Систематизация знаний 1. Работа с лентой времени. 1) Давайте вспомним, какие эпохи мы рассматривали, изучая историю? Расположим их в хронологическом порядке. (На доске в столбик расположены названия эпох: Древний мир 2 Новейшее время 5 Средние века 3 Первобытная эпоха 1 Новое время 4 (Дети располагают их в правильном порядке, отворачиваются даты.) 2) Работа в парах. На столе у вас лежат листы с определёнными значимыми событиями, происходящими в нашей стране. Вам нужно подумать и изобразить это событие небольшой пиктограммой, т.е. схематически, вспомните дату этого событие и определите его место на ленте истории. (Приложение 2) Крещение Руси Основание Москвы Юрием Долгоруким Ледовое побоище Куликовская битва Основание Санкт-Петербурга Петром 1 Открытие Московского университета Нашествие Наполеона на Россию Освобождение Москвы ополчением от поляков Великая Отечественная война Первый полёт человека в космос 3) Посмотрите на нашу ленту времени. Какие эпохи остались без событий? (Первобытная эпоха и Древний мир) Значит ли это, что в эти эпохи нашей страны не существовало? (Нет, Первобытная эпоха представлена несколькими стоянками первобытных людей, наиболее древней из которых считается Мысовая стоянка на Южном Урале. Там находят предметы 10-12-тысячелетней давности.) Что вы можете сказать о жизни славян в Древнем мире? 2. Средневековая Русь. 1) Игра «Историческое лото». Давайте вспомним основные события, которые происходили в эту эпоху, поиграв в исторического лото. У вас на партах фишки домино: карточки, разделенные пополам. Слева находится ответ на предыдущий, чужой, вопрос, а справа – новый вопрос. (Приложение 1) 2) Игра «Четвертый лишний» Зачеркните «лишнее» в каждой группе: 1) Перун Даждьбог Сварог Юпитер | 2) Рязань Владимир Козельск Москва | 3) Долгорукий Грозный Невский Донской | 3) Просмотр слайд-шоу «Картины Аполинария Васнецова» Перед просмотром: - Как изменялась Москва со временем? Какой вы представили себе Москву? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2) 3. Новое время. 1) Установите соответствие между датами и событиями (СЛАЙД 6) 2) Прочитайте высказывание следующим образом: начинайте читать с буквы Т по стрелке через два кружка. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом в нижней. Завершит фразу слог, помещенный в центральном кружке. (СЛАЙД 7) «ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ – ЛЕГКО В БОЮ». Кто автор этого высказывания? Что вы можете сказать об этом человеке? Какие еще исторические деятели вас поразили, запомнились вам? Какими их поступки, деяния вам понравились? (СЛАЙДЫ 8-9) 3)Какими техническими изобретениями знаменито окончание Нового времени? Посмотрите на чередование слайдов, какие технические новшества вы запомните? (СЛАЙД 10) 4. Новейшей время Историки определяют начальную границу Новейшего времени – это 1900 год. Почему нет его окончания? От нас с вами зависит, какие краски впишет история в эту эпоху – радостные. Светлые или мрачные, трагичные. Какое событие, произошедшее в эту эпоху, лично вы назвали бы самым важным? Давайте просмотрим видеоролик. Посмотрите на поведение людей на нем, их настроение и скажите, почему именно это событие в нашей стране названо наиважнейшим? (День Победы) Как ваша семья собирается отметить этот праздник? 5. Оформите карточки «Великие сражения в истории России». Покажите на «ленте времени» годы великих сражений и заполните таблицу. Год сражения | Место сражения | Российский полководец | Противник | 1240 | река Нева | Александр Невский | Шведы | 1242 | Чудское озеро | Александр Невский | Немецкие рыцари | 1380 | Куликово поле | Дмитрий Донской | Монголо-татары | 1612 | река Москва | Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский | Поляки | 1709 | Полтава | Петр I | Шведы | 1812 | Бородино | Кутузов | Французы | 1941– 1942 | Москва, Сталинград | Жуков | Немецкие фашисты | |