kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Правописание окончаний имён существительных первого и третьего склонения в родительном и дательном падежах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи данного урока:

1.Развивать умение распознавать родительный и дательный падежи.

2.Формировать навык правописания окончаний имен существительных первого и третьего склонения в родительном и дательном падежах.

3.Развивать орфографическую зоркость.

4.Воспитывать положительные качества человека.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание окончаний имён существительных первого и третьего склонения в родительном и дательном падежах" »

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Правописание окончаний имён существительных первого и третьего

склонения в родительном и дательном падежах.

Учитель начальных классов

КОУ «Нефтеюганская школа для

обучающихся с ОВЗ»

Слабышева Лина Анатольевна


Цели: 1.Развивать умение распознавать родительный и дательный падежи.

2.Формировать навык правописания окончаний имен существительных первого и третьего склонения в родительном и дательном падежах.

3.Развивать орфографическую зоркость.

4.Воспитывать положительные качества человека.


Оборудование: тесты, презентация 

Ход урока.

1 .Организационный момент урока

В одной из деревень   жил жадный старик. Жил не тужил. Было у него много денег. Но он никому никогда не помогал. Про него говорили, что он и снега зимой не даст. Но в один из обычных дней   случилось у него горе, украли его богатство деньги. Долго горевал старик, никто не мог его утешить, да и утешить его было некому. Ведь друзей у него не было. Но сегодня он решил обратиться за помощью к вам. Ему подсказали, что в 4 классе живут самые честные и добрые ученики. Давайте поможем вернуть ему богатство. А появляться они у нас будут за каждый правильный ответ на уроке. Чем лучше мы будем работать на уроке, тем быстрее   соберем его деньги. За каждый правильный ответ вы будете получать слово молодец. Согласны? Ну тогда начнем наш урок.

- Открыли тетради, положили их правильно, сами сели правильно. Записываем число и классную работу.

2.Минутки чистописания

а я у ю и – разделить на группы, объяснить.

Прописать образцы. Какие орфограммы связаны с этими буквами?

-записать предложение.

Часто, навещали, зайчата, в, ёжика, лесу.

-подчеркнуть главные члены предложения. Определить словосочетания


(индивидуально 2 человека по карточкам)

В лесной ч.ще жи-был ёж.к. Ж.лищем ему служ.ла ч.десная норка с ш.шками. Ёж.к друж.л с зайч.тами. Они ч.сто навещ.ли его. Он угощ.л их ч.ем с ш.повником. Хорошо иметь друзей!

- Как бы озаглавили текст?

3.Актуализация опорных знаний.

Тест.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный - кто? что?

б) Родительный - кому? чему?

в) Дательный - кому? что?

г) Винительный - кого? что?

д) Творительный - кем? Чем?

е) Предложный - о ком? о чём?


2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня

б) думать о книге д) отойти от дороги

в) увидеть фильм е) ходить около дома


3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке

б) рассказать папе д) играть во дворе

в) подойти к сестре е) книга о природе


4. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение гордость дядя

взор техника озеро

печь капель поляна

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.











5. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.

в) 2-е скл., П.п., окончание - е.

г) 2-е скл., Д,п., окончание - е.

проверка

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный - кто? что?

б) Родительный - кому? чему? Кого? чего?

в) Дательный - кому? что? 5 б. – всё правильно

г) Винительный - кого? что? 3 б. –нашли одну ошибку

д) Творительный - кем? Чем?

е) Предложный - о ком? о чём?


2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня 5 б. – всё прав.

б) думать о книге д) отойти от дороги 4 б. – два прав.

в) увидеть фильм е) ходить около дома 3 б. - один прав.


3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке 5 б. – всё прав.

б) рассказать папе д) играть во дворе 3 б. - один прав.

в) подойти к сестре е) книга о природе. 0 б. – нет прав.

4. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение гордость дядя 5 б. – всё правильно

взор техника озеро 4 б. – одна ошибка

печь капель поляна 3 б. – две ошибки

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

техника

приключение

печь

дядя

взор

гордость

поляна

озеро

капель


7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.

в) 2-е скл., П.п., окончание - е. 5 б. неправ. отв. – о б.

г) 1-е скл., Д,п., окончание - е.

Наибольшее количество баллов – «5» за баллов.

«4» балла, «3» - баллов


4.- Какие падежи встречались в тесте? Сообщение темы и целей урока. (Дети сами формируют тему урока и ставят цели)

А.( слайд) Правописания окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

5.Работа по теме урока 

-На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? В

дательном падеже?

-Какие окончания имеют имена существительные первого склонения в

родительном падеже? В дательном падеже?

-Какие окончания имеют имена существительные третьего склонения в

родительном падеже? В дательном падеже?

Составление таблицы Поможет в этом упражнение

       б) Упражнение «Допишите окончания». (На доске написаны слова, сгруппированные в три столбика):

ОКОЛО ЛУЖАЙК…                           БЕЗ МЕСТ…                          ВОКРУГ КРОВАТ…

ПО ЛУЖАЙК…                                   К МЕСТ…                               К КРОВАТ…

К РЕЧК…                                             ДО МОР…                              ДЛЯ ТЕТРАД…

ОТ РЕЧК…                                           ПО МОР…                              ПО ТЕТРАД…

ОТ ПОДРУГ…                                     ОКОЛО БАЗАР…                  ДО СТАРОСТ…

К ПОДРУГ…                                        К БАЗАР…                              К СТАРОСТ…

 - По какому принципу сгруппированы слова в первый столбик? (Сущ. 1скл.).

 - Во втором столбике? (Сущ. 2скл.)

 - В третий столбик? (Сущ. 3скл.)




Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с




Д. п.

кому? чему?

к, по






Рассказать по таблице про окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.

6.Распределение имен существительных по столбикам. Первый столбик

имена существительные в родительном падеже, второй столбик имена существительные в дательном падеже. Дописать окончания. Окончания выделить.

Памятка

1. Определить падеж имени существительного.

2. Определить склонение существительного.

а) поставить сущ. в И. п.
б) определить род сущ.
в) определить окончание сущ.

3. Вспомнить и написать окончание существительного этого склонения в нужном падеже.


Около земл.., к земл.., по книг.., из книг.., к тетрад.., около тетрад.., у лампочк..,

к лампочк.., к снежинк.., у снежинк.., по стрелк.., у стрелк.., возле дорог.., по

дорог.. .

(слайд) Проверка

Р.п. Д.п.

около земли к земле

из книги по книге

около тетради к тетради

у лампочки к лампочке

у снежинки к снежинке

у стрелки по стрелке

возле дороги по дороге

Обобщение: - Какие окончания имеют имена существительные первого склонения в родительном падеже? В дательном падеже?

- Какие окончания имеют имена существительные третьего склонения в родительном и дательном падежах?

 

 

Физкультминутка



Доскажи словечко (сигнальные карточки)

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без .. .(воды).

А потом за бороду

Вели козла по ... (городу).

И вспомнили про булку Когда пришли с ...(прогулки).

Столько заноз я не видел ни разу, Нет, не завидую я .. .(дикобразу).

И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по .. .(животикам).

Лейся, дождь, веселей, Мы с тобою дружим. Весело нам бегать Босиком по ...(лужам).

Молодчина эта Лина

Лепит все из ...(пластилина).

Два могучие крыла У хозяина .. .(орла).

На болоте нет дорог.

Я по .. .(кочкам) скок да скок!

7.работа с текстом.

   1)   Посмотрите, пожалуйста, на текст который написан на  доске.  

Степа считался в школе робким, даже трусливым. Но он однажды спас свою сестренку. Большая змея тихо подползла к ребенку. Степа кинулся к сестре и схватил ее на руки. Девочка была спасена.


Что вы можете сказать о Степе? Какой он? ( храбрый, преданный, мужественный)

Выберите эти качества.

Каким бывает мужественный человек?

( не боится трудностей, не поддается чувству страха, не боится.)

Какие пословицы и поговорки о смелости и решительности вы знаете?

(ученики называют пословицы и поговорки)

- Отважный умирает один раз, а трус- много.

-Смелость- половина счастья.

-Смелость города берет.и т. д.

А среди вас есть похожие на Степу? ( ответы детей)

В предложениях найдите существительные в Р. И Д. падеже и определите склонение

-Назовите тему текста.

- Как можно озаглавить? 

8.Итог урока.

Подведём итог.

- Сколько собрали слов молодец?

Значит, чему мы учились на уроке?

Как отличить родительный падеж от дательного падежа?

Какие окончания пишутся у имен существительных первого склонения в

родительном и дательном падежах?

Какие окончания пишутся у имен существительных третьего склонения в

родительном и дательном падежах?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Слабышева Лина Анатольевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства