Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по ФГОС НОО. Почва, её состав и свойства. »
Урок окружающего мира
"Почва, её состав и свойства"
(3-й класс)
Цели:
Образовательная:
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Развивающая:
развивать умения работы с научным текстом и схемами,
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
Воспитательная:
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка проводится в виде выборочного теста.
Уч-ся подводят итог проверки домашнего задания.
Введение в тему.
Ребята подумайте и скажите о чём идёт речь в этом отрывке:
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Что вы представляете, когда говорите о земле?
(Земной шар, место, где родились, почва…)
Отгадайте о какой земле идёт речь в этом стихотворении?
Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить.
О какой земле идёт речь? (о почве)
Определите тему урока? Определите цель урока?
(Узнать: что такое почва, её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
(Открывается тема урока)
Сегодня вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группах.
Изучение нового материала.
(Проводятся опыты, описанные в учебнике. Дети работают в группах, делают выводы)
Опыт 1.
Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование:
стакан,
вода,
комок почвы.
(Опыт проводит 1 группа)
Положи в стакан с водой комок почвы. Что происходит?
Вывод: в почве есть воздух.
- Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2.
(Опыт проводит 2 группа)
Положи в стакан с водой комок почвы, размешай. Подожди немного. Что увидели на дне стакана?
Вывод: в почве есть песок, глина.
Опыт 3.
(Проводит учитель.)
Оборудование:
железная ёмкость,
спиртовка,
стекло.
Вывод: в почве есть вода.
Для чего нужна в почве вода?
Что ещё вы почувствовали при нагревании почвы?
(распространялся запах)
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов.
5. Актуализация знаний.
Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему. (Дети заполняют схему в рабочей тетради.)
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).
Свойство почвы.
(Выступление подготовленных детей. Процесс образования почвы. Плодородие.)
Сделайте вывод.
В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? (Обращаемся к учебнику)
Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?
Работа в группах.
Подумайте и дайте ответ. По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Работа в тетрадях.
Подведём итог.
( Третья группа детей задаёт вопросы классу)
1.Что такое почва?
2.Какая почва называется плодородной?
3.Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Давайте же будем любить, ценить землю, заботиться о ней.
Рефлексия:
Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз:
- Да, теперь я знаю что такое почва и её состав
- Пока я затрудняюсь сказать что такое почва и её состав