kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме:": Обобщающий урок. История Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме «Обобщение, систематизация и проверка  предметных и метапредметных знаний и умений» по программе УМК «Гармония» под редакцией О.Т. Поглазовой направлен на обобщение знаний и умений по изученному разделу «Важнейшие события XX в.в истории Отечества», на развитие умений анализировать и оценивать изученное, знание основных событий в истории своего государства, происходивших в XX в., умение соотносить событие, дату и век, умение восстанавливать хронологическую последовательность событий.

     Ведущие методы урока – словесный, частично-поисковый, иллюстративный, эвристический метод (построение четкой системы вопросов).

     Урок направлен на воспитание интереса к познанию окружающего мира, патриотических чувств, уважение к историческому наследию своей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме:": Обобщающий урок. История Отечества" »

Аннотация урока


Урок окружающего мира по теме «Обобщение, систематизация и проверка предметных и метапредметных знаний и умений» по программе УМК «Гармония» под редакцией О.Т. Поглазовой направлен на обобщение знаний и умений по изученному разделу «Важнейшие события XX в.в истории Отечества», на развитие умений анализировать и оценивать изученное, знание основных событий в истории своего государства, происходивших в XX в., умение соотносить событие, дату и век, умение восстанавливать хронологическую последовательность событий.

Ведущие методы урока – словесный, частично-поисковый, иллюстративный, эвристический метод (построение четкой системы вопросов).

Урок направлен на воспитание интереса к познанию окружающего мира, патриотических чувств, уважение к историческому наследию своей страны.

Тема: Обобщающий урок. История Отечества. Проверочная работа №4

Цель: обобщение, систематизация и проверка предметных и метапредметных знаний и умений по изученному разделу «Важнейшие события XX в.в истории Отечества»

Задачи: обобщить знания учащихся, систематизировать и обобщить представления учащихся по истории Отечества, проверить прочность усвоения предметных и метапредметных знаний и умений по изученным разделам; знание основных событий в истории своего государства, происходивших в XX в., умение соотносить событие, дату и век, умение восстанавливать хронологическую последовательность событий.

Развивать наглядно-образное мышление, память, внимание, связную речь, навыки самоконтроля.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, патриотические чувства, уважение к историческому наследию, интерес к учебному предмету.

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Начинаем мы опять по страницам истории шагать.
Чтобы всё понятным стало, потрудиться надо немало.

И не досуг дуть нам на корабль бумажный,

Сегодня у нас в классе урок уж очень важный.

Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

Актуализация изученного

Прежде, чем начать наш урок, давайте вспомним, что такое история?


Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, какая она сейчас

Целеполагание

Мы с вами закончили изучение большого раздела учебника. Как он называется?(Путешествие в прошлое России). Сегодня на уроке мы обобщим сведения об истории нашей родины. Чем они могут быть полезны для вас?

- А начать наш урок я хотела бы с высказывания Александра Христофоровича Бенкендорфа: (СЛАЙД 1)

"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение"

Александр Бенкендорф,

шеф корпуса жандармов

- Как вы понимаете это высказывание? Что Александр Христофорович хотел этим сказать?

- Изучая историю нашей страны, мы неоднократно подтверждали мысль об удивительном прошлом нашей страны. Думаю, наше сегодняшнее обобщение поможет нам убедиться в том, что именно это прошлое лежит в основе будущего страны.

- Чему посвятим урок?

- Какие учебные задачи поставим перед собой на урок?

От нас зависит, каким мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о прошлом и настоящем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь мир, чтобы сохранить его для будущих поколений.




Определение темы, формулирование учебных задач


Систематизация знаний

1. Работа с лентой времени.

1) Давайте вспомним, какие эпохи мы рассматривали, изучая историю? Расположим их в хронологическом порядке. (На доске в столбик расположены названия эпох:

Древний мир 2

Новейшее время 5

Средние века 3

Первобытная эпоха 1

Новое время 4

(Дети располагают их в правильном порядке, отворачиваются даты.)

2) Работа в парах.

На столе у вас лежат листы с определёнными значимыми событиями, происходящими в нашей стране. Вам нужно подумать и изобразить это событие небольшой пиктограммой, т.е. схематически, вспомните дату этого событие и определите его место на ленте истории. (Приложение 2)

Крещение Руси

Основание Москвы Юрием Долгоруким

Ледовое побоище

Куликовская битва

Основание Санкт-Петербурга Петром 1

Открытие Московского университета

Нашествие Наполеона на Россию

Освобождение Москвы ополчением от поляков

Великая Отечественная война

Первый полёт человека в космос

3) Посмотрите на нашу ленту времени. Какие эпохи остались без событий? (Первобытная эпоха и Древний мир)

Значит ли это, что в эти эпохи нашей страны не существовало? (Нет, Первобытная эпоха представлена несколькими стоянками первобытных людей, наиболее древней из которых считается Мысовая стоянка на Южном Урале. Там находят предметы 10-12-тысячелетней давности.)

Что вы можете сказать о жизни славян в Древнем мире?


2. Средневековая Русь.

1) Игра «Историческое лото».

Давайте вспомним основные события, которые происходили в эту эпоху, поиграв в исторического лото. У вас на партах фишки домино: карточки, разделенные пополам. Слева находится ответ на предыдущий, чужой, вопрос, а справа – новый вопрос. (Приложение 1)


2) Игра «Четвертый лишний»

Зачеркните «лишнее» в каждой группе:

1) Перун

Даждьбог

Сварог

Юпитер


2) Рязань

Владимир

Козельск

Москва


3) Долгорукий

Грозный

Невский

Донской



3) Просмотр слайд-шоу «Картины Аполинария Васнецова»

Перед просмотром: - Как изменялась Москва со временем? Какой вы представили себе Москву? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2)


3. Новое время.

1) Установите соответствие между датами и событиями (СЛАЙД 6)

2) Прочитайте высказывание следующим образом: начинайте читать с буквы Т по стрелке через два кружка. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом в нижней. Завершит фразу слог, помещенный в центральном кружке. (СЛАЙД 7)

«ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ – ЛЕГКО В БОЮ».

Кто автор этого высказывания? Что вы можете сказать об этом человеке? Какие еще исторические деятели вас поразили, запомнились вам? Какими их поступки, деяния вам понравились? (СЛАЙДЫ 8-9)

3)Какими техническими изобретениями знаменито окончание Нового времени? Посмотрите на чередование слайдов, какие технические новшества вы запомните? (СЛАЙД 10)


4. Новейшей время

Историки определяют начальную границу Новейшего времени – это 1900 год. Почему нет его окончания? От нас с вами зависит, какие краски впишет история в эту эпоху – радостные. Светлые или мрачные, трагичные.

Какое событие, произошедшее в эту эпоху, лично вы назвали бы самым важным? Давайте просмотрим видеоролик. Посмотрите на поведение людей на нем, их настроение и скажите, почему именно это событие в нашей стране названо наиважнейшим? (День Победы)

Как ваша семья собирается отметить этот праздник?


5. Оформите карточки «Великие сражения в истории России». Покажите на «ленте времени» годы великих сражений и заполните таблицу.


Год
сражения

Место сражения

Российский
полководец

Противник

1240

река Нева

Александр Невский

Шведы

1242

Чудское озеро

Александр Невский

Немецкие рыцари

1380

Куликово поле

Дмитрий Донской

Монголо-татары

1612

река Москва

Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский

Поляки

1709

Полтава

Петр I

Шведы

1812

Бородино

Кутузов

Французы

1941–
1942

Москва,
Сталинград

Жуков

Немецкие фашисты







Фронтальная работа










Работа в группах

Построение речевого высказывания по теме.

Взаимопроверка












Беседа









Фронтальная работа





Самостоятельная работа

Взаимопроверка по образцу (СЛАЙДЫ 3-5)





Резерв

Составление рассказа о Москве



Работа в парах


Фронтально




Построение речевого высказывания














Работа в группах

















Фронтальная проверка

Проверочная работа


Тест № 10, с. 101–103 (вариант 1)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

б а в г в б г в б г в в а

Тест № 10, с. 104–106 (вариант 2)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

а б в б г б в б а в в в в

Самостоятельная работа

Самопроверка

Контроль и самоконтроль

- Чему посвятили урок?

- Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие задания были вам особенно интересны?

- Какие испытали трудности?

- Какой совет можете взять для себя?

Рефлексия Оцените свою работу на уроке.

Представьте, что у вас в распоряжении есть машина времени. Вы можете отправиться на ней в любую эпоху в нашей стране. Дома вы напишите историческое сочинение, где обоснуете выбор времени и места.

Давайте уже сейчас обозначим наши приоритеты. У вас на столах лежат бумажные голуби – как доказательство нашей исключительно мирной миссии. Прикрепите голубя к заинтересовавшему вас событию.


Построение речевого высказывания, суждения по уроку.


Оценка своих достижений







Творческая и поисковая работа в группах.

Учащиеся заранее разделены на группы. Каждая группа получает задание и работает в течение 5–7 минут. После работы каждая группа дает отчет.

Задание 1. Оформите карточку «Названия Российского государства». На шаблоне «ленты времени» укажите дату и название государства.

Под изображением «ленты времени» приведите перечень названий государства:

 со второй половины IX века (862 год) до первой трети XII века __________ ;

 с начала XIV века до начала XVIII века (1721 год) _________ ;

 с 1721 года до 1917 года __________ ;

 с 1917 года до 1991 года __________ ;

 с 1991 года по настоящее время __________ .

Задание 2. Оформите карточку «Столицы Российского государства». Отметьте на «ленте времени» разным цветом времена, когда столицей Российского государства были Великий Новгород, Киев, Москва, Санкт-Петербург. Укажите даты.

Задание 3. Оформите карточку «Видные руководители Российского государства». На «ленте времени» покажите время правления видных руководителей и основателей государства для разных времен.

Задание 4. Оформите карточки «Борьба России с захватчиками». Покажите на «ленте времени» условными знаками (разным цветом) века борьбы с хазарами, половцами, монголо-татарами, шведами, немецкими рыцарями, поляками, французами, немецкими фашистами.

Задание 5. Оформите карточки «Великие сражения в истории России». Покажите на «ленте времени» годы великих сражений и заполните таблицу.


Год
сражения

Место сражения

Российский
полководец

Противник

1240

река Нева

Александр Невский

Шведы

1242

Чудское озеро

Александр Невский

Немецкие рыцари

1380

Куликово поле

Дмитрий Донской

Монголо-татары

1612

река Москва

Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский

Поляки

1709

Полтава

Петр I

Шведы

1812

Бородино

Кутузов

Французы

1941–
1942

Москва,
Сталинград

Жуков

Немецкие фашисты




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прыткова Светлана Николаевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства