Конспект урока "Преодоление неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению"
Конспект урока "Преодоление неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению"
Цель исследования - проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и разработать методический аппарат формирования у младших школьников уважительного отношения к старшему поколению в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Преодоление неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению"»
Проектная работа на тему: «Преодоление неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению»
2 класс
Содержание:
Введение
Глава 1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме «Преодоление неуважительного отношение младших школьников к старшему поколению в семье»
Глава 2. Разработка методического аппарата для успешного формирования уважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье.
2.1. Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
2.2. Конспект урока по русскому языку для 2 класса. Сочинение на тему: «Я и моя семья».
2.3. Конспект урока по истории для 2 класса на тему: Моя родословная.
2.4. Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса на тему «Герб семьи».
Заключение
Список литературы.
Приложение
Введение
Семья – один из старейших институтов общества. В самых старых реликтах человеческой истории (магических ритуалов, мифах и т.д.) можно найти психологические рекомендации, советы как укрепить и сохранить семью.
Это указывает на то, что проблема семьи и внутрисемейных отношений, в частности неуважительное отношение к старшему поколению внутри семьи были актуальны всегда. Но, несмотря на это, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием семьи.
Семья- группа живущих вместе близких родственнков. [С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь», с.]. Семья — малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»
Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми.
Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим расходным бюджетом.
Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
Биологическая: состоит из родителей и детей.
Различные аспекты проблем детско-родительских отношений рассматривались многими отечественными и зарубежными психологами (Ковалев С., Кон И.С., Сатир В., Филиппова Г., Хоментаускас Г. И другие), однако изучены не достаточно. В связи с этим определилась тема исследования: «Преодоление неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье».
Объект исследования – внутрисемейные отношения младшего школьника с представителями старшего поколения.
Предмет исследования – педагогические условия формирования уважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье.
Цель исследования – проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и разработать методический аппарат формирования у младших школьников уважительного отношения к старшему поколению в семье.
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы преодоления неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье.
Раскрыть сущность понятия семья.
Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать методический аппарат для успешного формирования уважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов педагогического исследования.
Содержательные:
• теоретические: изучение и анализ научной и методической литературы;
Формальные:
• анализ детских работ, выполненных на уроке изобразительного искусства, тема: «Герб семьи».
Теоретическаязначимость заключается в расширении представлений о возможности предупреждения неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению.
Практическаязначимость работы обусловлена тем, что ее материалы и результаты могут быть учтены и использованы учителями и студентами в про-цессе работы над предупреждением неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению.
Глава 1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме «Преодоление неуважительного отношение младших школьников к старшему поколению в семье»
Одной из причин кризиса в духовно – нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Утрачено традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестонесения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.
Выход из кризисной ситуации один – содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства; возрождения отечественной культурно – исторической и религиозной традиции.
Поведение ребенка бессознательно отражает его чувства и стиль поведения в семье. Дети переносят свой первичный социальный опыт не только на взрослых, но и на других детей, и здесь большое значение имеет то, как у ребенка складывалось общение с братьями и сестрами.
В детском саду или школе степень социализации ребенка обычно оценивают с позиции дисциплины, успеваемости, памяти, способностей, в то время как влечения, эмоции, личные переживания часто остаются без внимания. Формируются конкретные черты характера, которые никак не связаны с активным подкреплением сострадания, сочувствия в деятельности ребенка, и его поведение становится ригидным, неподатливым.
В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают эгоцентризм, импульсивность, ситуативность в проявлениях сострадания и сочувствия, саморегулирования находится на стадии становления. Учитывая это, воспитание милосердия у детей, данных возрастных групп целесообразно строить путем организации особой жизнедеятельности, направленной на усиление личностного начала в ребенке. Она должна естественно вписаться в детский мир общения и познания, развивая идеи ненасильственного взаимодействия.
Это можно осуществить лишь при взаимосвязи семьи и школы, и не только с помощью психолого-педагогического просвещения родителей, но и через их вовлечение в совместную с детьми деятельность: походы, экскурсии, спортивные семейные конкурсы, выставки. Важна и корректировка воспитания в отдельных семьях – оказание консультативной помощи родителям в разрешении трудных ситуаций и проблем.
На протяжении тысячелетия фундаментов семейных отношений являлось Священное Писание, основы которого находили свое воплощение в жизни семьи и общества и так или иначе закреплялись в законах, «пропагандировались» в памятниках литературы.
На уроках литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» (раздел «У истоков русской детской литературы») после прочтения «Поучения» Владимира Мономаха дети, отвечая на вопрос «Почему не стареют наказы Владимира Мономаха?», нередко говорят, что родители учат их тому же: быть любящими и благодарными, строгими к себе, не лениться, жить скромно.
Связь между поколениями не должна прерываться. Если мы не почитаем предков и отказываемся от воспитания благочестия в детях, мы вступаем в противоречие с естественным ходом истории. К сожалению, существует закономерность: люди, лишенные уважения к предкам, не уважают и живых.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема неуважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье на данном этапе развития общества приобрела особую значимость. Для решения данной проблемы нами был разработан методический комплекс уроков для 2 класса: занятия по литературному чтению, русскому языку, истории и изобразительного искусства.
Глава 2. Разработка методического аппарата для успешного формирования уважительного отношения младших школьников к старшему поколению в семье
2.1.Конспект урока по литературному чтению
2 класс
Тема: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Задачи:
Актуализировать знания детей о творчестве Льва Николаевича Толстого, дать первичные сведения о жизни и творчестве автора.
Формировать у детей умения прогнозировать содержание произведения на основе названия и иллюстрации.
Создать условия для целостного восприятия произведения.
Оборудование: Учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, портрет Льва Николаевича Толстого.
Подготовка к чтению произведения. Введение в тему.
Обратите внимание на доску (на доске находится портрет Льва Николаевича Толстого).
Ребята, это портрет Льва Николаевича Толстого. Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? Какие произведения, написанные им, можете назвать?
С творчеством этого писателя более подробно вы познакомитесь в средней школе. Но вам уже знакомы такие его произведения как «Филипок», «Три медведя», «Булька», «Лев и собачка».
Годы жизни Толстого с 1828 по 1910.
Сколько лет прожил писатель?
Граф Толстой, потомок двух знатных дворянских родов, родился в усадьбе Ясная Поляна. Рано осиротел.
Когда ему было 23 года он написал роман «Детство», «Отрочество», «Юность». Как вы думаете, кто главные герои этих произведений?
Назовите возраст противоположный детству.
Оценивая свой опыт общения со старшим поколением, сделайте вывод как они взаимодействуют?
Какой праздник приближается?
Какое отношение к этому празднику в вашей семье?
Откройте учебник на странице 45. Прочитайте название рассказа.
Как вы думаете, о ком пойдет речь в этом рассказе?
Кто автор этого рассказа?
Посмотрите на иллюстрацию, которая находится на этой странице. Где происходят события?
Как определили, что это деревенский дом?
Иллюстрация и название должны взаимодействовать друг с другом? Как в данном случае они взаимодействуют?
Кто еще представлен на иллюстрации? Предположите, кто эти люди.
2.Этап первичного восприятия текста
Кто эти люди и почему о них написан рассказ, можете сказать сейчас?
Приступим к чтению рассказа. Я начну читать, а вы внимательно следите за мной.
(чтение рассказа).
О ком говорится в этом рассказе?
На какие части можно разделить рассказ? Что происходит в начале?
Какое отношение было к старику в этой семье со стороны своего сына и невестки вначале?
Допустимы ли в вашей семье такие отношения к старшему поколению?
Как разворачиваются события после того, как старик уронил и разбил чашку?
Как отнесся к этому Миша?
Какое отношение родителей было к поступку Миши?
3. Этап первичного анализа
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
(выслушиваю мнения детей).
Почему рассказ так назван?
Кратко поясните, о чем рассказывает автор.
На доске пословицы:
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Век живи, век учись.
У сильного всегда бессильный виноват.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Правда глаза колит.
Аппетит приходит во время еды.
Прочитайте внимательно пословицы. Какие из данных пословиц отражают смысл данного произведения.
Работа с каждой из данных пословиц с подробным комментированием, Установление соответствия между пословицей и конкретной ситуацией или героем данного произведения.
Какие выводы вы сделали, прочитав этот рассказ?
Придя домой, проявите заботу к тем, кто вас окружает. Постарайтесь не только словами доказывать хорошее отношение к старшему поколению, но и поступками.
Урок окончен!
(варианты детей).
82 года.
Дети.
Старость.
Старшее поколение воспитывает младшее, младшее поколение помогает старшему.
День пожилого человека.
(ответы детей).
«Старый дед и внучек».
О старом деде и внуке.
Л.Н. Толстой.
В деревенском доме.
В доме есть русская печь, лавочки.
Рассказывается о мальчике и его дедушке.
Родители мальчика.
Нет, не можем. Рассказ не читали.
О семье: маме, папе, мальчике Мише, старом дедушке.
Описание деда и его места в семье;
Обед в лоханке;
Миша строит лоханку для своих родителей.
Сын и невестка сажали отдельно от себя во время обеда. Отношение было пренебрежительное.
(ответы детей).
Старика решили кормить из лоханки.
Миша стал для своих родителей делать такую же лоханку.
Родителям Миши стало стыдно за свое отношение к старому человеку. С тех пор они стали сажать его за общий стол.
Потому что главные герои рассказа – мальчик Миша и его дедушка.
О семье, в которой проживает престарелый человек. Молодое поколение не заботится о старшем. Когда мальчик Миша поставил своих родителей на место своего дедушки, они поняли свои ошибки и исправили их.
Родителей своих нужно почитать, уважать, беречь их.
2.2. Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Сочинение на тему: «Я и моя семья»
Цели:
Актуализировать знания детей о произведении Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», его идейном содержании; приблизить детей к раскрытию темы «Я и моя семья»;
Продолжить формирование умения составлять план, понимать целостный образ;
Развивать связную монологическую речь, речевые умения, художественный вкус, эстетическое чувство, умение строить умозаключения, рассуждая на данную тему;
Создать условия для написания текста на черновиках.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
На доске ребус
7я
Дети разгадывают ребус (Семья)
Что такое семья для каждого из вас? (Мнения детей)
Давайте вспомним с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? (Л.Н.Толстой)
Как называется его произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? (Старый дед и внучек)
О чем это произведение? (О взаимоотношениях между членами семьи, старшим и младшим поколением).
У каждого из вас своя семья. Они все одинаковые или разные? В чем разница? А чем все семьи похожи? (Есть один дом, родители, бабушки, дедушки, общие любимые дела, традиции и т.д.)
3. Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы попытаемся рассказать о своей семье и изложить в письменной форме. Как называется такой вид деятельности? (Сочинение).
Подумайте и предположите, как будет звучать тема сочинения? (Мнения детей)
Карточка с названием сочинения на доску:
«Я и моя семья»
Составление плана:
Но прежде чем приступить к написанию сочинения, нам необходимо составить план.
Совместное составление плана с подробным комментированием каждого пункта плана и выделение опорных слов.
Что такое семья.
Состав семьи и их деятельность.
Семейные традиции и праздники.
Я и мое место в семье.
5. Написание сочинения на черновиках.
6. Проверка сочинений.
7. Итог урока.
2.3. Конспект урока по истории для 2 класса
Тема: «Моя родословная»
(Саплини Е. В. Саплин А.И. Введение в историю)
Задачи:
Продолжить формировать умение составлять ленту времени, которая в дальнейшем послужит основой для установления родственных связей.
Создать условия для формирования знаний о родственных связях.
Воспитывать бережное отношение к истории своей родословной.
Ход урока:
Организационный момент:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация знаний:
- Какое задание выполняли дома? (Создавали ленту времени так, чтобы на ней были указаны даты рождения всех членов семьи).
(проверка домашнего задания).
- Какие объекты были использованы для построения своей ленты? (Объектами являются члены семьи).
- Сколько объектов вы использовали? Сколько человек составляет вашу семью? (ответы детей: затрудняются назвать всех членов семьи).
- Что такое род? (Род – все родственники, которые имеют общего предка).
- Каждый человек в течение жизни приобретает многочисленных родственников. С какими родственными связями вы знакомы?
- Проверим, как вы понимаете смысл данных слов.
(даётся время на повторение).
Дидактическая игра:
Класс делится на две группы. Для каждой группы приготовлены карточки со словами: тесть, теща, свекор, свекровь, деверь, золовка, зять, шурин, невестка, сноха, сват, сватья, свояченица, свояки. На обратной стороне доски записаны определения этих слов. К доске выходят по очереди по одному представителю от группы вместе с карточкой. Выигрывает та группа, у которой все карточки будут находиться рядом с нужным словом. Любой представитель команды имеет право исправить одну ошибку своих товарищей, если таковая имеется. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на доске.
Тесть — отец жены. Теща — мать жены. Свекор — отец мужа. Свекровь — мать мужа. Деверь — брат мужа. Золовка — сестра мужа. Зять — муж дочери, сестры, золовки. Шурин — брат жены. Невестка — жена брата или жена сына, жена одного брата по отношению к другому. Сноха — жена сына, невестка. Сват, сватья — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу. Свояченица — сестра жены. Свояки — лица, женатые на двух сестрах.
Открытие нового знания:
- Историю каждого человека можно представить в виде ленты времени. Многое ли вы помните из своей истории в тот период, когда были маленькими? (нет).
- Как вы узнаете истории, связанные со своим детством? (По рассказам родителей, бабушек, дедушек; по семейным фотографиям; по своей старой одежде и игрушкам; по дневникам которые вели родители).
- Прошлое есть и у вашей семьи. У кого из членов вашей семьи лента будет длиннее? Почему? (Самые старшие имеют ленту времени больше, потому что живут дольше).
- Откройте учебник на странице 13. Рассмотрите внимательно иллюстрации, которые изображены на этой странице, и подумайте, какие годы жизни ваших родителей, бабушек и дедушек соответствовали этим событиям.
- На ленте времени получилось несколько поколений: дети – родители – бабушки – прабабушки. Докажите, почему такая лента времени для трёх поколений верна. (На протяжении столетия могут жить одновременно 3 поколения. В начале века начинается жизнь деда. А в конце века живет внук).
- Действительно, на протяжении 200 лет сменяются 6 человеческих поколений, а на протяжении 1000 лет – 30.
(на доске появляется генеалогическое древо).
- Ребята, что это такое? (Дерево). Что необычного в этом дереве? (Каждая веточка представляет определенного члена семьи, во главе стоит общий предок).
- Что отображено в этом дереве? (Род).
- Родословной человека занимается такая наука, как генеалогия.
(На доске появляется карточка со словом генеалогия).
- Такое дерево получило название генеалогическое
(На доске появляется карточка со словом генеалогическое дерево).
- Запишите новые слова в словарик.
Домашняя работа:
В тетрадях для творческих работ, составьте генеалогическое дерево своей семьи. Для выполнения данного задания можно использовать фотографии членов своей семьи.
2.4. Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса
Тема: «Герб семьи»
Цель:
Создать условия для изображения герба своей семьи.
Задачи:
Актуализировать знания детей о науке геральдике; гербе, как символе государства; видах гербов, их формах; правилах их составления.
Формировать способность передавать характерные особенности уклада жизни своей семьи с помощью изображения герба.
Создать условия для формирования умения выбирать сюжет и совершенствовать композиционные навыки: выделять главное в композиции, передавать смысловую связь между элементами изображения;
Воспитывать трудолюбие, умение длительно вести рисунок.
Оборудование: Изображение герба России, Германии; русских городов (Пермь, Москва, Санкт – Петербург, Смоленск, Тула, Кострома, Полтава, Ярославль), формы гербов.
Для учителя: презентация «Герб моей семьи»
Для ученика: Лист форматаА2, гуашь, кисти двух видов, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, палитра, ёмкость для воды, тряпочка.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Проверка отсутствующих, готовность к уроку (Лист форматаА2, гуашь, кисти двух видов, карандаш, ластик, палитра, ёмкость для воды, тряпочка).
- Здравствуйте! Подравняйтесь, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работу. Садитесь.
2. Актуализация знаний:
(Слайд 1). На интерактивной доске находятся изображения гербов Германии, России и русских городов.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (Гербы).
- Как вы понимаете значение слова герб? (Мнения детей)
Работа с понятием «герб». Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь») (Слайд 2).
-С каким понятием из данного определения мы знакомились на прошлом занятии истории? (Род).
- Вспомним, что такое род? ( Род- группа людей, состоящая в родственных отношениях и имеющая общего предка).
- Какие гербы вам знакомы?
- Сравните данные гербы.
- Что значит сравнить? (Найти общее и различное).
- Что в них общего? (Каждый из них отражает символику страны).
- Чем отличаются эти гербы? На какие группы их можно разделить? (На две группы).
- Какие отнесем к первой группе, какие ко второй? (Гербы городов одной страны имеют одну форму, а герб Германии имеет другую форму).
- Обратите внимание на герб нашей страны.
- Что изображено на гербе России? (Предположения учащихся).
- Что символизируют данные объекты? (Предположения учащихся).
Выступление ученика с докладом «Герб России»
(Слайд 3 ). На доске появляются различные формы гербов.
- Определите форму герба города, в котором мы живем?
- Почему именно эту форму герба вы выбрали?
- Что изображено на гербе города Перми? (Предположения учащихся).
- Что символизируют данные объекты? (Предположения учащихся).
Выступление ученика с докладом «Герб Перми»
- Вернемся к определению понятия «Герб» (Слайд 4). Мы выясняли, что гербы городов одной страны имеют одинаковую форму.
- Подумайте, а какую форму будет иметь герб рода? (Герб рода будет иметь подобную форму, что и герб города, а значит и герб страны).
- Часто на гербах помещали девиз - краткое изречение, которое характеризовало жизненные принципы хозяина герба, его убеждения.
- Подумайте, какой девиз может быть помещен на изображении герба вашей семьи. (Мнения детей.)
3. Практическая работа:
- Как вы думайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Создавать герб рода) (Слайд 5)
- Какую форму вы выберите для изображения герба вашего рода? Почему?
- Давайте попробуем обозначить основные этапы работы над гербом рода. (Слайд 6).
1. Прорисовка формы герба.
Обратить внимание детей на размеры герба, которые должны полностью заполнить площадь листа формата А2.
2. Работа карандашом, составление композиции.
3. Изображение крупных предметов и прорисовка мелких деталей.
4. Работа в цвете цветными карандашами или гуашью. Окрашивание крупных предметов и прорисовка мелких деталей.
В процессе работы детей учитель контролирует последовательность выполнения всех этапов работы и осуществляет индивидуальную помощь при затруднении. При оценивании работ главным критерием является выполнение всех этапов работы.
4. Рефлексия:
Выставка детских работ. По желанию детей осуществляется демонстрация работ с комментированием.
Выступление ученика с докладом «Герб Перми».
Медведь - самый почитаемый зверь в сознании древнего народа коми, сложившего о нем много сказок и песен, легенд и преданий. Его клыки и когти охотники носили как амулеты, а лапы, прибитые к избе, по мнению хозяев, оберегали от всех бед и невзгод. В честь медведя совершались особые праздники.
Образ могучего «хозяина тайги» - любимый мотив и образ пермского звериного стиля. Фигура медведя с Евангелием на спине украшала старый герб Перми и губернии. Образ этот без особых изменений перешел в современный герб Перми и Прикамья.
Герб Перми был утвержден 17 июля 1783 года Указом императрицы Екатерины П практически одновременно с присвоением статуса губернского города и имени «Пермь». Герб был символом обладания городом прав самоуправления.
В 1969 году, следуя моде создания новых гербов советских городов, был утвержден новый герб города. Исконный герб с некоторыми изменениями и дополнениями был восстановлен в 1998 году.
Геральдическое описание герба Перми гласит: «В червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, несущий на спине золотое Евангелие и сопровождаемый во главе щита серебряным уширенным крестом». Наиболее рани из дошедших до наших дней источников, объясняющим смысловое значение геральдических фигур пермского герба, является «Дело об учреждении гербов Пермского наместничества, 1781г.», хранящееся в Пермском областном архиве. Опираясь на него, можно раскрыть содержание герба Перми.
Серебряный медведь - символ природных богатств, окружающих город бескрайних земель, заключающих в себе много «металлов, соляных промыслов, разноцветных мраморов и прочих камней» и «преисполненных лесами», в которых «находится немалое количество и разного рода диких зверей».
Евангелие (Золотая книга) - символ «христианского просвещения, воссиявшая здешним обитателям». Просвещение пришло в наш край именно с христианской православной культурой. Серебряный четырехконечный равносторонний крест с расширяющимися концами. Крест такой формы своими истоками восходит к соляному знаку - символу солнца - и означает защиту, покровительство, победоносность; в гербе он выступает как знак отличия, символ избранности, особого предназначения.
Материал для выступление ученика с докладом «Герб России».
На Российском гербе изображен черный двуглавый орел- царь птиц, олицетворяющий проницательность и мужество, который был заимствован у павшей Византии и символизировал, что Россия - ее преемница- Третий Рим. На месте сердца орла обычно расположен на особом щите герб Москвы.
Над головами орла- три короны, появившиеся во времена царя Алексея Михайловича, под которыми подразумевались покоренные Казанская, Астраханское и Сибирское Царство.
Крылья орла расправлены, а в лапах со времени Михаила Федоровича он держит державу- знак власти, и скипетр- знак полной независимости. В таком виде государственный герб просуществовал 400 лет.
Герб как нельзя лучше передает географическое положение России: одна голова орла обращена на запад- Европу, другая смотрит на восток - в Азию.
Изображение орла с двумя головами появились еще в Римской империи. Две головы орла символизировали западную и восточную части страны, а одно тело означало неразрывность их интересов.
Существовала также легенда, что Юлий Цезарь придал символ Римской империи такой вид после того как накануне захвата «вечного города» орел убил двух коршунов и бросил их под ноги будущему императору.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению выдающихся отечественных и зарубежных психологов (Ковалев С., Кон И.С., Сатир В., Филиппова Г., Хоментаускас Г. И другие) проблема детско-родительских отношений является одной из основных в воспитательной работе с младшим школьником. От того, как организован процесс воспитания, что учитель делает для реализации цели формирования уважительного отношения младших школьников к старшему поколению, зависит не только степень усвоения этой проблемы младшими школьниками на данном этапе их развития, но и на развитость у учащихся операций мышления, уровень их умственного развития, но и качество усвоения школьниками систематических курсов алгебры и геометрии на следующих ступенях обучения. Математические понятия формируются постепенно и не в результате кратковременного изучения связанных с каждым понятием вопросов, а распределено на несколько лет обучения.
В соответствии с целью и задачами исследования изучено состояние проблемы формирования математических понятий в учебном процессе, проанализированы программы начального курса математики М.И. Моро, И.И. Аргинской, Л. Г. Петерсон, Н.Б. Истоминой на предмет номенклатуры понятий, формируемых у учащихся начальных классов.
Следуя поставленной цели, были разработаны диагностические тесты и задания, направленные на выявление степени сформированности математических понятий и представлений у детей младшего школьного возраста, обучающихся по различным учебно-методическим комплектам. Результаты показали, что у выпускников начальной школы сформированы лишь математические представления, а не понятия. С учетом полученных данных разработан методический аппарат формирования у младших школьников некоторых математических понятий и представлений.
Отмеченное выше дает основание полагать, что поставленные задачи исследования решены, цель достигнута. Возможна дальнейшая работа по теме: разработка методического аппарата формирования других понятий начального курса математики, не рассмотренных в данной работе.
Список литературы:
Багданова И.В. О возрождении традиций семейного воспитания //Начальная школа плюс до и после. 2009.№3 – с.18.
Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144с.
Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336с.
Курипко О.А. Счастливая семья. Какая она? // Начальная школа. 2002. №4. – с.90.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003. – 224с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
Приложение:
Лев Николаевич Толстой
“Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него еда текла назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидит, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
- Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.