Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий | Вы правильно думаете, мы сегодня будем знакомиться с Японией!(показ страны на карте).Слайд 2 Прочитайте тему урока. « Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца». Прочтите пословицу.
« Добрый сосед – всегда есть хлеб».Слайд3
У России много государств-соседей. А зачем нам надо знать соседей своей страны? Как вы думаете, можно ли успешно общаться с соседями, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется? -Чтобы сохранить дружеские отношения с народами других стран – нашими соседями по планете Земля, нужно знать их. Независимо от того, какой национальности люди, на каком континенте они живут, должны сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание.
-А что вы знаете о Японии? -А можете вы мне ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Японии? А что бы вы хотели узнать о Японии? План работы.Слайд 4. -Сегодня мы с вами, конечно, не сможем всё узнать про Японию, но попытаемся исследовать это государство, ответив на пункты нашего плана. Как вы предлагаете фиксировать наш результат исследования? | Дети читают тему урока: « Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца». Ответы детей. Ответы детей. Нет. План работы. 1. Географическое положение страны. 2.Особенности архитектуры. Особенности японского дома. Промышленность Японии. Особенности занятий людей. Особенности искусства и традиций. Особенности жизни японских детей.
Ответы кратко записывать в таблицу. | Регулятивные (принятие темы) Коммуникативные (высказывания детей) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) Коммуникативные (высказывания детей) |
Открытие новых знаний Учиться выделять существенные черты страны Японии и её жителей, умение выдвигать предположения и гипотезы по решению проблемы, делать выводы. | Приступим к работе по первому пункту плана. Издавна Японию называют «Страной восходящего солнца», -А попробуйте предположить почему? Посмотрите на флаг Японии.Слайд 5. Как вы думаете, что символизирует круг красного цвета в центре белого флага? Японию называют страной восходящего солнца. Со дна океана поднялись высокие горы, их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. Со временем люди поселились на этих островах. Никто точно не помнит, как попали сюда отважные предки, возможно, и вправду их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца. До сих пор здесь поклоняются ей, с трепетом и восхищением любуясь по утрам торжественным восхождением её огненного диска из вод океана. Люди прозвали свою страну Ямато,Ниппон (или Ниххон).что переводится как «путь гор». Но это легенда, а мы с вами воспользуемся достоверными фактами и ответим на 1 пункт плана. Исследуем географическое положение страны. -Что нам в этом поможет? Где мы можем найти информацию?Слайд 7,8 Используя карту и учебник найдите ответы на 1 вопрос. Выслушаем ответ. Дополнительная информация учителя: Острова Японии вытянуты с севера на юг. В Японии лето жаркое с проливными дождями. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы клёнов. Зима - мягкая, снег выпадает, но быстро тает. Весной цветёт сакура, лилии, ирисы, азалии. Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием. Самая высокая гора – потухший вулкан Фудзияма (3776м). Эта гора считается у японцев священной. Национальный состав населения исключительно однородный, где японцы составляют 99% населения. Переходим ко второму пункту плана.Прочитайте, какой следующий этап нашего исследования? Посмотрите на карту. Какие цвета преобладают? О чём это говорит? -Какие особенности японского дома? Слайд 11 Дополнительная информация учителя. Япония – страна самобытной культуры. В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы. Обувь оставляют в прихожей и по циновкам ходят только в носках. Переходим к третьему пункту плана. -Важнейшая черта японца – это трудолюбие, что позволило им добиться успехов во многих отраслях промышленности. Слайд 12,13. Прочитайте, какой следующий этап нашего исследования? Японская мудрость гласит: Всматривайтесь в привычное – и вы увидите необычное, Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. -Какие главные слова этой мудрости? Информация учителя. В Японии полагают, что тому, кто не воспринимает красоту Природы, нельзя доверять ни в чём, поскольку у него «Сердце из камня». А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, расслабиться и насладиться прекрасной японской музыкой и полюбоваться пейзажами. Физминутка. Слайд 14 Переходим к 4 пункту плана. Особенности занятий людей.Слайд 15,16,17,18,19,20,21 Самое знаменитое, что построили японцы, - это… сады! И самый необычный – сад камней! Здание японского храма – пагода – похоже на изящную лёгкую башню. Главная хозяйка дома – женщина. Одежда японок – кимоно. Японская письменность – это сложные иероглифы. Поэтому японский язык – один из самых сложных. Традиционные японские виды искусства - создание композиций из срезанных цветов – икебана. Есть в Японии настоящие чудеса. Один из них – бонсай - миниатюрные сады. Японцы отличаются самой высокой средней продолжительностью жизни в мире (мужчины около80 лет, женщины – около 85 лет). -Почему японцы живут долго? -Переходим к 5 пункту плана. Прочитайте. Переходим к 6 пункту плана. Прочитайте. -Найдите ответ в учебнике на стр 48. Дополнительная информация учителя. Миниатюрность японских детей изумительна. По сравнению с русскими детьми маленькие японцы действительно маленькие. В Японии нет рыжих. И русоволосого японца вы не увидите. У всех ослепительно черные волосы. Как смоль. Гладкие, блестящие, всегда чистые. С чего начинается японская школа? Если театр начинается с вешалки, то японская школа ...с обуви, а вернее, с переобувания. На крошечном пятачке у входной двери все, как один, снимают грязную уличную обувь - по русским меркам вовсе и не грязную, ведь японцы даже улицы моют с шампунем - и надевают «домашнюю», то есть школьную. Специальной формы в начальной школе нет, она появляется в средней школе. Кроме того, здесь убеждены в том, что похожесть одежды учителей и учеников сближает их между собой. Дети в начальной школе не должны чувствовать резкой границы, стены между собой и учителем, поэтому учителя одеваются так же, как и дети. Сэнсэй!» - так всегда обращаются дети к учителю. Иногда к этому слову (по-русски «учитель») добавляют фамилию: «Сато-сэнсей!» А учитель называет своих учеников по фамилии, добавляя к ней уважительное «сан» (господин, госпожа). И так с самого первого класса. Согласитесь, когда с тобой, шестилетним, обращаются как с господином, то и ты в ответ будешь вести себя вежливо и уважительно. Подведём итог:Слайд 26 Краткий блиц-опрос Национальная одежда Любимый народный праздник Детские праздники | Это родина солнца. - Круг красного цвета в центре белого флага символизирует восходящее солнце, а её герб – золотая хризантема – тоже символ солнца. Слайд 6 Ответы детей На карте. В учебнике. Используя карту и учебник дети находят ответы на1 вопрос. Где находится Япония относительно России? Какие моря омывают? Сколько островов, какие самые крупные? Столица Японии? Дети записывают информацию в таблицу. Один ученик отвеСлайд 9,10 Дети читают. Особенности архитектуры. Особенности японского дома. Коричневые. Преобладают возвышенности. Дети находят ответ в учебнике. Ответ детей. Записывают ответ в таблицу. Промышленность Японии. -Товары, производимые в Японии? Дети находят ответ на вопрос и записывают в таблицу. Особенности занятий людей. Ответы детей. Японцы видят красоту в простом, повседневном, незаметном. Физминутка. Дети читают. Особенности занятий людей. Ответы детей. Все продукты в магазинах наисвежайшие. Само отношение к жизни. Японцы как никто другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность. Привычка ходить «Десять тысяч шагов в день ради здоровья. Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску. Ответ дети фиксируют в таблицу. Особенности искусства и традиций. Доклад ученика. Слайд 22, 23, 24 С каждым временем года у японцев связаны определённые обычаи и обряды. Особую известность получили ханами – любование цветами. У большинства японцев ханами ассоциируется с сакурой. Это японская вишня Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев, цветение сакуры очень кратковременное – всего несколько дней, а иногда несколько часов и это явление для японцев символизирует то, что жизнь быстротечна и надо дорожить каждым её мгновением. Каждый год в конце марта, когда начинает цвести сакура, тысячи туристов приезжают в Японию. Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции. У японцев приняты поклоны и улыбки. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который Называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Дети заполняют таблицу. Ответ детей. Особенности жизни японских детей.
Дети находят ответ в учебнике. Ответ детей.Слайд 25 Дети записывают ответ в таблицу. Кимоно Цветение сакуры День девочек, день мальчиков | Коммуникативные Познавательные Регулятивные (удержание цели) Познавательные (информационные: извлечение информации) Коммуникативные (дети работают в парах: один с текстом, второй с картой, находят информацию, заносят в общую таблицу) Коммуникативные (монологическое высказывание) Познавательные Познавательные (извлечение информации, работа с текстом) Познавательные (извлечение информации, работа с текстом) Познавательные Коммуникативные (монологическое высказывание) Познавательные (причинно-следственные связи) Коммуникативные (высказывания детей) Коммуникативные (монологическое высказывание) Познавательные (поиск информации) |