- А путешествовать нам поможет историческая лента времени. | | |
- Итак, первый пункт перемещения – IV-III тысячелетие до нашей эры, т.е. более 5000 лет назад | | |
Открытие новых знаний |
а). Знакомство с пиктограммами. |
«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.» Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма – «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. - Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать? - А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? | Здесь охотился на быков и отдыхал. Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке. | Цель: формировать представление о появлении письменности, проводить работу над лексическим значением слов УУД: регулятивные, познаватель-ные |
б). Расшифровка пиктографического письма. |
а) У.- Вот такое пиктографическое письмо составлено для вас. | | Цель: Развитие умения применять новые знания УУД: регулятивные, познаватель-ные, коммуника-тивные, личностные |
в). Работа в группах маршрутный лист № 1. |
- Итак, повернитесь друг к другу, образуйте четверки и попробуйте расшифровать эту пиктограмму. | | |
б) Проверка | У Вани есть книга о паровозах. | |
У. – Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному? | Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно. | |
У. – Письмо это, конечно, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. | | |
г). Работа с учебником |
- Откройте учебник на стр.60 и прочитайте вывод У. – Но тем не менее отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор. - Где в современной жизни встречаются пиктограммы? - Знакомы эти знаки? | Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д. Да. | Цель: развивать умение выполнять задания по учебнику УУД: регулятивные, познаватель-ные |
д). Рефлексия. |
Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита? | Писали с помощью рисунков-пиктограмм | |
е). Возникновение славянской письменности. |
а) У. – по мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век. Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: б) инсценировка | К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? Авт.- Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил: У. – В мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. | Цель: формировать представление о возникно-вении славянской азбуки УДД: регулятивные, познаватель-ные |
У. – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку. | | |
Работа с учебником |
|
- Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр.60 (2 красная строка) | | |
(чтение статьи вслух) |
- Как называлась эта азбука? - Сколько букв входило в неё? - Изменилась ли она сейчас? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его (со слайда) У. – Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я. - Сколько букв в современном русском алфавите? - Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси? | Кириллицей 43 буквы «Мы и сейчас…» 33 буквы. Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы. | |
Рефлексия. Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая проводится праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения». | | |
Динамическая пауза. |
Знакомство с летописями. |
- Продолжаем путешествие по ленте времени и перенесёмся в XII век. «Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье». - Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? У. – писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи. - От каких слов образовалось слово летопись? - Что обозначает слово «лето»? - Что записывали в летописях - Давайте проверим себя, прочитайте ответ на вопрос «Что такое летопись?» со слайда. - Итак, что такое летопись? | Это летописцы. Лето + пиши Год. Записывали происходившие события по годам. Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа. | Цель: формировать у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах. УУД: познаватель-ные, коммуни-кативные, личностные. |
- Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков. У. – Летописи часто называли рукописями. Почему? | Писали вручную. | |
Сообщения детей. |
У. – Как писали на Руси книги расскажут нам ребята. | 1. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью. 2. Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком. Вот с тех времен осталось название перочинный ножичек. 3. В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста. 4. Причем писать было нелегко: нужно было каждую букву писать отдельно, чтобы она не сливалась с предыдущей. Потом листы сшивали «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. 5. Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет», написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – Нестором. | Цель: учить отбирать материал к данной теме. УУД: регулятивные, познаватель-ные |
У. «Повесть временных лет» является главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. О чем только не говорит Нестор в этом труде! О походах и свадьбах, победах и поражениях, о деловых договорах Руси и Константинополя. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории. | | |
(работа в группах) |
У. Возьмите лист №2, внимательно прочитайте 3 вопроса из «Повести временных лет» и попробуйте их перевести на современный язык. - На какие 3 вопроса даёт нам Нестор ответы в этой рукописи? У. - С «Повестью временных лет» более подробно вы познакомитесь в старших классах на уроках литературы. У. – Мы закончили путешествие во времени. Возвращаемся в класс. | 1. Каково начало Русской земли? 2. Кто первым начал княжить в Киеве? 3. Как образовалось Русское государство? (Это история Руси в развитии) | Цель: учить работать с первоисточниками УУД: познаватель-ные, регулятивные, коммуника-тивные |
Проверка знаний учащихся. |
- А сейчас мы ответим на вопросы мини-теста. Ответы будете записывать пиктограммами, в строчку. Возьмите листочки, попишите их. | | Цель: контроль предметных умений |
Взаимопроверка. |
Обменяйтесь с соседом листочками и приготовьтесь к проверке. Встаньте, у кого нет ошибок. 1-2 ошибки 3 ошибки более 3 ошибок | | |
Итог |
- Ребята, задайте каждый себе вопрос: что нового я открыл для себя на уроке? - Можете ли вы представить современную жизнь без образования, воспитания, культурных ценностей. У. – Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог – слова, из слов – предложения. И теперь мы пишем книги, читаем их и узнаем из них много интересного. В Ленинградской области 2013 год объявлен годом Духовной и нравственной культуры. | 2-3 ответа. Конечно, нет. Чем больше в стране образованных людей, тем лучше развивается экономика, техника. В образованном обществе совершается больше научных открытий, совершенствуется система обучения, высокий уровень медицины. Каждый образованный человек должен знать культуру и историю своей страны. | Цель: обобщение, формулировка вывода, самооценка УДД: регулятивные, личностные, коммуника-тивные |
| | |
Выставка книг. |
- Ещё больше информации о возникновении летописи на Руси вы сможете узнать из этих книг: Энциклопедия «Я познаю мир» (история) «Энциклопедия для детей» издательство «Аванта» Барков А.С. «Откуда пришла книга» Кублицкий Г.И. «Письмо шло пять тысячелетий». Москва. «Малыш». 1991 г. Они есть в нашей школьной библиотеке. | | Цель: формировать познаватель-ный интерес к историческим материалам. УДД: личностные, познаватель-ные |
Рефлексия. |
- Возьмите кружочки. Оцените свою работу на уроке. Ж – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями. З – Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам. К – Мне ещё трудно. | Цель: учить самостоятель-но оценивать успех в учебной деятельности. |
| | |
Спасибо за урок. | | |