kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, презентация для урока по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока  по окружающему миру и презентацию в 3 классе по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. В конспекте урока указаны задачи: предметные, метапредметные и личностные, оборудование. Урок составлен в виде путешествия по природным зонам с опорой на презентацию. Во время урока для закрепления материала учащиеся составляют кластеры. Во время урока используется небольшая инсценировка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе, презентация для урока по теме "Природные суши Земли" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова »

У р о к 9
природные зоны суши земли

Задачи урока :

предметные: формировать понятие «природные зоны», причины их образования и закономерность их смены; познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром; метапредметные: развивать познавательный интерес учащихся;

личностные: воспитывать уважение к окружающему миру.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, карты природных зон мира, климатических поясов, физическая карта мира, иллюстрации – природные зоны, растения, животные, книга со сказкой Л. Лагина «Старик Хоттабыч».

Ход урока

I. Организационный момент.

В ы с т у п л е н и е с и н о п т и к о в: бюро погоды.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

П р и м е т ы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму; несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, темные и черные – к дождю.

II. Актуализация опорных знаний.

– Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие. Во время путешествия вы услышите и увидите много интересного о природе, растительном и животном мире.

А какие знания, как вы считаете, нам будут нужны в путешествии? (Умения работать с картой; наблюдательность; «багаж» знаний.)

III. Изучение нового материала.

– Мы отправляемся в путешествие по природным зонам Земли. Путь выбираем такой: от класса-аэродрома – на Север, с Севера – на самый юг, вокруг земного шара. Дальнейший маршрут уточним в полете.

Все по местам! Приготовиться! Пять. Четыре. Три. Два. Один. Старт! Полетели…

Работа с презентацией «Природные зоны суши Земли. Общая характеристика природных зон»: слайды 3-4.

В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном.

– Вспомните, что вы знаете об этом океане.

П е р в а я о с т а н о в к а – л е д я н а я п у с т ы н я.

Работа с презентацией «Природные зоны суши Земли. Общая характеристика природных зон»: слайды 5-8.

Заполним бортжурнал (характеристика природной зоны по плану с использованием карт под руководством учителя).

Природные зоны суши Земли имеют основные общие черты: рельеф, климат, типы почв, растительный и животный мир.

Характеристика ледяной пустыни:

1) каменистая равнина;

2) зона холода. Полярная ночь – 150 суток. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура воздуха чуть выше 0;

3) маломощные, неразвитые, каменистые;

4) мхи, лишайники, некоторые цветковые растения, злаки; белый медведь, тюлень, морж, «птичьи базары».

Пока мы заполняли бортжурнал, на заметили, как подлетели к Южному полюсу. Внизу огромная белая страна. Только на этот раз это не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь.

В т о р а я о с т а н о в к а – А н т а р к т и д а.

– Как называется этот материк? (Антарктида.)

– Почему здесь нелегко жить и работать? Заполните бортжурнал этой зоны по тому же принципу, что и для ледяной пустыни.

– Сравните две записи. Что можете сказать об этих зонах?

Опять на север! Под нами раскинулась безлесная зона, представляет собой заболоченную равнину. Природа здесь сурова. Зима восемь-девять месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра.)

Т р е т ь я о с т а н о в к а – т у н д р а.

Работа с презентацией: слайды 9-11.

– Заполните бортжурнал о тундре:

1) зима длится восемь-девять месяцев; морозы в 50–60 градусов. Полярная ночь. Лето короткое;

2) осадки незначительны, влажность высокая; сильные ветры;

3) равнина; бедные, малоподвижные; слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;

4) мхи, лишайники, ягодные кустарники: голубика, черника, брусника; лемминги, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус.

Если бы мы пролетали над тундрой зимой, то даже не заметили бы, где кончается Северный Ледовитый океан и начинается тундра: снег да лед. На тысячи километров протянулся вдоль берегов Северного Ледовитого океана широкий пояс тундры.

Мы пролетаем над безбрежным земным океаном. Там зеленые боры-сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Седые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. (Тайга.)

Работа с презентацией: слайды 12-14.

Ч е т в е р т а я о с т а н о в к а – т а й г а.

– Заполните бортжурнал о тайге:

Тайга светлохвойная

1. Равнина.

2. Четко выделяются времена года.

3. Подзолистые.

4. Сосновые и лиственничные леса:

– ольховник, карликовые березы;

– ягодные кустарники, мхи, лишайники;

– разнообразный животный мир лесов.

Тайга темнохвойная

Равнина



Ель, пихта, сибирская
сосна (кедр), брусника,
папоротник

Продолжаем наше путешествие. Летим на юг. Смотрите, внизу под нами лесов уж нет. На все четыре стороны раскинулась бескрайняя равнина – степь. Это удивительная, поистине чудесная земля. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь.)

П я т а я о с т а н о в к а – с т е п ь.

Работа с презентацией: слайды 15-17.

– Заполните бортжурнал о степи:

1) Равнина.

2) Жарко. Недостаток влаги. Засушливое лето (+20…–24 °С), холодная зима (–20…–30 °С). Снежный покров тонок.

3) На севере – богатые почвы: чернозем с толстым слоем перегноя, на юге – засоленность почвы: каштановые с включением солонца.

4) Злаки, травы, культурные растения. Сайгаки, грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, стрепет, жаворонок.

Степей на земле немало, находятся они в разных ее частях.

Продолжается наш полет. Мы приближаемся к пустыням. Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время и самые загадочные и удивительные места. Они пугают, даже наводят ужас своей неприступностью. Их труднее покорить, чем даже самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и Австралии. Общая их площадь составляет 15–20 миллионов кв. км.

Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до –30 °С.

Ш е с т а я о с т а н о в к а – п у с т ы н я.

Работа с презентацией: слайды 18-20.

– Заполните бортжурнал о пустыне:

1) Равнина.

2) Лето жаркое и сухое. Зима морозная. Снежный покров и летние дожди незначительны. Рек немного.

3) Бедные почвы – засолены. Сероземы и красно-бурые почвы.

4) Растительность: нет сплошного покрова. Верблюжья колючка, агавы, солянки, полынь. Антилопы, верблюды, ящерицы, змеи, пауки, скорпионы.

Теперь наше путешествие вокруг Земли окончено.

– Сделайте выводы.

– Что такое природные зоны?

Природа на разных материках Земли неодинакова, потому что неодинаковы условия ее возникновения, развития и существования. Эти условия закономерно изменяются от полюсов к экватору. Главная причина этого заключается в том, что Земля имеет шарообразную форму. Если бы она была плоской, то ее поверхность нагревалась бы равномерно и во всех местах одинаково.

IV. Закрепление нового материала.

1. И н с ц е н и р о в к а «Крошка Ру и Кенга».

Сова. Что такое природная зона?

Пятачок. Это вся природа, живая и неживая.

Крошка Ру. Это участок земной поверхности, на котором растут определенные растения и живут определенные животные.

Кенга. Природная зона – это территория, для которой характерна определенная природа.

Грустный Иа-Иа. Природная зона – это разноцветные полоски на карте.

Сова. Молодцы, но только двое.

– Кто заслужил похвалу?

2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.

– Составьте «карту мыслей».

«Карта мыслей»

Работа с презентацией: слайды 21-22.

– Ответьте на вопросы учебника, с. 26, 28.

– Какие растения характерны для зоны степей? (Травянистые.)

– Попробуйте объяснить, почему в зоне степей произошла такая резкая смена растительности по сравнению с лесной зоной. Назовите главную причину. (Изменение климата. Угол падения солнечных лучей увеличил в степной зоне количество света и тепла. Зима короткая, а лето сухое, жаркое и длинное. Мало осадков.)

3. И г р а «Животные природных зон».

– Знаете ли вы животных, обитающих в разных природных зонах? (Соотнесение изображения животных с изображением основных природных зон, учебник, с. 29.)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах!

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица – степь.)

Плывет по морю великан,

Пускает из воды фонтан.

(Кит – Крайний Север.)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

(Лось – лесная зона.)

Белокрылые хозяйки

Над волной летают…

(Чайки – Крайний Север.)

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Олень – тундра.)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд – пустыня.)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

(Жаворонок – степь.)

Из куста шипела,

Укусить хотела.

(Змея – пустыня.)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись,

В том лесу, где бродит …

(Рысь – лесная зона.)

4. Р а б о т а п о к а р т е природных зон и климатических поясов.

– Как распределяются природные зоны? (От экватора к полюсам.)

– Какие природные зоны располагаются в климатических поясах? Какую особенность вы заметили? (Несовпадение, так как в образование природных зон включились дополнительные факторы: растительность, животный мир. В экваториальном и тропическом климатических поясах есть природные зоны лесов, степей, пустынь. В умеренном климатическом поясе  – зоны тундры и пустынь. В антарктическом  – только пустыни.)

Проблема: одинаковые природные зоны соответствуют разным климатическим поясам.

– Что общего между лесной зоной экваториального пояса и лесной зоной умеренного пояса? (Деревья как тип растительности. Деревья здесь различны.)

– Что общего между пустынями в каждом поясе?

Работа с презентацией: слайд 23.

V. Итог.

– На следующих уроках мы продолжим изучение природных зон более детально, ответим на все вопросы, на которые не нашли пока ответа. Наше путешествие не заканчивается.

Домашнее задание. Прочитать статью в учебнике на с. 25-28. Выполнить задания в рабочей тетради 29, 30.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Закирова Савия Газизовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства