проявлять интерес и уважение к народным культурным народным традициям, правилам, потребность в расширении культурного кругозора и творческом самовыражении, уважительное отношение к творчеству мастеров; проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус.
Пополнять знания и представления о культурных традициях и их отражение в предметах рукотворного мира, о средствах и способах отражения историко- культурной информации в вещах; Обсуждать возможные варианты творческого выполнения работ; Выполнять эскизы пряников в соответствии с традиционными правилами; Изготавливать фигурный пряник из теста или пластилина на основе традиционных канонов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент Цель: Создать эмоциональный настрой. (2 мин.) | Приветствует детей. Начинает урок словами: я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг, другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Глубоко вдохните в себя свежесть раннего утра и выдохните обиду и злость. Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе. | Выполняют | Личностные: умение общаться со сверстниками и учителем; Коммуникативные: умение настроить себя на предстоящую работу на уроке. |
2.Погружение в тему. Цель: настроить обучающихся на работу. (2 мин.) | Ребята, вспомните, какие изделия изготавливали на уроках? Какие материалы использовали? (бумага, пряжа, пластилин, природный материал). -Сегодня мы свами познакомимся с новым поделочным материалом. Учитель выставляет муку, воду. -Назовите эти продукты? (мука, вода). -Что получиться при их смешивании? (тесто) - достает тесто. Что делают из теста? (пекут хлеб, пироги, печенье). СЛАЙД 1 - Русские люди издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. СЛАЙД 2 - фигурки из теста. Самые известные из них - русские пряники. СЛАЙД 3- пряники. Русские, сладкие, мятные К чаю ароматному Угощенье знатное | Слушают. Отвечают Обращают внимание на представление презентации. | Личностные: умение выражать свою точку зрения, и умение её отстаивать. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Коммуникативные: проявлять доброжелательность и такт, слушая другого. Предметные: пополнять знания и представления о культурных традициях и их отражение в предметах рукотворного мира, |
3.Постановка проблемы. Цель: узнать, какие бывают виды пряников; (3 мин.) | -Вы можете предложить, чем мы будем заниматься на уроке? -Правильно тема нашего урока «Лепка из теста» «Праздничный пряник» СЛАЙД 4 – ТЕМА -Какие цели поставим перед собой? СЛАЙД 5. | Ответы детей | Личностные: проявлять интерес и уважение к народным культурным народным традициям, правилам. Регулятивные: совместно с учителем определить цель действий, проговаривать план, предлагать версии. |
4.Изложение учебного материала. Цель: научиться лепить из теста праздничные пряники. (3 мин.) | -Что такое пряник? Учитель выставляет на доску слово « лакомство» -Знаете ли вы, почему это лакомство так назвали? (Первые пряники называли «медовым хлебом», позже в него стали добавлять разные пряности (душистые травы, коренья)- гвоздика, мята. Корица, душистый перец и др. Вот из-за этих пряностей медовый и приобрел название «пряник». -Мастера готовили их по – разному: печатали с резных досок, вырезали с помощью специальных форм, лепили, как игрушки. -По способу изготовления их так и назвали: печатные, вырезные, лепные. Слайд 6 – Виды пряников - На Руси пряники были обязательно на многих праздничных застольях. - Как вы думаете, к каким праздникам пекли пряники? - Каким должен быть праздничный пряник? Для этого пряничную поверхность украшали разноцветной сахарной глазурью. - Но пряники были не только любимым лакомством. Они имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая, не разбивался. Учитель выставляет на доску слово Игра - Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения, сувениры. Чем только не украшали: и тополиным пухом, и перьями, даже зубьями от расчёски делали борозды. Учитель выставляет на доску слово Украшение, сувенир. Но в тесто стали добавлять большое количество соли. -Как вы думаете, для чего? (Чтобы поделки надолго сохранились. Соль защищает изделия от грызунов и вредных насекомых). - Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «мукосольки». Учитель выставляет на доску слово «мукосольки». Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. -Поделкам из этого материала находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Современные мастера усовершенствовали технику лепки и стали создавать картины. Учитель выставляет на стол картины из солёного теста. Искусство лепки из соленого теста называют тестопластикой. Учитель выставляет на доску слово «тестопластика». | Ответы детей. Ко дню рождения, свадьбе, на Новый год или Рождество, Пасха. Нарядным, ярким, красиво украшенным. Глазурь- оболочка из подкрашенного сахара, сахара и шоколада, сахара и яйца. | Личностные: проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус. Регулятивные: планировать умственные и практические действия. Коммуникативные: соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения. |
5. Постановка творческого задания. (Создание творческих групп). Цель: созданий условий для творческих работ. (2 мин). Постановка творческого задания (Создание творческих групп) – (2 мин) Постановка творческого задания (Создание творческих групп) – (2 мин) | - Наши пряники в отличие от настоящих тоже будут из соленого теста и есть их, конечно, будет нельзя. Тогда как их можно будет использовать? (подарить, поиграть) - Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята - в мастеров – пряничников, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение. Договоритесь, кто из вас будет главным мастером. Главный мастер будет контролировать работу всех мастеров пряничного дела и подведёт итог совместной работы. - Назовите правила работы в группе. | Слушают учителя. Помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарищей и т.д.). | Личностные: проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус. Коммуникативные: соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения. |
6.Самоопределение к деятельности Цель: постановка на работу. (5 мин.) | Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наши изделия будут излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы! | | Личностные: проявлять старательность и добросовестное отношение к работе, художественный вкус. |
7.Инструктаж деятельности. Цель: объяснение учебного материала. (30 сек.) | В каждой мастерской на столе лежат конверты. В жёлтых находится рисунок, разрезанный на части. Сложив его, вы узнаете, какую форму будет иметь ваш пряник. -Главный мастер возьмите конверты. Время -30 сек. Проверка. Ответы: мастерская№1- форма рыбки, мастерская№2- форма цветка, мастерская№3- форма звёздочки. Форму пряников вы узнали. Что ещё необходимо знать для изготовления пряника?(Какой формы пряник будем изготавливать, как его сделать) -В синих конвертах находятся этапы работы по изготовлению пряника. Ваша задача расположить по порядку этапы работы. - Вы составили инструкцию по изготовлению пряника. Проверим. - На экране будут появляться этапы работы в правильной последовательности. Если вы в таком же порядке расположили этапы, хлопните 1 раз в ладоши. - Мы будем изготавливать праздничный пряник, тогда какого этапа нет? (Украсить пряник) Украсим пряник. - Ещё раз прочтите внимательно инструкцию. - Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (вырезной) Слайд – виды. - Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (стек) - Назовите правила безопасной работы со стеком. (Нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши или грызть их.) | Работа в группах. | Личностные: умение выражать свою точку зрения, и умение её отстаивать. Коммуникативные: соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения. |
8.Самостоятельная работа. (Изготовление пряника). Цель: создание условий для выполнение изделия. (20 мин.) | -Приступим к работе. - Мастерская 1 –назовите 1-й этап - «Разомните тесто». Для этого поднимите салфетку. Посмотрите, с каким красивым тестом мы будем работать! Возьмите понравившейся вам кусочек и разомните. Почувствуйте, какое тесто мягкое, эластичное. - Мастерская 2 – назовите 2-й этап – «Раскатайте тесто в лепёшку». При помощи какого инструмента раскатывают тесто? (скалки). Что делать? Как раскатать тесто в лепёшку без скалки? (слегка придавить ладошкой) Для этого положите кусочек теста на фольгу и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной. -Мастерская 3- назовите 3-й этап. – «Приложить трафарет». А трафареты находятся в синих конвертах. Главные мастера раздайте шаблоны своим рабочим. Приложите шаблон к лепёшке, не вдавливая его в тесто. -Мастерская 1 – назовите 4-й этап.- «Вырежем пряник, используя стек.» - Пряники вырезали, что дальше? (будем украшать) Украшать будем бисером и пуговицами. Что нельзя делать, при работе с этими материалами? (брать в рот, засовывать в нос, уши) - Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника. - А для хорошего настроения украшать будем под русскую народную мелодию. - Какие красивые пряники у вас получились! - Обратимся ещё раз к целям урока. Что ещё не сделали? Слайд – цели. - 1. Какие существуют виды пряников? 2. Какой вид пряника вы изготавливали, при помощи чего вырезали? Создание картин. - Вы сейчас будете создавать картины. Я предлагаю мастерской 1 – Отпустить пряничных рыбок в море мастерской 2 – Чтобы ваши цветы не завяли, заполните ими корзину. Мастерская 3- Чтобы ваши звёзды сверкали ярче, расположите их на ночном небе. - Для этого аккуратно снимите фольгу с пряника. Смажьте место на заготовке клеем и приложите пряник. - У каждого произведения искусства есть своё название. Придумайте и вы самое оригинальное название своей картине и оцените свою работу в мастерской по плану-шпаргалке. Время – 2 мин. | Приступают к выполнению работы. Слушаю анализ выполнения работы. | Личностные: проявлять интерес и уважение к народным культурным народным традициям, правилам. Коммуникативные: умение соблюдать правила общения, тактично выражать свою точку зрения. Регулятивные: совместно с учителем определить цель действий, проговаривать план, предлагать версии. |
9.Представление работ. Рефлексия. Цель: создание условий для рефлексии и оценки собственной деятельности. (3 мин.) | - Я хочу пригласить вас на выставку пряничных картин. Слово предоставляется ….. Главный мастер представляет работу мастерской с анализом деятельности по плану: Творение нашей мастерской мы назвали_______________________ Мы считаем, что нам удалось_________________________________ Сегодня мы узнали______________________________________ Мы попробуем___________________________________ Наша картина называется _________________________________ Мы сегодня научились___________________________________ Нам было интересно____________________________________ Нам очень захотелось___________________________________ Мы представляем работу нашей творческой мастерской _____________________________(название) Теперь мы можем______________________________________ Больше всего нам понравилось_______________________________ Нам пригодятся ____________________________________ - Вам нравятся ваши картины? Где бы вы их хотели разместить? - Оказывается, вы тоже можете быть художниками и мастерами своего дела, вы можете творить и создавать вот такую красоту. Но этому, конечно, нужно учиться. Самооценка деятельности Оцените свою работу на уроке сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник – ВСТАНЬТЕ. - Посмотрите на правую ладонь и мысленно положите на неё те знания и умения, с которыми вы пришли на урок; на левую – те, что получили на уроке. Хлопком объедините эти знания. Скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке. - Ребята, вы сегодня все потрудились отлично. Этому способствовала ваша дружная и слаженная работа в мастерских. Мне было интересно с вами работать. Всем спасибо. Урок окончен. До свидания. | Оценивают свою деятельность на уроке. Представляют полученные работы. | Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников. Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение открыто общаться с учителем и сверстниками. |