kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Как объединяли и освобождали Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Как объединяли и освобождали Русь.

Цель: сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против монголо-татарского ига.

Задачи:

  • Образовательная: показать значение Куликовской битвы и создания Московского государства для русского народа.
  • Развивающая: развивать воображение, наглядно-образное мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательная: воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, боровшихся за независимость нашего государства.
  • Форма: традиционная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Как объединяли и освобождали Русь" »

Конспект урока

Подкиной Екатерины Анатольевны

Тема: Как объединяли и освобождали Русь.

Цель: сформировать представление об освободительной борьбе русского народа против монголо-татарского ига.

Задачи:

  • Образовательная: показать значение Куликовской битвы и создания Московского государства для русского народа.

  • Развивающая: развивать воображение, наглядно-образное мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи.

  • Воспитательная: воспитывать восхищение храбростью и самоотверженностью наших предков, боровшихся за независимость нашего государства.

  • Форма: традиционная

Тип урока: закрепление знаний, получение новых знаний.

Вид урока:

Принципы обучения: доступности, наглядности, прочности, научности, систематичности и последовательности.

Методы обучения:

  • По источнику получения знаний: беседа, вопросы, инструкция.

  • Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа.

  • Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение, беседа.

  • Методы эмоционального стимулирования: использование наглядности, поощрение, игровых форм.

  • Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

  • Методы контроля и диагностики учебно – познавательно деятельности: устный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы организации учащихся: фронтальная.

Средства обучения:

Демонстрационные: историческая карта, родословное древо московских князей.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

2.1 Фронтальный опрос

2.2 Кроссворд

3.Сообщение темы урока

4. Основная часть

4.1 Как Русь объединилась вокруг Москвы.

4.2 Куликовская битва.

4.3 Когда Русь освободилась от ига.

5. Итог урока










Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.













  1. Проверка домашнего задания.

    1. Фронтальный опрос





















    1. Кроссворд






















  1. Сообщение темы урока








  1. Основная часть

4.1 Как Русь объединилась вокруг Москвы.

































































4.2 Куликовская битва.
































































4.3 Когда Русь освободилась от ига.






















































  1. Итог урока


Здравствуйте!

Ребята, настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад. Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь!

И мысленно пожелайте

друг другу успехов. Тихо присаживаемся.




Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.

– С каким сильным врагом пришлось воевать русским князьям в течение 150 лет?

– Почему распалась Киевская Русь?

– Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока?

– Почему потерпели поражение русские дружины?

– Что такое монголо-татарское иго?

– Чем платили дань русские города и деревни?

– Почему монголо-татарам не удалось разгромить Великий Новгород?

– Какие захватчики напали на Русь в XIII веке с запада?

– Чем прославился князь Александр Невский?

– Что было основной причиной тяжелых бедствий на Руси в XIII веке?

Молодцы! Вижу, что вы хорошо разбираетесь в теме (не очень хорошо, надо немного постараться).

Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, но куда мы отправимся, узнаем только тогда, когда отгадаем кроссворд.

Вопросы:

1. Племя славян, главным городом которых был Новгород.

2. Пригород, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки.

3. Сборщик дани во времена монголо-татарского ига.

4. Князь, который перенес в Киев столицу Древней Руси.

5. Этот князь в XIII веке победил шведов.

6. Создатель Русской Правды.

7. Рубаха, защищающая грудь воина.

8. Первая столица нашего государства.

9. Народное собрание, на котором в Древней Руси принимали важные для племени решения.

Какое же слово получилось в выделенных клетках по вертикали?

Правильно!





Сегодня мы отправимся с вами в Московское государство и узнаем, как оно образовалось.

Незначительному в середине XIII века удельному Московскому княжеству суждено было возглавить борьбу русских земель против Золотой Орды, а затем и против поползновений на правление в Восточной Европе Литвы, преодолеть феодальную раздробленность Руси и стать преобладающей политической силой.

Как же можно было дать отпор общему врагу? Как можно было вернуть независимость нашего государства?

Что же нам надо знать, чтобы понять, почему так произошло, на какие вопросы найти ответы?

Какое же княжество стало центром нового государства?

Когда и кем была основана Москва?

Почему Москва стала одним из крупнейших русских городов?

Кто правил в Москве?

Летопись рассказывает нам, что князь Юрий Долгорукий часто ездил охотиться в сосновые леса на Москву-реку. (карта) Приглянулись князю эти места, особенно семь высоких холмов над рекой. Здесь, на месте небольшого села, и решил Юрий основать новый город, который назвали по имени реки – Москов.

Летопись упоминает, что в 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил на пир своего союзника: «Приди ко мне, брате, во град Москов». Именно этот год и считается датой основания Москвы.

Посмотрите – как удачно расположился этот городок. Он стоял на высоком обрывистом холме над рекой Москвой. Её верхние притоки близко подходят к притокам Волги, где легко устроить волоки (перевал в верховьях рек различных бассейнов) судов из реки в реку.

Город был еще очень маленьким: он, скорее, представлял собой небольшую, хорошо укрепленную крепость. Первые стены простояли недолго: в 1238 году они были сожжены войсками хана Батыя, который вторгся на Русь.

Прошли годы… В Московском княжестве правил внук Александр Невского – Иван Калита («Калита» – денежный мешок).

Такое прозвище князю Ивану Даниловичу дали не напрасно. Деньги он тратил на покупку земель в других княжествах. Где деньгами, где хитростью, а при случае и силой он собрал значительные территории вокруг Москвы.

– Почему у московского князя Ивана было прозвище Калита?

– Как вы думаете, почему при Иване Калите много людей переселяется в Москву?

Хорошо.

По мере того как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во время Ивана Калиты русские уже сами собирали дань со своих земель и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Долго кормила Русь вражескую орду. Но гордому правителю орды Мамаю показалось этого мало. «Разорю я светлую Русь, – сказал он, – чтобы каждый русский боялся поднять глаза на ордынского воина».

Когда князь рязанский Олег послал великому князю московскому Дмитрию донесение: «Мамай со всем царством идет против меня и тебя», – Дмитрий не устрашился. Он поехал по всему княжеству, собирая рати к Москве. Все понимали, что дальше терпеть и ждать еще более страшного разорения нельзя.

Войско князей состояло не только из дружинников, но и из простых людей – крестьян и ремесленников. Все, кто мог держать оружие в руках, поднялись на битву с ордынцами. Всего под знаменами Дмитрия собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. И снова это была соборная рать. На битву с врагом поднялась вся Русь, чтобы действовать сообща.

Мамай остановил свое войско на широком поле около Дона.

В это время к Дмитрию явился посол от Мамая и потребовал дань. Дмитрий ответил, не желая приближать кровопролития, что готов внести дань, но умеренную, небольшую, не разоряя земли Русской. Этого ни посол, ни Мамай не могли вынести. Спор должен был решиться в бою. И русское воинство двинулось из Москвы в сторону Дона, где уже три недели стоял Мамай.

Князь Дмитрий решил, что лучшее место для сражения – Куликовское поле. Оно всё изрезано руслами речушек. Вот почему здесь ордынская конница не смогла бы развернуться и ударить со всей своей силой.

Было начало сентября 1380 года. Реки вздулись от дождей. Князь построил войско на обширном поле на берегу степной речки Непрядвы. Все были при оружии, ветер колыхал княжеские стяги – знамена. Дмитрий снял с себя княжескую одежду, остался в простых доспехах. Он приказал отнести свое княжеское знамя в середину войска, а сам встал в первом ряду и сказал своим воинам: «Умру – с вами, спасусь – с вами!»

Пали русские воины за святую Русь. Но хоть с игом не было покончено, и оно продлилось ещё 100 лет, это сражение было началом разгрома монголо-татар. Этим и славятся в веках Куликовская битва. За битву на Куликовом поле князя Дмитрия назвали Дмитрием Донским. Около Москвы-реки в маленькой церквушке, поставлены памятники тем, кто сражался за русскую землю, на которых всегда горят свечи и лежат цветы.

Ребята, если вы меня сейчас слушали внимательно, то вам не составит труда ответить на вопросы.

– Почему князь Дмитрий выбрал для боя Куликово поле?

– Чего ждал Мамай от Дмитрия, направляя к нему послов? Какой ответ получил он от Дмитрия?

– Как вы думаете, почему князь Дмитрий в бою снял княжеские одежды и не держал княжеское знамя при себе во время боя, как делали это всегда полководцы?

– Почему все русские люди чтят Куликово поле? За что эту битву называют великой?

Правильно. Молодцы!

А что же было с Московским государством после Куликовской битвы?

Откроем свои учебники на странице 62 и узнаем об этом.

Прочитайте текст.

Как выглядел государственный герб?

– Как назывался новый свод законов?

– Какой город стал столицей Московского государства?

– Какие земли не вошли в Московскую Русь?

Вспомним названия нашего государства, его столицы и основателей.

Скажите первое название Руси?

Кто был основателем первой династии правителей Руси?

  • Древняя Русь – Великий Новгород – князь Рюрик.

Скажите следующее название Руси?

Кто был её основателем?

  • Киевская Русь – Киев – князь Олег

С каким названием государства мы познакомились сегодня?

Кто был её основателем?

  • Московское государство – Москва – государь «всея Руси» Иван III.



Итак, наше путешествие подходит к концу.

Что же мы узнали нового?

Кто правил Московским княжеством в XIV веке?

– В каком году и на какой реке произошла Куликовская битва?

– Почему в современной России отмечают день 8 сентября?

– При каком князе Русь окончательно освободилась от Ордынского ига?

Сегодня мы узнали, как объединяли и освобождали Русь.

Мы узнали значение Куликовской битвы и создания Московского государства.

Молодцы!

Сегодня была сложная тема, но вы с ней справились.

Всем спасибо!

Урок окончен.
















Монголо–татарское иго.






















































Необходимо было объединить народы ради общего блага.


Московское княжество.


Юрием Долгоруким.


Иван Калита.








































































































































Судебник.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Как объединяли и освобождали Русь"

Автор: Табатчикова Екатерина Анатольевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства