Методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку литературы. Учитель использует разные методы и приёмы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Особую роль учитель отводит подготовительному этапу: предлагает разные задания, основанные на анализе текста произведения. Учитель использует технологию сотрудничества: на уроке учитель и ученик-единомышленники, мнение каждого значимо. На уроке материал не излагается в готовом виде, каждый этап урока - решение той или иной проблемной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "По сказке А.П.Гайдара «Горячий камень»"»
Тема: А.П.Гайдар «Горячий камень»
( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень»)
Цели:
1.познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
2. совершенствовать умения определять жанр и тему произведения;
3. учить анализировать текст;
4.учить работать с дополнительной литературой, Интернет – ресурсами;
5. учить высказывать свои суждения по предложенным вопросам;
6.воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Организационный момент.
( У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, друг другу. И с таким прекрасным настроением позвольте мне начать урок)
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка целей.
1. К сегодняшнему уроку мы готовились заранее. Самостоятельно прочитали произведение А.П.Гайдара.
- А вам хотелось бы сегодня на уроке узнать биографию этого замечательного человека?
(это будет наша первая задача)
• познакомиться с биографией А.П.Гайдара ( сл. №4)
Как вы думаете, мы сегодня на уроке будем продолжать совершенствовать умения работать с текстом?
(это будет наша вторая задача)
• продолжить умение работать с текстом
- Вам интересно будет узнать, чему хотел нас научить автор произведения?
(это будет наша третья задача)
Узнать чему хотел научить автор произведения читателей.
III. Прежде, чем мы преступим к работе над произведением, давайте послушаем некоторые факты из жизни А.П. Гайдара.( рассказывают подготовленные дети)
Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство. ( сл. №5-8)
В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел. (сл №9)
Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды».
Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. (сл.№10-11)
Вот оказывается, каким замечательным человеком был А.П.Гайдар.
V.Этап усвоения новых знаний и способов действий. Работа над текстом.
1.Как называется произведение, которое вы прочитали дома?
- Определите жанр этого произведения.
Почему сказка?
Какова её тема?
Тема: «Жизнь дана на добрые дела»
( по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень») (сл.№13)
- Я бы вот так обозначила тему урока. Как вы понимаете смысл пословицы.
2.Словарная работа
Работа по частям (1 часть)
- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?
Чем он занимался на селе? (слайд №16)
( 2 часть)
- Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад? (слайд №17)
(Ивашка полез в колхозный сад, чтобы «тайно насытиться» яблоками до отвала.)
- Чем закончилась попытка незадачливого Ивашки поживиться колхозными яблоками?
(Зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и был схвачен сторожем)
-Почему старик отпустил Ивашку?
(3 часть) (слайд №18)
-Как Ивашка набрел на камень?
Почему он решил, что камень волшебный?
Почему надпись на камне огорчила Ивашку?
( 4часть )
Как решил Ивашка поступить?
Что старик приказал ему сделать? ( слайд №19)
( 5часть )
О чем думал Ивашка, когда тянул камень на гору? (слайд №20)
(6 часть ) (слайд №21)
-Почему старик не стал разбивать камень?
-Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору?
(7 часть ) (слайд №22)
-Почему долгие годы камень оставался неразбитым?
- Хотелось бы вам иметь такого друга, как Ивашка?
Предположить? – разобьёт кто- нибудь или нет
VI. Итог урока.
1. Задачи – вернуться
2. Подведение итога работы.
«Горячий камень» - воспринимается как подлинная, мудрая повесть, и что особенно дорого, как сказка Гайдара о себе самом, как образное завещание Гайдара, оставленное перед смертью своим читателям детям. Прожил он всего 37 лет.
Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке, оно значит: всадник, скачущий впереди войска.
3.Рефлексия
Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы так достойно прожить жизнь?