Конспект урока по литературе в 4 классе "Разноцветная бабочка" А.С.Платонов.
Цели:
Образовательные: познакомить детей с новым произведением; познакомить с жизнью А.Платонова; раскрыть содержание повести; добиться усвоения темы; дать понятия новым словам.
Развивающие: продолжать работу над техникой выразительного чтения, творческого воображения, мышления, памяти и внимания.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к книге; воспитывать чувство сострадания к людям.
Оборудование: портрет автора, картинки к каждой части произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Разноцветная бабочка». А.П.Платонов »
Тема: «Разноцветная бабочка». А.П.Платонов
Цели:
Образовательные: познакомить детей с новым произведением; познакомить с жизнью А.Платонова; раскрыть содержание повести; добиться усвоения темы; дать понятия новым словам.
Развивающие: продолжать работу над техникой выразительного чтения, творческого воображения, мышления, памяти и внимания.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к книге; воспитывать чувство сострадания к людям.
Оборудование: портрет автора, картинки к каждой части произведения.
Ход урока.
Организационный момент
2. Литературная разминка «Назови одним словом».
- сказка о коллективном труде («Репка»); - бесплатное такси в сказках (Волк); - главный сказочный ветеринар (Айболит); - Рикки-Тикки-Тави – кто это? (мангуст); - в какой сказке овощ стал транспортным средством ,а потом опять овощем? («Золушка»
Вводная беседа.
- Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь мы видим портрет Андрея Платоновича Платонова. Он автор удивительно мудрых детских рассказов и сказок, которые отличаются своеобразным сюжетом и необычным языком. Они заставляют задумываться над очень серьезными вопросами: зачем человек пришел на землю? В чем его предназначение? Нужна ли человеку мечта? Любовь? В его произведениях много раздумий о человеке о его счастье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас сказочный вымысел принимается за действительность.
Платонов родился в 1899 году недалеко от города Воронижа в Ямской слободе. С детства полюбил простую деревенскую жизнь «с колокольными перезвонами и тихими вечерами».
Трудным нелегким было детство у писателя, приходилось работать во многих местах: он был и разнорабочим, и слесарем, и помошником машиниста, чтобы прокормить семью в десять человек. Но жизнь не ожесточила его потому что добрую душу и четкое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его самому главному - любить человека.
Главной любовью писателя были книги. С ними он никогда не расставался, читал и сам писал обо всем. Но о чем бы ни писал Платонов его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку. А каждая книга дарила и дарит радость и счастье новым открытий. Произведения Платонова кажутся подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому, что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.
Установка на чтение
- Таким необычным, полным философских раздумий о жизни является рассказ «Разноцветная бабочка» с которым мы с вами сегодня познакомимся.
Словарная работа
- Ребята, сейчас я буду читать вам рассказ, а вы возьмите в руки карандашик и отмечайте те слова, которые вам непонятны. Когда мы закончим чтение, мы разберем непонятные вам слова.
Вот, например, слово «былинка» означает трава, которая растет на краю тропинки.
Первичное чтение учителем.
- Ребята, а сейчас откроем свои учебники на странице …. Я буду читать вам рассказ, а вы внимательно меня слушайте и следите по книге. (чтение)
Воспроизводящая беседа
- Ребята, я прочитала вам произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» А теперь ответьте на вопросы:
1. Понравился ли вам рассказ?
2. О чем говорится в рассказе?
3. Кто является главными героями?
Чтение первой части с сопутствующим анализом
- А сейчас мы снова начнем читать, но читать будете уже вы. Внимательно слушайте друг друга, потому что я могу прервать чтение и читать будет кто-то другой. (Чтение)
- Молодцы! Вы внимательно слушали, а теперь ответьте на мои вопросы:
1. Как звали старушку?
2. Где она жила? Найдите по тексту.
3. Давно ли убежал ее сын?
4. Куда он убегал и зачем?
5. Как Анисья звала своего сына?
6. А что отвечал ей сын?
7. Почему дома он горевал?
8. Что он спрашивал у матери? Найдите эти слова в тексте.
9. А что отвечала ему мать?
10. Кто сможет описать, куда вела эта тропинка
11. Кто проложил эту тропинку?
12. Ходил ли кто-нибудь по этой тропе?
- Молодцы! Ребята, давайте немного подумаем и озаглавим эту часть. (примеры детей). А я бы озаглавила ее так: «Любитель бабочек». А теперь представьте, если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали к этой части?.. А у меня получился вот такой рисунок. Как вы думаете, подходит ли он к этой части? (ответы детей)
Чтение второй части с сопутствующим анализом.
- А сейчас мы прочитаем вторую часть и читать начнет … Молодцы!
1. Опишите былинку.
2. Кто сел на нее?
3. Опишите эту бабочку. Найдите по тексту.
4. Что Тимоша предложил бабочке?
5. Ответила ли она ему?
6. Почему мальчик решил, что бабочка не добрая?
7. Почему он все-таки побежал за ней?
8. Опишите полет бабочки. Найдите в тексте.
9. Чей голос он услышал?
10. Что говорила ему мама?
11. А что Тимоша ответил?
12. Куда делась бабочка?
13. Что увидел Тимоша на краю тропинки?
14. О чем он подумал?
15. А что с ним случилось?
16. Почему бабочка смогла увлечь Тимошу в горы?
17. Какое желание Тимоши оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?
18. Как это характеризует героя?
- Молодцы! А как бы вы озаглавили эту часть? Хорошие примеры, а я придумала такое название: «В погоне за бабочкой». А какой рисунок вы бы нарисовали? А я подготовила такой.
Чтение третьей части с сопутствующим анализом.
- А сейчас мы прочитаем третью часть и читать начнет … Очень хорошо!
1. Где оказался Тимоша? Найдите по тексту.
2. Почему он не мог уйти оттуда?
3. Были ли здесь бабочки?
4. Было ли у него желание их поймать?
5. Кого он позвал?
6. Что он начал делать?
7. Чего он хотел добиться этим?
8. Сколько лет прошло?
9. Много ли выдолбил Тимоша в горе?
10. Поймал ли он хоть одну бабочку за это время?
11. Считала ли мама время?
12. Куда по ее мнению ушел Тимоша?
13. Что ей чудилось в ночном небе?
14. Что она говорила сыну?
15. О чем говорят ее тихие слова, обращенные к сыну? Как вы их понимаете?
16. А что в это время делал ее сын?
- Молодцы, ребята! А как мы назовем эту часть? Давайте назовем ее «Дорога к матери». А что вы бы нарисовали к этой части?
Чтение четвертой части с сопутствующим анализом.
- Ребята, а сейчас прочитаем последнюю четвертую часть…
1. Откуда Тимоша услышал звук?
2. Что это был за звук?
3. Что он узнал?
4. Верно, ли было то, что ведро было его матери?
5. Почему она брала только четверть ведра?
6. Узнала ли она голос сына?
7. Что он сделал?
8. Увидел ли он мать?
9. Кого увидела перед собой мама?
10. Что она сказала ему?
11. А что он ей ответил?
12. Чего в этот момент желала мать?
13. Что она почувствовала, когда обняла сына?
14. Что она увидела?
15. Понял ли Тимоша истинную цену материнской любви?
16. Какое чувство стало главным для мальчика?
- Отлично, а как мы назовем эту часть? Я бы назвала ее «Материнская любовь» или «Сила материнской любви». А теперь я представлю вам рисунок, который нарисовала к этой части.
Обобщающая беседа
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Почему он называется «Разноцветная бабочка»? Какую роль бабочка сыграла в этом произведении?
- А как вы думаете это сказка или рассказ? Что здесь вымысел? А что реально? Как вы думаете, о чем хотел сказать нам писатель? Какова главная мысль произведения?
Итог.
- Ребята, вашим домашним заданием будет чтение и пересказ этого произведения.