Теперь каждый сам себя проверьте. Подчеркните непроверяемые гланные и поставьте ударение.
У кого не было ни одной ошибки "5", у кого была 1 ошибка, поставьте на полях себе оценку "4", у кого 2 ошибки "3".
(слайд 2)
- Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами слово столица.
- Что обозначает слово столица? ( самый главный город страны).
- Дети, составьте и запишите с ним предложение. Назовите в нем страну, в которой живете и ее столицу.
- Какие будем использовать правила письма при записи предложения?
____________ _____________ - ____________.
Столица России - Москва.
- Что обозначает каждая часть схемы? (1 - начало предложения, 2 - название страны, 3 - название города).
- Ребята, как называется главная площадь нашей страны? (Красная площадь)
(слайд 3)
Посмотрите на доску (иллюстрации г. Москвы, Красной площади)
Формирование новых знаний
Откройте учебники на стр. 99, найдите упражнение 568,569. Откройте печатные тетради, найдите эти упражнения. Прочитайте текст и озаглавьте его.
Давайте теперь схематически покажем путь, который прошло слово столица.
стлать - стол - стольный - столица.
Физкультминутка
Мы топаем ногами
Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками
Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой (вправо, влево).
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И повернем кругом.
- Молодцы! Садитесь.
Найдите в учебниках упражнение 570 на стр. 99
- Об истории, каких известных тебе слов другой рассказ?
- Давайте прочитаем этот рассказ.
Вынесите эти слова в заголовок. Спишите весь текст, решая орфографические задачи, отмечая все орфограммы и обозначая границы предложений там, где это не сделано. Написание некоторых слов обязательно смотри в орфографическом словаре.
Об истории слов, месяц.
Почему год разделяется на двенадцать месяцев? Причина этому - луна.
Наше русское название луны - месяц. За год месяц обходит вокруг Земли двенадцать раз. Вот и объяснение двенадцати месяцев.
Месяцы делятся на недели. В старину неделей показывали день отдыха, а потом так стали называть все семь дней.
- Из скольки частей состоит текст? (3) Как они выделены? (отступом)
- О чем говорится в каждой части?
- Сумеете ли вы дома рассказать истории слов: месяц, неделя?
Попробуйте дома родителям рассказать эти истории.
Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какой город является столицей нашей страны? (Москва)
- Какое русское название у луны? (месяц)
Домашнее задание
Откройте дневники, запишите Д/з упр. 571 стр.100
Выставление оценок с комментированием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
а) Проверка Д/з. 3 163
Закрепление полученных знаний (20 мин.)
а) Упражнение 164,165
Физкультминутка (1 мин.)
Упражнение 167 (10 мин.)
Итог урока (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Выставление оценок с комментированием (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Жанна Александровна. Урок русского языка сегодня проведу у вас я. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Актуализация опорных знаний
- Ребята, какие жанры речи вы знаете? (инструкция, письмо, записка, этюд, загадка, дневник, объявление)
- О каком жанре русской речи вы говорили на прошлом уроке? (о жанре – объявления)
- Что такое объявление?
Объявление – это деловой текст, в котором кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить.
Сведения в объявлении, какими должны быть? (полными, точными, но без лишних деталей).
Проверка домашнего задания
Вам на дом было дано 163 упражнение. Вам нужно было добавить сведения в объявление, списать текст, отмечая все орфограммы. У кого какие получились объявления?
Закрепление полученных знаний
- Сегодня мы продолжим работу над этим жанром.
Откройте учебники на с. 80. Найдите упражнение 164. Прочитайте задание.
- Ребята, как называется этот жанр русской речи? (объявление0
- Все ли необходимые сведения в ней есть?
- Чего в ней не хватает?
- Какие дополнения в текст надо внести?
- Почему они нужны
- Составьте и запишите более полное объявление с просьбой вернуть Дружка.
- У кого какие получились объявления? (2 -3 ученика)
Следующее упражнение 165
Серьезное ли объявление поместил Виталий Бианки в свою книгу «Лесная газета»? (да, серьёзное, потому что для зверей это важно, это жизнь).
Просим (не) тревожить
Мы приготовили себе теплые зимние жилища и ложимся спать до весны. Мы вас (не) трогаем, и вы дайте отдохнуть спокойно.
Медведь. Барсук. Летучие мыши.
- Давайте разберем орфограммы
- Представьте, что похожее объявление решили повесить в лесу заботливые люди. Как они должны были бы изменить текст? Запишите новое объявление.
Просьба не тревожить зверей.Запрещается тревожить зверей.
Физкультминутка
Раз – подняться. Потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Упражнение 166. Откройте тетради на печатной основе.
Исправь недостатки, которые увидишь.
Ребята, посмотрите внимательно, что это? (объявление)
- А можно ли объявление писать с ошибками? Давайте исправим ошибки.
Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей (не указано, каких он хочет себе друзей). С предложениями обращаться по адресу: Большая Пирожная, дом 15. корп. ы. Звонить три с половиной раза (не бывает 3,5 раза).
-Какие части речи – имена использовал Гена? (существительные, прилагательные)
- Запишите подчеркнутое слово в начальной форме. О какой особенности строения и изменения таких слов ты знаешь? (при склонении изменяется каждая часть слова).
Следующее упражнение 167.
- Прочитайте объявления, которые ребята увидели у себя в школах. Чем они похожи, а чем различаются? (одинаковый смысл, по эмоциональной окраске разные – форма выражения этого смысла разная).
Внимание!
Сегодня после уроков состоится концерт учеников нашей школы. Приглашаем всех желающих.
Всем! Всем! Всем!
Сегодня после уроков – концерт учеников нашей школы! Приходите! Не пожалеете!
- Какое объявление тебя больше привлекло бы? Но какие недостатки есть в том и в другом? (не хватает сведений)
- Какие сведения нужно добавить? (место действия и время действия).
- Улучши то объявление, которое тебе больше понравилось, запиши его.
Когда? Где?
Прочитайте объявления, которые получились у вас.
Итог урока
- О каком жанре речи мы сегодня говорили? (о жанре – объявление)
- Когда им пользуются люди? (когда хотят сообщить что, где, когда произошло или будет происходить)
- Каким требованиям должен отвечать текст? (сведения в объявлении должны быть полными, точными, но без лишних деталей)
Домашнее задание. Откройте дневники, запишите Д/з. с. 82 упражнение 169.
Выставление оценок с комментированием.
Балейский филиал государственного профессионального образовательного учреждения "Читинский педагогический колледж"