Психологический настрой. -Здравствуйте, ребята! Урок познания мира. Чтобы урок был увлекательным и интересным, нужно создать хорошую атмосферу. - Посмотрите на наше звёздное небо. Здесь находятся знаки Зодиака, т. е. созвездия звёзд. И начнём мы с первого знака Зодиака- овны. -Я предлагаю всем, кто родился под этим знаком выйти к доске, взять свою звёздочку, написать имя и приклеить на место своего Зодиака. -Ребята, у нас получилось вот такое звёздное небо и мы узнали, кто под каким созвездием родился. Знаки Зодиака все разные, имеют свои отличительные особенности, но для гармонии и целостности важен каждый знак. Так и люди все разные, но каждый из нас уникален и мнение и участие каждого важно, иначе результат не будет полноценным. ВИДЕО - Ребята, определите тему урока. - Попробуйте сформулировать цель урока. - Сей час , ребята, мы посмотрим на мир глазами астрономов. - Давайте выясним, кто такие астрономы и что такое астрономия. 1 уч. - Слово астрономия происходит от двух греческих слов: « астрон» - звезда и «номос» - закон. Ожегов в своём словаре даёт такое толкование: Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах, и о вселенной в целом. Астроном – специалист по астрономии. - Ребята, астрономия самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо. Например : в Испании на стенах пещеры были найдены рисунки созвездий. - Много веков назад жили в разное время такие выдающиеся астрономы как Птолемей и Николай Коперник. ( схемы) - Это мир по Птолемею, так он на схеме изобразил нашу Солнечную систему. - А это мир по Копернику. - Что вас удивило? Что интересного заметили? (Птолемей думал, что Солнце вращается вокруг Земли и все другие планеты. А Коперник думал, что Земля с другими планетами вращается вокруг Солнца.) - Какой возникает вопрос? - Кто из учёных прав? ( Прав Коперник, потому что мы знаем это из учебников …) - А почему Птолемей изобразил такую схему? ( Картину мира Птолемея видим мы, находящиеся на Земле. Нам кажется, что Земля неподвижная и Солнце и планеты вращаются вокруг неё.) Галилео Галилей – первый астроном , который использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Ребята, но не только Земля вращается вокруг Солнца, но ещё и 8 планет… ВИДЕО(2 мин.) Солнечная система. Какой сделаем вывод? (Коперник прав!) Физминутка. - Ребята, человек всегда стремился исследовать космос. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно- технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звёздами, но человек всегда мечтал полететь к звёздам и исследовать космос. - Группа детей приготовила к уроку свои проектные работы по нашей теме, послушаем интересную информацию. 1уч. Искусственные спутники. 4 октября 1957 года у нашей земли появился первый спутник, который создали советские ученые. Он был запущен с космодрома Байконур. Спутники следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звезды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники – разведчики. 2уч. Животные – космонавты. Первыми космонавтами – разведчиками были собаки, кошки, насекомые и даже микробы. Первая мышка – космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они появились от космических лучей. Но мышка вернулась живой. 3уч. Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полета. Она должна весить 4-6 кг, ей должно быть 2-3 года. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Дворняжки лучше подходили для космических полетов. Их каждый день тренировали. 3 ноября 1959 года собака Лайка умчалась в космос. 4уч. Первый космонавт. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русские!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин, 108 минут длился первый полет. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся живым и здоровым. 5 уч. Высадка на Луну. 20 июля 1969 года аполлон-11 прилунился в Море Спокойствия. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин совершили первую в истории человечества высадку на Луну. Ступив на поверхность Луны он произнёс: Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачек для человечества. В ходе экспедиции собранно 21,7 кг лунных пород. 6.уч. Космическая орбитальная станция. У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. 7уч. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями, и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли и Центра управления. - Ребята, посмотрите, это первые казахстанские космонавты Аубакиров и Мусабаев. - Американский марсоход на Марсе. Американское космическое агентство опубликовало новые фотографии поверхности «Красной» планеты. Они были сделаны марсоходом «Опортьюнити» при помощи специальной панорамной камеры. Работа по учебнику. стр.107, - Прочитать о Марсе (отрывок). - Ребята, кто знает, что произошло 15 февраля 2013 года? (Пролетел метеорит) ВИДЕО Челябинск 2 минуты. 15 февраля метеорит (Болид) на скорости 64 тысячи километров в час вошел в атмосферу Земли и взорвался на высоте 19-24 километров. Видели страшный шлейф в Челябинской, Свердловской, Тюменской областях, а также в Казахстане. Мощность взрыва составляла в 20 раз больше ядерной бомбы Хиросимы. От метеорита пострадали около 1200 человек, во многих домах выбило стекла. Осколки метеорита искали в озере Чебаркуль. Были найдены небольшие осколки, которые сейчас ученые изучают. Эти события, еще раз подтверждают, что нужно серьёзно исследовать космос, чтобы не было вот таких сюрпризов! Игра – «Эрудит» соревнование. - Самостоятельная работа по группам. Какая группа быстрей выполнит работу, та и победит. - Соедините слово с его значением. Работа в группах . (3 группы, 3 листа) Космонавтика | от латинского «orbita» - колея, путь. | Космодром | человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте. | Космический корабль | комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей | Космонавт | застеклённое непроницаемое окно на корабле. | Скафандр | индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных. | Иллюминатор | космический аппарат для полёта человека в космос. | Невесомость | пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите. | Орбита | отрасль науки для исследования и освоения космического пространства | Орбитальная станция | состояние, при котором отсутствует сила притяжения. | Проверка. - Тест по закреплению темы. - Ответьте на вопросы и обведите буквы с правильным ответом. Тест 1.Кто был первым космонавтом? з) Ю.А. Гагарин а) А. Леонов р) В.В. Терешкова 2 В каком году стартовал первый искусственный спутник? к) 1954 год е) 1957 год д) 1954 год 3..Как назывался первый космический корабль? в) «Мир» и) «Союз» м) «Восток» 4. В каком году человек впервые полетел в космос? н) 1951 год л) 1961 год д) 1957 год 5. Кто из учёных прав? с) мир по Птолемею я) мир по Копернику Проверка. Если правильно ответили на вопросы, то у вас получается слово ЗЕМЛЯ. …К неведомым звёздам настанет черёд Умчаться с Земли звездолётам, Но, к цели пробившись, закончив полёт, Вновь взгляд устремят космонавты вперёд И спросят упрямо: а что там? таблички стр. 106-108, пересказ. найти дополнительную информацию по теме |