Конспект урока развития речи
Учитель-олигофренопедагог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.
Тема: Одежда.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
формировать представления о видах одежды в соответствии с
временами года (верхняя, белье, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, легкая, теплая);
учить детей правильно употреблять в речи: названия одежды и ее
частей; слов с ласкательными и увеличительными оттенками (юбочка, платьице, пальтишко); глаголов с оттенками значений (одевать, надевать; подшивать, пришивать; кроить, перекраивать, выкраивать); глаголы-антонимы (одевать – раздевать, расстегивать – застегивать); грамматическую категорию согласования в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), размер предмета (длинное платье, короткая юбка, голубое платье, голубая юбка);
развивать внимание, памяти в ходе выполнения упражнений;
воспитывать аккуратное отношение к одежде, доброжелательность,
готовность прийти на помощь в ходе выполнения упражнений.
Словарь: плащ, полушубок, дубленка, комбинезон, куртка, джемпер, свитер, брюки, джинсы, шорты, костюм, рубашка, блуза, платье, юбка, сарафан, халат, колготки, костюм; ателье, швейная фабрика, швея, портниха; демисезонная одежда.
Материал: картинки с изображением одежды, картинки с изображением людей, которые одеты не полностью (девочка без юбки, мальчик без рубашки, мужчина без костюма, женщина без шубы, но в зимней шапке и сапогах), одежда для кукол, мяч.
Ход урока:
Организационный момент
Игра «Назови, во что ты сегодня одет(а)»
- Давайте поиграем в интересную игру. Садится на стульчик будет тот, кто правильно скажет, во что он сегодня одет. (Дети отвечают: «Сегодня я одет(а) в …)
Введение в тему
Упражнение «Назови правильно»
- Назовите предметы, изображенные на картинках. (На доске картинки с изображением одежды. Дети по очереди ее называют).
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (одежда)
- Сегодня мы поговорим о предметах одежды.
Изучение нового
Обобщающая беседа
- Для чего нужна одежда?
- Из чего шьют одежду? (из ткани, меха, замша, кожи, шерсти, т.е из различного материала)
- А где шьют одежду? (в ателье, на швейной фабрике)
- Кто шьет одежду? (швея, портниха)
- Одинаковую или разную одежду носят мужчины и женщины? (разную)
- Как называется одежда, которую носят женщины? (женская)
- Как называется одежда, которую носят мужчины? (мужская)
- Какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
- Какую одежду носят зимой? Весной? Летом? Осенью? (зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю)
Игра «Назови как можно больше предметов»
- Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы одежды. Назвавший слово – делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов одежды, не повторяясь, и, таким образом, оказался впереди всех.
- Какую зимнюю одежду вы знаете? (демонстрация картинок – шуба, пальто, меховая куртка - дубленка)
- Какую летнюю одежду вы знаете? (демонстрация картинок – шорты, сарафан, футболка, майка, платье, юбка, сарафан, халат, рубашка, блуза)
- Осенняя и весенняя одежда называется демисезонная - осень между летом и зимой, весна между зимой и летом.
- Какую демисезонную одежду вы знаете? (демонстрация картинок – куртка, пальто, плащ, брюки, костюм, колготки, свитер, джемпер)
Физкультминутка - игра-пантомима «Оденемся на прогулку»
- Дети имитируют движения: одевание шубы, куртки (застегивание пуговиц, молнии, завязывание пояса).
Закрепление
Игра «Узнай по описанию»
- Зимняя, теплая, длинная, меховая … (демонстрация картинки - шуба)
- Осенняя, короткая, кожаная … (демонстрация картинки - куртка)
- Летнее, шелковое, короткое, нарядное … (демонстрация картинки - платье)
- Ситцевая, короткая, с длинными или короткими рукавами, с воротником … (демонстрация картинки - рубашка)
- Нижняя часть платья … (демонстрация картинки - юбка)
- Летние, короткие, одевают на ноги … (демонстрация картинки - шорты)
Игра с мячом «Назови ласково»
- Детям предлагается ласково назвать предметы одежды: шуба, куртка, платье, юбка, шорты, рубашка.
Игра "Кто кем хочет стать?"
- Что нужно делать для того, чтобы одежда служила нам подольше? (бережно обращаться с ней)
- Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
- Чем занята эта девочка? ( Девочка стирает одежду)
- Чем занята эта девочка? ( Девочка гладит одежду)
- Кем они хотят стать? (Они хотят стать прачками).
- Чем занята эта девочка? (Девочка шьет одежду для куклы)
- Чем занята эта девочка? (Девочка пришивает пуговицу)
- Чем занята эта девочка? (Девочка подшивает брюки)
- Кем они хотят стать? (Они хотят стать швеями)
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
- Детям демонстрируются картинки с изображением людей, которые одеты не полностью: девочка без юбки, мальчик без рубашки, мужчина без костюма, женщина без шубы, но в зимней шапке и сапогах.
- Задается вопрос «Что забыл нарисовать художник?» (дети по очереди называют)
Игра «Оденем куклу на прогулку»
- Перед детьми по три куклы Барби и Кена, предметы кукольной одежды разных сезонов. Они надевают на куклы Барби и Кена: мужскую и женскую зимнюю, мужскую и женскую осеннюю, мужскую и женскую летнюю одежду.
Составление рассказа-описания «Во что одет твой товарищ?»
- Дети становятся спиной друг к другу и по памяти описывают одежду товарища (Коля одет в синюю рубашку, спортивные брюки, на рубашке есть два кармана и т.д.)
Итог занятия
- О чем сегодня говорили на занятии?
- Какая бывает одежда?
- Какую одежду больше всего вы любите носить? (дети по желанию называют)
3