|   Конспект по русскому языку во 2-4 классе, УМК «Школа России»           |  
  |    2 класс   |     4 класс   |  
  |   Тема урока: «Заглавная буква».   |    Тема урока: «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах».   |  
  |   Цели урока:    Развитие умения различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву  Развитие умения формулировать правила по опорным записям  Воспитание самостоятельности  Оборудование: карточки с заданиями, опорные записи   |    Цели урока:    Формирование умений распознавать творительный и предложный падежи, правильно писать безударные окончания  Развитие умения делать выводы и обобщения  Воспитание самостоятельности  Оборудование: карточки с заданиями, опорные схемы   |  
  |   1. Мотивационный этап.  - Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:)  желаю (большой)  успеха (указательный)  большого (средний)  во всем (безымянный)  и везде (мизинец).  Здравствуй (вся ладонь).  - И я желаю всем сегодня сделать много хороших дел, работать с радостью и удовольствием.  2. Орг. момент.  - Только что пришёл сигнал из космоса. Дружественные нам инопланетяне давно наблюдали за вами, и захотели познакомиться с вами поближе и посмотреть, как вы живёте, они решили прилететь к нам в гости. Пригласим их?  - Но у них отрывочные данные о нашей планете. Надо помочь им уточнить некоторые сведения о русском языке, чтобы они долетели до нашей планеты и смогли понять нас. Они будут присылать нам запросы, а мы поможем им.       |  
  |   3. Минутка чистописания.    - Запрос первый. Уточнение написания букв Ш,ш.  -Вам нужно написать буквы Ш, ш и предложения с этими буквами. В синем небе плыл шарик. Пес Шарик стал моим верным другом.   |  
  |   Запрос 2. Почему слово шарик пишется с большой и маленькой буквы? И как определить падеж и род имен прилагательных?   |  
  |   4. Коллективное обсуждение написания слова «шарик»: Почему слово записано с маленькой и заглавной буквы? В каком случае это слово будем писать всегда с большой буквы? А в каком случае с большой и с маленькой?   |    4. Самостоятельная работа. Определить падежи имён прилагательных, выделить окончания, определить род прилагательных. ( Учащиеся выполняют задание индивидуально).   |  
  |   Запрос 3. Какое правило правописания слов с заглавной буквы существует? Меняются ли окончания имен прилагательных в зависимости от падежа?   |  
  |   5. Самостоятельная работа.    Заполнить карточки и сформулировать правило о написании слов с заглавной буквы.  (Учащиеся выполняют задание индивидуально).  Карточка. имя: отчество: фамилия: кошка: город: село: улица: река:   |    5. Формулировка темы и цели урока.  - Сформулируйте цель нашего урока.  (Будем учиться правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах).  Учащиеся выполняют задание:    -надёжный, хороший товарищ   -весёлое, зимнее утро  (поставить словосочетания в творительный и предложный падежи, выделить окончания прилагательных, сравнить выполнение задания в парах, сформулировать правило о написании окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах, определить способ проверки окончаний).   |  
  |   6. Проверка задания второклассников в разновозрастных парах.  Вывод правила о написании слов с заглавной буквы.  Формулирование правила по опоре  Имена, отчества, фамилии  Клички животных  Названия городов, деревень, улиц, рек   |  
  |   Запрос 4. А этот запрос только для 4 класса. Какое существует правило правописания окончаний имен прилагательных?   |  
  |   7.Самостоятельная работа.    Выполнение упражнения 241 ( Русский язык, учебник для 2 класса, автор Т.Г.Рамзаева)       |    7.Формулирование правила по опоре:     (У имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже пишутся окончания -ым,-им. Проверяем по окончанию вопроса каким?  У имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже пишутся окончания -ом, -ем. Проверяем по окончанию вопроса о каком?)  -Правильно ли написали окончания прилагательных в предложениях? Докажите.   |  
  |   8. Физкультминутка.    Дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу со словами:  - Ровным кругом  Друг за другом  Мы идём за шагом шаг.  Что Савелий нам покажет,    Будем делать точно так.  По команде одного из учеников выполняют задания.   |  
  |   9. Коллективная работа.  Прочитать предложения с доски. 4 класс вставляет и объясняет правописание окончаний, а второй класс выбирает нужное слово. Предложения нужно записать.  -Дети любовались в саду красив… (Розой, розой).  - Мы с маленьк…(Сережкой, сережкой) играли в футбол.   |  
  |   Запрос 5. Запрос только для учеников 2 класса. Как правильно пишется название вашей планеты земля или Земля?   |  
  |   - Повторение правила о написании слов с заглавной буквы.  - Составить и записать предложение со словами земля, Земля.  - Чтение предложений.   |    10. Самостоятельная работа.    Выполнение упражнения 306 (Русский язык, учебник для 4 класса, автор Т.Г.Рамзаева)       |  
  |   11. Итог урока.    - Гости наши прилетели к нам в школу. Расскажите им, как прошел ваш урок сегодня. Что вам понравилось, что было трудным? Чтобы вы хотели пожелать нашим гостям? А друг другу?   |