kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических норм поведения, сформировать умение применять их, научить сопоставлять добро и зло. Развивать умение "входить в положение других людей", лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека" »

Тема: Этика – наука о нравственной жизни человека. 

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

 - сформировать умение применять их;

-  научить сопоставлять добро и зло;

Воспитательные:

-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Игра «Угадай слово»

  3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

  1. Изучение нового материала.

1.Работа в парах (как нужно было поступить в этой ситуации?)

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

2. Проблемное задание.

- как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

3. Проверка предположений

- Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны;

- работа с учебником (страница 4).

-слово учителя.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

  1. Работа с учебником

- найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки?

-работа над понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;

5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Прочитай афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

6. Игра.

- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)

  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

  • Перебивать старших…(невежливо)

  • Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

  • Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

7.Работа с пословицей. Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

—Зачем тебе это?— спросил мастер.

—Хочу стать сильным и непобедимым.

—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

—Почему?

—Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

  • Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

  • Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?

  1. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

2.Дополни определение Этики недостающими словами.

Этика – это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с точки зрения представлений о _________________ и __________________

VI. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?

VII Рефлексия. Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую… Меня удивило…

Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека"

Автор: Русакова Оксана Ивановна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства