kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Из истории письменности" УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира разработан для УМК "Начальная школа 21 века".  В конспекте показаны все этапы, согласно ФГОС: 
1)мотивационный этап:
Ученики  вовлечены в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию урока. 
2) исследовательский этап:
Через весь урок красной нитью  учебная  задача решается путём исследования учебного материала. 
3) этап контроля: 
Контроль незаметно переходил в самоконтроль; 
4) рефлексия 
На уроке осуществляется  обратная связь и оценка  результатов  собственной деятельности. 

Кроме этого на уроке используются информационные технологии, дети работают в парах с нетбуками в программа Power Point/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Из истории письменности" УМК "Начальная школа 21 века" »

Из истории письменности



Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности


На доске:

И 100 ‘3 Я письменности


Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)

Учитель: О чём же пойдет речь?

Дети: О возникновении письменности.



В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия. По ходу урока мы будем составлять презентацию, которая поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию.



  1. Актуализация и пробное учебное действие

Как вы правильно определили, тема нашего урока сегодня называется «История письменности». Запишите тему на 2 слайде.

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Запишите цели нашего урока на слайде 2.

Ребята, как вы думаете, зачем нужна письменность?

Но письменность была не всегда. Тогда как-же древние люди передавали друг другу информацию? С помощью чего?

Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом?

Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.

Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.



Так почему возникла необходимость появления письменности?



Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Но путь к появлению письменности был долгим. Как появилось письмо? Что нам может помочь в ответе на этот вопрос? Откроем учебник с.71.

Давайте сами попробуем передать информацию с помощью рисунков.

Способ этот, ребята, называется «пиктограмма» - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Работа в группах: 1. Дождь льёт по крыше;2. Грибы растут под ёлкой; 3. Человек сидит на пригорке и смотрит на реку.



Молодцы, вы хорошие письма написали.

Как вы думаете, что у нас нарисовала … группа за предложение?

Вы отлично справились с заданием. Но я видела, что у вас возникли трудности. Какая трудность у вас возникла при расшифровке рисунка?

Правильно ребята, вы поняли, что расшифровка рисунков создаёт трудности в недосказанности, длительности времени и не все отлично могут с помощью рисунка передать нужную информацию.

Кроме того длинные предложения рисовать долго и трудно, да и не у всех получались ясные и понятные рисунки. Вот и разберись, что хотели сказать! Тогда люди стали делать рисунки более простыми. Для этого старались сложное изображение превратить в значок из двух-трех линий. Теперь каждый такой значок обозначал какое-то одно слово, и все их нужно было запоминать. Например, волнистая линия означала «вода», а квадратик – «камень». Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ.

Слайд№2: Иероглифы. Папирус. Египет.

Ребята что мы видим с вами на слайде? Правильно египетские иероглифы, папирус. А что означают эти иероглифы?

Хорошо, молодцы.

Другие - же народы решили пойти по другому пути. Междуречье.

Слайд№3: Показ от рисунка к букве. Глиняная табличка. Клинопись.

Что мы с вами видим на слайде?

А вот в Древнем Вавилоне было очень много глины, и из нее стали делать специальные таблички для письма. Пока глина была сырой и мягкой, на ней острой палочкой можно было легко выдавливать надписи. Но на глине очень трудно проводить прямые линии. Поэтому вавилонские иероглифы очень скоро превратились в прямые черточки, похожие на клинышки. Вавилонская письменность так и называется – КЛИНОПИСЬ. Клинописные значки обозначали слоги, а не слова или звуки, и этих значков было очень много. Читать и писать умели только те, кто долго учился.

Людей, которым необходимо было читать и писать, становилось все больше. Купцы, воины, ремесленники. И постепенно письменность стала все больше упрощаться. В разных странах стали пользоваться одним значком для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы – жители небольшой страны на берегу Средиземного моря, купцы и мореходы. В финикийском алфавите 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные на письме пропускали. Писали на папирусе (очень тонкая бумага) и пергаменте чернилами.

Слайд№4: Буквы Финикийского алфавита.

Алеф ( ); Бет ( ); Гимел ( ); Далет ( ); Хэй ( ); Каф ( ); Аин ( ); Рейш ( ); Куф ( ) ; Тав ( ).

На какую букву русского алфавита каждая из них похожа? Хорошо, молодцы.

Физминутка:

IV. Освоение нового материала:

А на чем же писали в Древней Руси?

Острой железной палочкой – писалом – процарапывали на куске бересты. Затем стали писать перьями. Что еще, кроме камня, дерева, глиняных черепков, дощечек, бересты использовали для письма? Пергамент. Пергамент – очень дорогой материал. Для написания рукописей его требовалось много.

Вот такой путь прошла письменность – от иероглифов до алфавита. Проверка правильности заполнения таблицы на экране.



Когда же на нашей территории возникла письменность? А об этом мы с вами узнаем открыв учебники на стр.72. Работа с текстом.

Слайд№5: Кирилл и Мефодий.

Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век. Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр.60 (2 красная строка) Как называлась эта азбука? Сколько букв входило в неё?

- Изменилась ли она сейчас?

– Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я.



- Сколько букв в современном русском алфавите?



- Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

Благодаря Кириллице в др. русском государстве появилась славянская письменность.

Да, ребята и теперь мы с вами видим что язык-то живой, он видоизменяется, упрощается и многие буквы которые просто исчезли из современного алфавита.

Ребята что нового мы сегодня узнали на уроке?

Какая сегодня была тема нашего урока?

С чего-же начиналась письменность?

VI. Итог урока. Рефлексия:

Ребята, хорошо вы ответили и много запомнили. А сегодня есть пиктограммы?

А вот это тогда что за знаки? Вы можете их прочитать? Почему сегодня они нужны?

Привести примеры. Да, на сегодняшний день эти знаки это общий язык всех народов.

Оцените свою работу на уроке с помощью данных пиктограмм.

Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень хорошо и дружно работали.

Вид письменности

На чем писали?

Чем писали?

Иероглифы

Скалы и камни, дерево, стены пещер, рога и кости животных, береста

Уголь


Клинопись

Глина

Острая палочка

Финикийское письмо

Пергамент, папирус

Чернила

Алфавит (Древняя Русь)

Береста, пергамент, бумага

Бронзовое писало, перо




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Железняк Ольга Игоревна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212699


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства