kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Подземные богатства Донбасса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале учитель подробно излагает план проведения урока, дает исчерпывающую информацию о полезных ископаемых родного края Донбасса с опорой на предварительные знания вообще о богатствах природы Донбасса. В конспекте представлен методический инструментарий в проведении данного урока и разнообразные формы и приемы : групповая работа, предполагаюшая проектную технологию, познавательные игры, викторины. Итогом работы на уроке стало составление таблиц коллективно по отдельным полезным ископаемым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Подземные богатства Донбасса"»

Урок по окружающему миру в 4 классе.


Тема: Наши подземные богатства.

Цели:

  1. Образовательные: познакомить с полезными ископаемыми, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

  2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности полезных ископаемых на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

  3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Оборудование:

  1. Образцы полезных ископаемых.

  2. Учебники «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть.

Ход урока:


I. Организационный момент (психологический настрой).

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит вас!

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Учитель: желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.


II. Актуализация знаний для изучения нового материала. Постановка проблемы.

Учитель: Что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которые необходимы всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и дом.

Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы, о которых мы говорили на прошлом уроке?

Ученик: Реки и озера.

Учитель: Что объединяет эти водоемы?

Ученик: Все они пресные, естественные.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

III. Проблемная ситуация.

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

(Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те, которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняный кувшин, школьный мел, мыло, торфяной горшочек, кирпич, таблетки активированного угля, стакан игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары.

Ученик: Они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученик: Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученик: Из полезных ископаемых.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученик: Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе.

Учитель: Тема нашего урока «Наши подземные богатства».


IV. Усвоение новых знаний.

Учитель: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, - это полезные ископаемые. некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве: песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. Поваренную соль люди используют в пищу.

Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах. Каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану с.159:

- Название полезного ископаемого.

- Его свойства.

- Где используют.

- Какие предметы изготовлены из данного полезного ископаемого.

Каждая группа заполняет карточки.







Название

Основные свойства

Использование

Товар, изготовленный из данного ископаемого

Гранит




Известняк




Природный газ




Торф




Нефть




Железная руда






У каждой группы образец полезного ископаемого.

Учитель дополняет ответы учащихся.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк используют в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Название произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно. Она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Природный газ – это бесцветное вещество, легче воздуха. Он залегает вместе с нефтью под землей, поэтому его называют попутным. Природный газ используют как топливо на заводах, электростанциях, в котельных, в быту.

Торф добывают на болотах, он образовался из остатков растений. Он легче воды, хорошо впитывает влагу. Его употребляют в сельском хозяйстве. Он служит подстилкой для животных, он убивает болезнетворные бактерии, это хорошее удобрение.

Учитель: Какие полезные ископаемые мы еще не исследовали?

Учащиеся: Песок и глину.

Учитель: Давайте исследуем их, и результаты исследований запишем в таблицу на отдельных листочках, которые у вас на партах.


Название

Свойства

Где используют

Глина

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая.

Кирпичи, посуда

Песок

Сыпучие крупинки желтого цвета.

Строительство, дороги, стекло


Итог по практической работе.


V. Закрепление знаний.

Работаем со статьей на с. 118 «Охрана подземных богатств».

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

- Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

- Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземные богатства земли бесценны, поэтому необходимо использовать их очень экономно и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали, узнали много нового, обобщили изученные знания.


VI. Выставление отметок.

- Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.

- Понравился ли вам урок? Чем?


VII. Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169.

2)У меня на столе остались таблетки активированного угля. Какое полезное ископаемое используют для изготовления этих таблеток?

Ученик: уголь.

Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.

Урок окончен.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Подземные богатства Донбасса"

Автор: Поршнева Любовь Ивановна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства