Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, презентация для урока по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, презентация для урока по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Предлагаю конспект урока по окружающему миру и презентацию в 3 классе по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. В конспекте урока указаны задачи: предметные, метапредметные и личностные, оборудование. Урок составлен в виде путешествия по природным зонам с опорой на презентацию. Во время урока для закрепления материала учащиеся составляют кластеры. Во время урока используется небольшая инсценировка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, презентация для урока по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова »
У р о к 9 природные зоны суши земли
Задачи урока :
предметные: формировать понятие «природные зоны», причины их образования и закономерность их смены; познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром; метапредметные: развивать познавательный интерес учащихся;
личностные: воспитывать уважение к окружающему миру.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карты природных зон мира, климатических поясов, физическая карта мира, иллюстрации – природные зоны, растения, животные, книга со сказкой Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
Ход урока
I. Организационный момент.
В ы с т у п л е н и е с и н о п т и к о в: бюро погоды.
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь.)
П р и м е т ы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму; несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, темные и черные – к дождю.
II. Актуализация опорных знаний.
– Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие. Во время путешествия вы услышите и увидите много интересного о природе, растительном и животном мире.
А какие знания, как вы считаете, нам будут нужны в путешествии? (Умения работать с картой; наблюдательность; «багаж» знаний.)
III. Изучение нового материала.
– Мы отправляемся в путешествие по природным зонам Земли. Путь выбираем такой: от класса-аэродрома – на Север, с Севера – на самый юг, вокруг земного шара. Дальнейший маршрут уточним в полете.
Все по местам! Приготовиться! Пять. Четыре. Три. Два. Один. Старт! Полетели…
Работа с презентацией «Природные зоны суши Земли. Общая характеристика природных зон»: слайды 3-4.
В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном.
– Вспомните, что вы знаете об этом океане.
П е р в а я о с т а н о в к а – л е д я н а я п у с т ы н я.
Работа с презентацией «Природные зоны суши Земли. Общая характеристика природных зон»: слайды 5-8.
Заполним бортжурнал (характеристика природной зоны по плану с использованием карт под руководством учителя).
Природные зоны суши Земли имеют основные общие черты: рельеф, климат, типы почв, растительный и животный мир.
Характеристика ледяной пустыни:
1) каменистая равнина;
2) зона холода. Полярная ночь – 150 суток. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура воздуха чуть выше 0;
3) маломощные, неразвитые, каменистые;
4) мхи, лишайники, некоторые цветковые растения, злаки; белый медведь, тюлень, морж, «птичьи базары».
Пока мы заполняли бортжурнал, на заметили, как подлетели к Южному полюсу. Внизу огромная белая страна. Только на этот раз это не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь.
В т о р а я о с т а н о в к а – А н т а р к т и д а.
– Как называется этот материк? (Антарктида.)
– Почему здесь нелегко жить и работать? Заполните бортжурнал этой зоны по тому же принципу, что и для ледяной пустыни.
– Сравните две записи. Что можете сказать об этих зонах?
Опять на север! Под нами раскинулась безлесная зона, представляет собой заболоченную равнину. Природа здесь сурова. Зима восемь-девять месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра.)
Если бы мы пролетали над тундрой зимой, то даже не заметили бы, где кончается Северный Ледовитый океан и начинается тундра: снег да лед. На тысячи километров протянулся вдоль берегов Северного Ледовитого океана широкий пояс тундры.
Мы пролетаем над безбрежным земным океаном. Там зеленые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Седые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. (Тайга.)
Продолжаем наше путешествие. Летим на юг. Смотрите, внизу под нами лесов уж нет. На все четыре стороны раскинулась бескрайняя равнина – степь. Это удивительная, поистине чудесная земля. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь.)
Степей на земле немало, находятся они в разных ее частях.
Продолжается наш полет. Мы приближаемся к пустыням. Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время и самые загадочные и удивительные места. Они пугают, даже наводят ужас своей неприступностью. Их труднее покорить, чем даже самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и Австралии. Общая их площадь составляет 15–20 миллионов кв. км.
Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до –30 °С.
Ш е с т а я о с т а н о в к а – п у с т ы н я.
Работа с презентацией: слайды 18-20.
– Заполните бортжурнал о пустыне:
1) Равнина.
2) Лето жаркое и сухое. Зима морозная. Снежный покров и летние дожди незначительны. Рек немного.
3) Бедные почвы – засолены. Сероземы и красно-бурые почвы.
Природа на разных материках Земли неодинакова, потому что неодинаковы условия ее возникновения, развития и существования. Эти условия закономерно изменяются от полюсов к экватору. Главная причина этого заключается в том, что Земля имеет шарообразную форму. Если бы она была плоской, то ее поверхность нагревалась бы равномерно и во всех местах одинаково.
IV. Закрепление нового материала.
1. И н с ц е н и р о в к а «Крошка Ру и Кенга».
Сова. Что такое природная зона?
Пятачок. Это вся природа, живая и неживая.
Крошка Ру. Это участок земной поверхности, на котором растут определенные растения и живут определенные животные.
Кенга. Природная зона – это территория, для которой характерна определенная природа.
Грустный Иа-Иа. Природная зона – это разноцветные полоски на карте.
Сова. Молодцы, но только двое.
– Кто заслужил похвалу?
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Составьте «карту мыслей».
«Карта мыслей»
Работа с презентацией: слайды 21-22.
– Ответьте на вопросы учебника, с. 26, 28.
– Какие растения характерны для зоны степей? (Травянистые.)
– Попробуйте объяснить, почему в зоне степей произошла такая резкая смена растительности по сравнению с лесной зоной. Назовите главную причину. (Изменение климата. Угол падения солнечных лучей увеличил в степной зоне количество света и тепла. Зима короткая, а лето сухое, жаркое и длинное. Мало осадков.)
3. И г р а «Животные природных зон».
– Знаете ли вы животных, обитающих в разных природных зонах? (Соотнесение изображения животных с изображением основных природных зон, учебник, с. 29.)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица – степь.)
Плывет по морю великан,
Пускает из воды фонтан.
(Кит – Крайний Север.)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
(Лось – лесная зона.)
Белокрылые хозяйки
Над волной летают…
(Чайки – Крайний Север.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень – тундра.)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд – пустыня.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок – степь.)
Из куста шипела,
Укусить хотела.
(Змея – пустыня.)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …
(Рысь – лесная зона.)
4. Р а б о т а п о к а р т е природных зон и климатических поясов.
– Как распределяются природные зоны? (От экватора к полюсам.)
– Какие природные зоны располагаются в климатических поясах? Какую особенность вы заметили? (Несовпадение, так как в образование природных зон включились дополнительные факторы: растительность, животный мир. В экваториальном и тропическом климатических поясах есть природные зоны лесов, степей, пустынь. В умеренном климатическом поясе – зоны тундры и пустынь. В антарктическом – только пустыни.)
Проблема: одинаковые природные зоны соответствуют разным климатическим поясам.
– Что общего между лесной зоной экваториального пояса и лесной зоной умеренного пояса? (Деревья как тип растительности. Деревья здесь различны.)
– Что общего между пустынями в каждом поясе?
Работа с презентацией: слайд 23.
V. Итог.
– На следующих уроках мы продолжим изучение природных зон более детально, ответим на все вопросы, на которые не нашли пока ответа. Наше путешествие не заканчивается.
Домашнее задание. Прочитать статью в учебнике на с. 25-28. Выполнить задания в рабочей тетради 29, 30.