает интерес к теме Выявляет уровень знаний учащихся Предлагает учащимся заполнить таблицу Учитель организует самопроверку Подведение уч-ся к самостоятельному выводу о постановке цели урока через ситуацию «успех» Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, контролирует выполнение работы Учитель предлагает учащимся соотнести и оценить результат своей деятельности с целью урока Возвращает кластеру | 1. Пятиминутка чистописания с элементами проверки. – Нарисуйте радугу первыми буквами слов-названий цветов. Записывают буквы к, о, ж, з, г, с, ф. – Что вам помогло в этом? (Подсказка. «Каждый….» – Назовите эти слова. Перечисляют цвета. – Сравните свои ответы с записью на слайде. Появляются слова красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. – Одинаковые или разные вопросы вы к ним можете задать? Почему? Ведь цвета же разные? 2.Словарная работа (интерактивная доска) Прочитайте слова записанные на слайде и объясните их правописание и запишите их в тетрадь: П(а,о)мидор, (а,о)гурец, м(а.о)рковь, к(о.а)пуста, ов(а,о)щи, к(а,о)ртофель. -Как назвать эту тематическую группу слов? -На какой вопрос отвечают? -Что обозначают эти слова? 3. Работа в парах Заполните кластер(таблицу) Учащиеся проверяют правильность выполнения задания с таблицей на слайде. -Чем отличается таблица на слайде?(появилась дополнительная стрелка с вопросом) -Что может она обозначать? Соедините слова признаки (цвета радуги) и слова предметы (словарные слова) (красный помидор, зелёный огурец…) с аргументацией собственного вывода. - Запишите сочетание: красный помидор К какому слову мы задаем вопрос что? А какой вопрос мы задаем слову красный? (запишите вопросы над словами) - От какого слова к какому мы задаем вопрос? Оформите это в виде схемы Проверьте правильность своей работы по алгоритму данной схемы на слайде. (какой?) (что?) красный помидор – Составим план урока. План (примерный). Задавать вопросы от слов-названий предметов к словам-названиям признаков. Графически обозначать зависимость слов-названий предметов и слов-названий признаков. Умение читать схемы сочетаний слов-названий предметов и слов-названий признаков. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность Работа с учебником через метод чтения с остановкой, применением маркировки(+,-) У.с.55 № 70 Упр. 72 – развивается умение читать схемы сочетаний слов-названий предметов и слов-названий признаков, объяснять по схеме зависимость и подбирать к схемам примеры сочетаний. Коллективно выполняется 1–2 примера (с опорой на картинки), 1–2 примера учащиеся подбирают самостоятельно Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Удалось тебе правильно подбирать словосочетания? – Ты записал все словосочетания? – Ты записал словосочетания сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу. | . Личностные УУД -проявляется устойчивый познавательный интерес к русскому языку Познавательные УУД -учиться выявлять сущность, особенности объектов. - на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные УУД Развиваются умения: -слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами -оформлять свои мысли в устной форме; - работать в паре Регулятивные УУД -Развивается умение высказывать своё предположение на основе знаний полученных ранее. -учиться прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Познавательные УУД. -Развивается умение использовать знаково-символическое моделирование при составлении словосочетания; -Формируется умение находить и выделять необходимую информацию в учебнике -Формируется умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД Развивается умение слушать и понимать других. Формируется умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Литература
1.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).
3.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
4.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
5.Лекция: «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Учебно-методический комплекс, составлен доцентом кафедры начального образования, к.п.н. Хижняковой О.Н
6.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
7.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
8.Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997.
9. «Теория и практика педагогического проектирования в системе повышения квалификации учителей начальных классов»/2011г., Хижнякова О.Н
10. Реализация ФГОС начального общего образования: методические рекомендации для руководителей и педагогов по составлению тематического планирования вариативных УМК (2 класс) ,1 часть, Ставрополь 2012, О. Н. Хижнякова, В.В. Журавлева
11