Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Твоя родня. Твой род. Все профессии нужны".
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Твоя родня. Твой род. Все профессии нужны".
Урок по окружающему миру 1 класс
Тема: Твоя родня. Твой род. Все профессии нужны.
Цель: формировать у детей понятие о роде; воспитывать у учащихся
природную потребность «держаться своего рода»; вызывать у детей
желание к ведению семейных альбомов, календарей, создания своего
родового дерева; побуждать учащихся к сохранению и обогащению
семейных реликвий; воспитывать уважительное отношение к своему
роду; формировать представление о труде как первооснове жизни;
вызывать интерес к профессиям своих родителей; формировать
представление о трудовых династиях в роду; воспитывать уважение к
трудящимся, результатам труда взрослых.
Оборудование: рисунок дерева с корнями; семейные реликвии; иллюстрации
людей разных профессий.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа с использованием семейных фотографий.
Какую группу людей можно назвать семьей?
Что объединяет всех членов семьи?
Как вы понимаете пословицу «Какая семья, такой и я»?
Расскажите о составе своей семьи. Что интересного вы узнали дома о своей семье?
Какие отношения между членами счастливой семьи?
Что вы делаете, чтобы ваша семья была счастливой?
Сообщение темы и задач урока
На уроке мы узнаем, что такое род, семейные реликвии. Поговорим о том, как сберечь память о своем роде.
III. Первичное восприятие и усвоение нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Мы с вами говорили о составе вашей семьи. Но у вас есть еще родня или родственники.
- Кого из родственников вы можете назвать?
Ваши двоюродные братья, сестры, ваши тети и дяди, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки составляют ваш род.
- Что же такое род?
Род – это родня из давних времен и до нашего времени. В старину обязаны были знать поименно свой род до пятого колена как минимум. А это значит, что все должны были знать свой род от прабабушек и прадедушек
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Твоя родня. Твой род. Все профессии нужны". »
Урок по окружающему миру 1 класс
Тема: Твоя родня. Твой род. Все профессии нужны.
Цель: формировать у детей понятие о роде; воспитывать у учащихся
природную потребность «держаться своего рода»; вызывать у детей
желание к ведению семейных альбомов, календарей, создания своего
родового дерева; побуждать учащихся к сохранению и обогащению
семейных реликвий; воспитывать уважительное отношение к своему
роду; формировать представление о труде как первооснове жизни;
вызывать интерес к профессиям своих родителей; формировать
представление о трудовых династиях в роду; воспитывать уважение к
трудящимся, результатам труда взрослых.
Оборудование: рисунок дерева с корнями; семейные реликвии; иллюстрации
людей разных профессий.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа с использованием семейных фотографий.
Какую группу людей можно назвать семьей?
Что объединяет всех членов семьи?
Как вы понимаете пословицу «Какая семья, такой и я»?
Расскажите о составе своей семьи. Что интересного вы узнали дома о своей семье?
Какие отношения между членами счастливой семьи?
Что вы делаете, чтобы ваша семья была счастливой?
Сообщение темы и задач урока
На уроке мы узнаем, что такое род, семейные реликвии. Поговорим о том, как сберечь память о своем роде.
III. Первичное восприятие и усвоение нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Мы с вами говорили о составе вашей семьи. Но у вас есть еще родня или родственники.
- Кого из родственников вы можете назвать?
Ваши двоюродные братья, сестры, ваши тети и дяди, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки составляют ваш род.
- Что же такое род?
Род – это родня из давних времен и до нашего времени. В старину обязаны были знать поименно свой род до пятого колена как минимум. А это значит, что все должны были знать свой род от прабабушек и прадедушек. Тех, кто не уважал свой род, пренебрежительно называли – «человек без рода-племени». Самые старшие члены рода – это будто корни у дерева, крепкие. Весь род держится на них.
Рассмотрите дерево. (На доску вывешивается рисунок.)
Листочки – это вы, веточки – ваши родители, дяди и тети (родные братья и сестры родителей), ствол – это дедушки и бабушки, корни – это родители ваших дедушек и бабушек (прадедушки и прабабушки).
Каждый из вас может составить дерево своего рода.
Год к роду – получаем народ.
Чем больше род, тем могучее дерево.
Если кто-то из вас не знает имен членов своего рода, обязательно расспросите своих близких.
- Кто может назвать имена своих бабушек и дедушек? А прабабушек и прадедушек?
2. Дидактическая игра «Оживи дерево».
Дети подходят к рисунку дерева и, показывая на листочек, веточку, ствол, рассказывают, кто это в их семье.
3. Беседа о семейных реликвиях.
У кого из вас есть дома семейные фотографии?
Любите ли вы их рассматривать?
О чем могут рассказать фотографии из семейного альбома?
Очень давно, приблизительно 1,5 тысячи лет тому назад, люди жили большим семьями. Одна семья могла насчитывать 20-30 человек. Теперь таких больших семей у нас нет, взрослые дети часто живут отдельно от родителей, и последние остаются одни, болеют, требуют внимания и заботы.
У нашего народа есть традиционная семейная мораль (то есть правило): дети, внуки должны с уважением относиться к старшим, своим родителям, помогать им, заботиться о них.
В наследство от старших нам достается не только мудрость, советы, но и вещи, которые они сделали своими руками или купили, или получили вознаграждение. Такие вещи становятся семейными реликвиями.
Узнайте у своих родителей, какие семейные реликвии хранит ваша семья: первую тетрадь, дневник, рисунки, грамоты, медали…
Посмотрите, я вам принесла показать свои семейные реликвии.
( Демонстрирую и объясняю значение того или иного предмета для моей семьи, время его приобретения или получения.)
Семейной реликвией являются и фотографии родных. Раньше они висели в рамках на стене, теперь чаще хранятся в альбомах или коробках. Семейные фотографии много могут рассказать о жизни рода.
Историю своей семьи будете продолжать вы своими поступками и делами.
Дерево погибает без корня. Почему? Потому что благодаря корню оно получает необходимые для жизни вещества. У каждого народа есть свои корни – его прошлое, традиции, обычаи, песни, легенды. Родня каждого из вас – частичка народа. И потому, изучая историю своего рода, продолжая его традиции, вы укрепляете корни нашего народа.
IV. Физкультминутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно меда не нашел.
Чтобы мед в дупле достать,
Надо на носочки встать.
V. Закрепление и осмысление знаний
1. Работа с учебником (с. 21).
2. Дидактическая игра «Моя реликвия».
В давние времена каждый ребенок должен был знать, чем занимается ее отец, мать, бабушка, дедушка. Из поколения в поколение старшие передавали свои умения младшим. Так люди научились строить хорошие дома, мастерили мебель, машины, шить одежду, лечить людей, летать в космос. Каждый взрослый имеют профессию.
Что такое профессия?
Профессия – это основная работа человека. На свете очень много профессий.
VI. Продолжение изучения нового материала
1. Работа с учебником (с. 22).
2. Работа с тетрадью (с. 11-12). Работа в парах.
3. Беседа.
Какие еще профессии вы знаете?
Кто по профессии ваши родители? Где и кем они работают?
Какую пользу приносят людям их работа?
4. Игра «Догадайся».
Каждый из вас мечтает о будущей профессии. На отдельном листе нарисуйте предметы, которые сопровождают вашу профессию. Например, будущая профессия – художник. Какие предметы нужны художнику? (Кисти, краски.) Вот и нарисуйте кисти, краски, а потом покажите группе детей, которые попробуют догадаться, кем же вы мечтаете стать.
5. Беседа.
Расскажите, почему вы выбрали эту профессию?
Кто из вас хочет выбрать профессию своих родителей или родных, создавая трудовую династию. Опыт и наработки многих поколений передаются в наследство. Известно много трудовых династий: учителей, врачей, хлеборобов, артистов и другие.
О каких трудовых династиях вам приходилось слышать?
Есть ли династии в вашем роду? Расспросите об этом дома.
Можно ли готовить себя к какой – нибудь профессии уже сейчас? Что для этого нужно делать?
Какая профессия сейчас для вас самая главная, вы узнаете из стихотворения.
О чем рассказал автор этого стихотворения?
Какая же работа для вас сейчас самая главная?
Почему автор называет эту работу профессией?
Зачем необходимо хорошо учиться?
5. Рассказ учителя.
Нас окружает много вещей, которые необходимы каждый день: зубная щетка, которой чистим зубы; книга, которую мы читаем; стол, за которым мы сидим; дом, в котором мы живем. Кто сделал все эти вещи? Трудом не одного человека созданы они. И если вы бережно относитесь к вещам, которые вас окружают, значит, вы уважаете труд людей, которые их сделали.
VII. Физкультминутка.
По лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной ромашке.
Тихо на ветру качался,
Влево - вправо наклонялся.
И упал – упал наш жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
VIII. Закрепление и осмысление знаний
1. Работа с учебником (с. 23).
2. Игра «Если бы…».
Продолжи высказывания. Например:
«Если бы не было хлеборобов, то не было бы и хлеба, который мы употребляем каждый день».
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было строителей, то …
Если бы не было летчиков, то…
IХ. Обобщение и систематизация знаний
Разгадывание ребусов для детей, которые уже умеют читать.
Какие профессии спрятались в ребусах? (Рыбалка, столяр, лесник.)
Чем занимаются люди этих профессий?
2. Беседа.
С людьми каких профессий вы встречаетесь каждый день на улице, в магазине, в транспорте, в школе?
Людей каких профессий вы видите по телевизору?
О какой профессии вы хотели бы узнать больше?
3. Игра «Кому принадлежат предметы».
На доске прикреплены рисунки с изображением предметов, которые нужны людям определенных профессий. Учащиеся по очереди снимают рисунки и называют профессии, к которым имеют отношения вещи, изображенные на них.