конспект урока по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека"
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека"
Цель: познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических норм поведения, сформировать умение применять их, научить сопоставлять добро и зло. Развивать умение "входить в положение других людей", лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по ОРКСЭ на тему "Этика - наука о нравственной жизни человека" »
Тема: Этика – наука о нравственной жизни человека.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомитьдетей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;
- сформировать умение применять их;
- научить сопоставлять добро и зло;
Воспитательные:
-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
Развивающие:
- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения
- развивать память;
- развивать умения преодолевать трудности;
- развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Задачи:
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Оборудование:
эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш
Тип урока:
комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Игра «Угадай слово»
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.
Изучение нового материала.
1.Работа в парах (как нужно было поступить в этой ситуации?)
В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.
Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.
Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:
Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?
2. Проблемное задание.
- как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.
3. Проверка предположений
- Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны;
- работа с учебником (страница 4).
-слово учителя.
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Работа с учебником
- найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки?
-работа над понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;
5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Прочитай афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.
Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
6. Игра.
- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
Перебивать старших…(невежливо)
Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
7.Работа с пословицей. Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).
В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.
Притча о доброте и вежливости
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.
—Зачем тебе это?— спросил мастер.
—Хочу стать сильным и непобедимым.
—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
—Почему?
—Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.
—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.
—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.
Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.
Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?
Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
2.Дополни определение Этики недостающими словами.
Этика – это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с точки зрения представлений о _________________ и __________________
VI. Итог урока.
- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?