kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Пояса Земли". Технология ТОГИС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя задачи: Задача о наклоне земной оси

Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45, Калининград

Метапредметная область или предмет: природоведение

3 Класс: общеобразовательный

Тема: Пояса Земли

Профиль: гуманитарный

Уровень:  продвинутый

Текст задачи: На глобусе хорошо видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает наша планета в космическом пространстве. Что произошло бы с временами года на Земле, если бы земная ось была бы перпендикулярна плоскости земной орбиты или под другим углом?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.

Возможные информационные источники.

Книги:

Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений. - М.:    Эксмо,2007

Детская энциклопедия. - М.:Просвещение,т.1,1978

 Web-сайты:

http://www.galaxy.vinnica.ua/bilik/zemla1.htm

http://vseozemle.ru/2008-05-04-18-31-40/2008-05-04-18-33-47/2-2008-05-04-18-19-29/7-2008-05-06-11-22-02.html

http://potomu.ru/world/106/html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Земля

       http://zagorizontom.ru/zemlia_i_solnze.html

http:www.seed.slb.com/ru/scictr/watch/dimate_change/causes_other.

html#tilt

Культурный образец №1

http://miningrpage.narod.ru/vse_obo_vsem/mir_vokrug_nas/mir_vokrug_nas32htm

Смена времён года при различных углах наклона земной оси.

В случае земной оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, как это свойственно Юпитеру и Венере, на нашей планете не стало бы времен года. Земля была бы всегда в одинаковом положении относительно солнечных лучей, поэтому в каждой точке планеты всегда был бы один и тот же сезон, в зависимости от широты, и день всегда был равен ночи.

Если бы ось Земли расположилась бы в плоскости эклиптики, как это имеет место в случае Урана, то картина была бы удивительной. На полюсах Солнце спирально поднималось бы вверх к самому зениту, а затем таким же образом спускалось к горизонту, чтобы на полгода исчезнуть в небе полушария наблюдателя. Естественно, что когда Солнце поднималось бы к зениту, то в приполярных районах должна устанавливаться тропическая жара. В средних широтах с началом весны станут увеличиваться дни; спустя некоторое время там установится непрерывный день, который будет длиться столько суток, сколько градусов содержит удвоенная широта местности. Для широты Петербурга день наступил бы через 30 суток после равноденствия и длился бы 120 суток. С наступлением зимы картина станет обратной. На экваторе день всегда равнялся бы ночи. Любопытно, что на всей планете не было бы точки, где Солнце не побывало бы в течение года в зените.

Ну а если повернуть ось так, чтобы ее наклон составлял 45o к плоскости эклиптики? В этом случае даты равноденствия и солнцестояний оказались бы теми же, но во время летних солнцестояний в каждом полушарии Солнце в зените было бы уже на широте 45o (широта тропиков). Жаркий пояс существенно расширился бы и непосредственно примыкал бы к холодному. На полюсах в летнее время Солнце могло достигать высоты 45o над горизонтом и светило бы более полугода. На широтах Москвы, Харькова весь июнь был бы сплошной день. Зато зимой весь декабрь длилась бы полярная ночь.

     Культурный образец №2

2. http://po4emu.ru/content_categor/priroda/47.htт

С давних пор человек удивлялся смене времен года. Почему летом тепло, а зимой холодно? Почему зимой ночи длинные?

Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, и одновременно она вращается вокруг своей оси. Вращаясь вокруг  Солнца, она еще   крутится, как волчок. Если бы ось Земли (воображаемая линия от Северного к Южному полюсу) располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковым.

Но ось Земли наклонена. Дело в том, что на Землю действуют различные силы. Во-первых, это притяжение Солнца, во-вторых, притяжение Луны, в третьих, вращение самой Земли. В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении.

Это положение сохраняется круглый год, поэтому ось Земли всегда направлена в одну точку — на Полярную звезду. 
Это означает, что часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него.

Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда — на экваторе, иногда—к югу от экватора. Это различное воздействие прямых солнечных лучей на участки земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах земного шара.

Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора лето, к югу — зима. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном — зима. Самые длинные и самые короткие дни в году называются днями зимнего и летнего солнцестояния.

Во всем мире в каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Это происходит весной и осенью, ровно между днями солнцестояния. 
Осенью это происходит около 23 сентября — это осеннее равноденствие, весной около 21 марта — весеннее равноденствие.

 

Методический комментарий

Данная задача даёт возможность расширить знания о различных изменениях в природе в связи с изменением наклона земной оси. Собранный материал может послужить основой для научно-исследовательской работы. Основная задача – побудить интерес к науке.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Пояса Земли". Технология ТОГИС.

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Пояса Земли". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-poiasa-ziemli-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "207048"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430324855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства