Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому языку "Гласные после шипящих. Буквосочетания ЖИ-ШИ" »
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Малый Толкай.
Утверждаю
директор школы Прохорова В. И.
______________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
по русскому языку во 2 классе
Тема: Гласные после шипящих. Буквосочетания ЖИ-ШИ.
Составила и провела учитель:
Аслгареева Т. В.
____________________
2014-2015 уч. год.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
по русскому языку во 2 классе
Тема: Гласные после шипящих. Буквосочетания ЖИ-ШИ.
Цель урока:закрепить знания и отработать навык правописания сочетаний ЖИ-ШИ.
Задачи:
обучающие:
- закрепить знания детей о шипящих звуках [ж],[ш]; закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши;
развивающие:
- развивать связную речь учащихся путем построения полных ответов на вопросы, составления предложений;
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Направления коррекционной работы.
I.
Организационный момент.
Речевка.
Долгожданный дан звонок.
Все на месте? Все в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Начинается урок.
Произносит речевку.
Проговаривают слова – речевку урока.
II
Сообщение темы урока, целей.
- Какое сегодня число? День недели? Время года? Что в народе говорят про месяц декабрь? Как вы это понимаете? Какой праздник приближается?
- Кто на празднике самый главный, кого ждем больше всего? Давайте покажем дедушке Морозу, что умеем делать, чему научились. А говорить мы будем о согласных Ш и Ж, слогах ЖИ и ШИ, о правописании слов со слогами ЖИ и ШИ.
Для начала – разминка. Я буду задавать вопросы – ответьте на них быстро и полным ответом.
Развитие умения логически правильно строить высказывание.
Развитие умения отвечать полным ответом.
III
Минута чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Произносит слова, показывает движения.
Учащиеся повторяют движения и слова.
Развитие мелкой моторики пальцев.
Минутка красивого письма.
- Дедушка Мороз любит разукрасить окна узорами. Давайте и мы сплетем из букв зимнее кружево. Из каких букв оно? Произнесем звук Ш, Ж. Что знаете об этих звуках?
- Посмотрите еще раз правильное написание строчных букв Ж и Ш. напишите одну строчку букву Ж и одну – букву Ш.
Слайд №3.
Показывает образец, спрашивает, контролирует.
Контролирует, исправляет, оценивает работу.
Дети наблюдают, анализируют, находят буквы в узоре, характеризуют звуки.
Наблюдают. Пишут в тетради по образцу.
Развитие мелкой моторики , формирование каллиграфического письма.
IV
Работа по теме.
Актуализация знаний.
Игра «Услышь звук»
- Я буду называть слова со звуками Ж и Ш. если вы услышите звук Ж – хлопните в ладоши, звук Ш – прошипите:
Шуба, жук, камыш, лужа, шашки, жираф, кошка
Называет слова, контролирует, делает вывод.
Дети, в зависимости от того, что слышат, хлопают в ладоши или шипят.
Развитие фонематического слуха, внимание.
2. Работа с загадками.
- Теперь мы покажем Деду Морозу, как умеем писать сочетания ЖИ-ШИ. Давайте повторим, какую гласную надо писать после звуков Ш и Ж?
- Я загадаю вам загадки, отгадки запишите в тетрадях.
1. Мы – проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
А в снег – бежим,
Уж такой у нас режим.
- Что это? (лыжи)
- Какой звук слышим после Ж? Какую букву напишем?
2. Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
- Что это? (машина)
- Какой звук слышим после Ж?
- Какую букву напишем?
3. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъемный. Только это кран живой С настоящей головой. - Что это? (Жираф)
- Какой звук слышим после Ж? Какую букву напишем?
(Жираф)
Слайд №4.
Слайд №5.
Слайд №6.
Спрашивает, контролирует.
Вспоминают, называют гласную.
Учащиеся отгадывают загадки, объясняют написание слова, затем записывают в тетрадь слова-отгадки, подчеркивают жи-ши.
Развитие концентрации, переключения, распределения внимания.
Вывод.
- Какую гласную букву будем писать в сочетаниях жи-ши?
- Какое вы знаете правило? «ЖИ-ШИ пиши с буквой И»
- Молодцы!
№ 5. Жи-ши.
Спрашивает, исправляет, оценивает работу.
Работают с ЭОР. Проговаривают правило.
Развитие умения логически правильно строить высказывание.
Физминутка
Игра «Запрещенное движение»
- Я буду показывать различные движения, которые нужно точно повторять за мной. Но одно движение повторять запрещено! Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ваша задача — не ошибиться и не повторить за мной запрещенное движение.
Показывает движения.
Дети следят за руками педагога и повторяют простые движения.
Развитие общей моторики. Развитие внимания.
Зрительный диктант.
- Дедушка Мороз доволен вашей работой и хочет посмотреть, кто из вас умеет внимательно слушать, смотреть и правильно писать. Напишем маленький диктант.
У Маши жил кот.
- Как отмечено начало предложения?
- Почему слово «Маша» написано с большой буквы? Сколько слов в предложении? Назовите первое, второе, третье слово в предложении?
-Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова «Маша» и «жил»?
Слайд №6.
Спрашивает, контролирует.
Дети читают, находят и объясняют орфограмму. Потом пишут под диктовку предложение
Развитие зрительного восприятия, орфографической зоркости.
Развитие умения применять в работе ранее полученные правила.
5. Работа с сигнальными карточками «Докончи слово»
- Поднялась метель, закружились в воздухе снежинки, закрыли в словах слоги ЖИ-ШИ. Нужно вставить их в слова.
МЫ… ЭТА….
НО…. ГРУ….
ЛУ…. ТИ…..НА
КРЫ… КА……
- Запишите в тетрадь получившиеся слова, подчеркните орфограммы. Потом проверьте друг у друга.
Слайд№7
Объясняет задание, контролирует.
Дети поднимают соответствующие карточки ЖИ или ШИ, проговаривают получившееся слово, объясняют написание жи-ши. Затем записывают получившиеся слова.
Развитие зрительного восприятия, умения контролировать себя при помощи усвоенного правила
V
Работа по учебнику. Д.омашнее задание
- Теперь вы легко справитесь с упражнением 5 на стр. 9. Какие буквы вы вставите? (проверка по слайдам)
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ,
С буквой И всегда пиши.
Слайд №8-11
Объясняет задание.
Дети сначала проговаривают слова с орфограммами, объясняют.
Развитие фонематического восприятия, орфографической зоркости..
.
VI
Подведение итогов. Рефлексия.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Как пишутся слоги с ЖИ-ШИ?
- Какие задания вам больше всего понравились? Показались трудными?
- Вы были очень дружными сегодня, и Дед Мороз благодарит вас.
Контролирует ответы.
Ответы детей.
Анализируют работу.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
5. Коллекция Текст с иллюстрацией http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf
Вконтакте
Одноклассники
Facebook
Twitter
1
ФИО
Погребняк Елена Анатольевна
2
Место работы
МКОУ «СОШ № 2» г. Калачинск
3
Должность
Учитель начальных классов
4
Предмет
Русский язык
5
Класс
3
6
Тема и номер урока в теме
Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова ( 14 урок)
7
Базовый учебник
Русский язык. 3 класс. Авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
8
Цель и задачи урока
Цель: повторитьправописание непроизносимых согласных в корне слова
Задачи:
-воспитывать умение работать в группах, анализировать - дать представление об орфограмме «Непроизносимая согласная» -развивать внимание, память
9
Тип урока
обобщение изученного.
10
Формы работы учащихся
индивидуальные, фронтальные, групповые.
11
Необходимое техническое оборудование
мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Структура и ход урока:
Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова ______________________________________
(Тема урока)
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Организационный момент.
Приветствует учащихся; настраивает на работу
Проверяют готовность к уроку. Проговаривают слова – девиз урока
До 2 мин
Минутка чистописания
Правописание строчных букв
Демонстрирует учащимся сочетания стн ств здн рдц
Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу.
Просит подумать. -- Почему при произношении слов с такими сочетаниями исчезают отдельные звуки?
Наблюдают как непроизносимые согласные убегают из слов (солнце, праздник, лестница).
Создание проблемной ситуации
3.Непроизносимые согласные.
- В каких словах встречаются такие сочетания?
Отгадывают загадки.
До 5 мин
Постановка цели урока
Предлагает учащимся задания на развитие орфографической зоркости и умение находить в словах непроизносимые согласные.
Анализируют записанные слова, доказывают, что все они имеют непроизносимые согласные.
Ученики составляют правило о непроизносимых согласных и как их проверять.
До 10 минут.
Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.
4.Непроизносимые согласные.
Организует работу в группах.
Повторяют правило как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком. Вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова.
До 15 мин.
Рефлексия
Подвести итоги достигну
того на уроке каждым учеником.
Учитель предлагает подвести итоги в виде рефлексии. Анализирует и оценивает успешность достижения целей, определяет работу с теми, кто имеет затруднения.
Ребята оценивают свои достижения одним предложением, предложенным учителем:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-я почувствовал, что…
-я приобрел…
-я научился…
-у меня получилось
-я смог…
-урок дал мне для жизни
-мне захотелось
До 10 минут
Приложение к плану-конспекту урока
Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова _____________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Цели: умение писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, развитие речи детей, увеличение словарного запаса, воспитание усидчивости, самостоятельности.
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
-Хотите узнать куда? Для этого нам нужно решить кроссворд.(СЛАЙД 2)
-Какие орфограммы встречаются в этих словах?
-Что вы можете сказать про согласные буквы?
(Ж-Ш – твердые, шипящие.
Ч-Щ – мягкие, шипящие)
-Мы сегодня отправимся в Страну Шипящих. Где повторим правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.А на чем же мы поедем? Какое слово получилось по вертикали? (ПОЕЗД)(СЛАЙД 3)
- Вы готовы отправиться?
-Но прежде чем сесть в поезд, без чего нас в поезд не пустят?(Без билета)
- Конечно. Я подготовила вам билеты. (Помощники раздают). Но они не простые. Мы в них будем записывать все, что с нами будет происходить во время путешествия.
- А вы знаете правила поведения на железной дороге?(СЛАЙД 4)
( - Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам. - Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки! - Не заскакивайте в вагон отходящего поезда. - Не выходите из вагона до полной остановки поезда. - Не играйте на платформах и путях! - Не высовывайтесь из окон на ходу. - Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы. - Не ходите на путях. - На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку. - Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу! - Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров. - Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.)
2. Минутка чистописания.
-Начнем урок с минутки чистописания. Прописываем букву Пп, на второй строчке слово поезд.(СЛАЙД 5)
3. Работа по теме урока.
1 станция – ЖИШИНО.(СЛАЙД 6)
- К нам хотят присоединится кое-какие пассажиры. Запишите их. Подчеркните орфограммы.
2 станция – ЧАЩИНО (СЛАЙД 7)
-Напиши действия. Подчеркни орфограммы.
3 станция – ЗЯРЯДКИНО (физкультминутка)(СЛАЙД 8-10)
- Давайте подышим свежим воздухом и немного отдохнем
4 станция – ЩУКИНО (СЛАЙД 11)
- Допиши слоги. Подчеркни орфограмму.
4. Закрепление
5 станция – КОНЕЧНАЯ
(СЛАЙД 12) (Устно, только на доске)
- Нужно заменить антонимами.
- А что такое антоним?
(СЛАЙД 13) Текст «Роща»
-Дописать слоги.
5 Самостоятельная работа.(СЛАЙД 14)
-Исправь ошибки.
6.Итог урока.
Давайте еще раз повторим.
В сочетаниях жи - ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у.
-Что интересного было на уроке?
- Как вы оцените свою работу?
7.Рефлексия.
- С каким настроением вы уходите с урока?
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Титова Елена Алексеевна
Место работы
МОАУ средняя школа №27
Должность
учитель
Предмет
Русский язык
Класс
2
Тема и номер урока в теме
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Урок 4.
Базовый учебник
Канакина В.П.
8. Цель урока:закрепить знания и отработать навык правописания гласных И,А,У после шипящих Ж,Ш,Ч,Щ в сочетаниях ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
9. Задачи:
обучающие:
- учиться правильно писать слова с данными сочетаниями
развивающие:
создать условия для развития:
- связной речи учащихся путем построения полных ответов на вопросы, составление предложений;
- аналитико-синтетической деятельности через установление причинно-следственных связей;
- внимания через формирование его устойчивости, концентрации, переключения при выполнении различных упражнений.
воспитательные:
создать условия для развития:
- коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга) через различные формы организации познавательной деятельности.