1 Организационный момент. 2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. - Ребята, мы сейчас с вами повторим знания о воде. - Для чего живым организмам нужна вода? - В каких состояниях бывает вода? Сравни эти состояния воды. - Какие природные явления связаны с переходом из одного состояния в другое? - Какие предметы тонут в воде, а какие нет ? (Предположения записываются в таблице.) Предметы которые тонут в воде | Предметы которые не тонут в воде | | | - Почему? - Прочитай те диалог на с. 83 . О чем рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? 3. Поиск решения проблемы. 1) Работа в паре. Ученики проводят опыт №1 по заданию на с. 83. Содержание опыта . Гиря растягивает резинку под действием силы тяжести или виса. Погружённая в воду гиря вытеснила из стакана равный ей объём воды . - Почему гиря вытеснила воду из стакана ? (Объяснение прочитать в учебнике на с 83.) Работа с левым рисунком на с. 84. - Почему не тонет корабль? ( Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. ) -Как человек использует выталкивающую силу воды ? Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды. 2) Опыт №2. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода? 3) Опыт №3. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты? 4) Опыт №4. - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем? ФИЗМИНУТКА. Насос А теперь насос включаем, Воду из реки качаем, Влево — раз, вправо — два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре — (3 раза.) Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.) 5) Опыт №5 .Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода? 6) Опыт№ 6. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод? - Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд ( Реки разной ширины, водопад). 7) ) Опыт№ 7. В стакан с водой посыпать соль, сахар . Что произошло? ( вода и сахар растворились. Кто сделает вывод? - Где мы применяем это свойство? 8) Опыт №8. ( с сообщающимися сосудами) -Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. (Чтение текста на с.83 3. Закрепление. Кроссворд. Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте кроссворд. 1. Эту жидкость каждый знает В реках и морях бывает В кране, что есть Дома в ванной, не узнали Это странно … (вода) слово 1. 2. Какая сила помогает кораблям не тонуть? (выталкивающая сила ) слово 2. 3. В ручейке она журчит В даль по камушкам бежит. (текучесть) слово 3. 4. Свойство воды, которое помогает приготовить пищу. (растворитель) слово 4. 5. У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды? (вкуса) слово 4. 6. Что ещё не имеет вода? (цвета) слово 6 и (запаха) слово 7. 4.. Итог урока и рефлексия. - С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха). - Пожалуйста закончите данные предложения. • Сегодня я узнал… • У меня получилось… • Было трудно.. • Меня удивило… • Было интересно… • Теперь я умею.. 5.Домашнее задание. П. 19 Прочитать. С. 88 Ответить на вопросы. | Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. - Какими свойствами обладает вода? Как человек использует свойства воды? Дети высказывают разные гипотезы . -Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды. -Для судоходства, подъёма грузов со дна водоёма, сплава дерева по реке . Вывод: Вода не имеет цвета. Вывод: вода прозрачна. Вывод: Вода не имеет вкуса Вывод: вода без запаха. Вывод: вода текучая, принимает различную форму Ответы детей. -Вывод: вода – хороший растворитель. -При приготовлении пищи, при стирке и в медицине ). - При постройке водопровода, фонтанов. Отгадывают кроссворд. |