kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по "Окружающему миру", 2-ой класс, система Л.В.Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Грибы" для 2-го класса по системе Л.В.Занкова.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением гриба. Установить: грибы-особое царство живых организмов.

Задачи:

Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.

Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативная: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.

Личностная:  Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, проектор, презентация «Грибное царство»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по "Окружающему миру", 2-ой класс, система Л.В.Занкова »



Урок по «Окружающему миру» , 2 класс, система Л.В.Занкова



Автор – Лобова ольга Анатольевна, учитель начальных классов, гимназия №2, город Великий Новгород



Тема : «Грибы» (по системе Л.В.Занкова)

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления знаний.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением гриба. Установить: грибы-особое царство живых организмов.

Задачи:

Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.

Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .

Коммуникативная: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.

Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, проектор, презентация «Грибное царство»

Деятельность учителя

1.Мотивация.

Природа- наш огромный дом,

И всем найдётся место в нём:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова , выражающие это отношение)

- Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас миру, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?

2. Актуализация опорных знаний.

-Озвучьте схему «Царства природы». Cл1

- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?



3.Сообщение темы урока

- В мире живой природы оказывается есть ещё одно царство.

-Отгадайте название царства, в которое мы сегодня отправимся.

и н е б р о г

5 7 4 2 6 1

- Сегодняшний урок — это урок приобретения новых знаний. Мы разделимся на 3 команды (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес.



4. Постановка цели и задач урока.

- А что интересного может нас ждать в этом царстве?

- Cегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.



5 .Изучение нового материала.

- Почему грибы — это живая природа?

-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.

Вопрос: 1 команда 2 команда 3 команда

-К какому миру живой природы можно отнести грибы?

-Гриб-это животное.

-Гриб-это что-то другое

-Гриб-это растение

(В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.)

В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:

-Какие части растений вам известны?

-Что можно сказать о грибах?

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

-А к миру животных?

-Так что же это такое — грибы?

- Совершенно верно. Грибы — это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.



- Что бы вы хотели узнать об этих удивительных творениях природы?

- Как назвать то, что я держу в руках?(муляж гриба)

- Вы в этом уверены? Так считают многие, потому что не знают, что это плодовое тело гриба. а в почве спрятана главная часть гриба. Сл2

-Можно ли уточнить наши предположения? А где мы можем найти такую информацию?



Сл. Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая — под землей.)

-Как их можно назвать?

- Из чего состоит надземная часть? А подземная?

-Что образуется в нижней части шляпки ?

-По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А как называются вместе ножка и шляпка? Сл3

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? — Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- На самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

- Верно. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.

Откройте учебник на стр.70. Прочитайте текст. Что нового узнали?

Теперь проверим, как вы усвоили новые знания о грибах. На карточке подпишите названия частей гриба. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. (Взаимопроверка)

-Все грибы, которые вы знаете имеют шляпку. Какое название вы бы им дали?,. Почему? Сл4



-Сейчас я покажу то, что вы видели много раз, но никто не догадывался, что это такое. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, покрытые плесенью.)

- Что это?



- А чем плесень может нас заинтересовать? Где можно добыть информацию о ней?



-Прочитайте мат-л на стр72-73 и подготовьте вопрос.



-Почему плесень можно назвать грибом? Давайте ещё раз рассмотрим рисунок учебника.



— Чего нет у плесени?



- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом?



- Как бы вы назвали этот гриб ? Сл5 6Ф\м



6. Закрепление изученного.

- А теперь я вас приглашаю на прогулку в лес . Сл 5



-Войдя в лес, мы пойдем по лесной тропинке, а по дороге сделаем несколько привалов. О чем бы в хотели напомнить друзьям?

– А вы знаете, что сбор грибов – это не простая работа.

Инсценировка «Мухомор».



- А какими грибами ещё можно отравиться?

-Где мы можем найти ответ?

- Прочитаем правило на стр71.

- Если ядовитые грибы так опасны, может быть их лучше все выкопать, затоптать, удалить с лица Земли? Как вы думаете? Сл6,7



- Ребята, смотрите «грибное царство» нам открывает свои двери. Сделаем первый привал и узнаем, как люди научились пользоваться грибами. У вас на партах лежат листочки. Объединитесь в группы , поработайте с информацией и определите, кто будет информировать класс.



. На Руси была своя грибная столица – Судиславль недалеко от Москвы. С давних времен грибы считают продуктом питания, врачевания. Поэтому рассказ о грибах будет не совсем полным, если мы не узнаем, чем же полезны грибы для нашего здоровья?



-Теперь мы понимаем почему нельзя уничтожать незнакомые грибы? Давайте составим памятку грибнику, как правильно собирать грибы. Посоветуйтесь и предложите как это нужно делать.



-А теперь сравните эту памятку с предложенной . Сл13



Памятка грибнику

Если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше такой гриб не брать.

Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми.

Нельзя собирать возле дороги.

Срезать ножом.

Постоянно пополняй знания о грибах – тогда сомнений будет меньше.

7. Контроль усвоения.

— Какое значение имеют грибы в природе? Cл15

-Итак, наше путешествие по грибному царству заканчивается. Но прежде, чем выйти из него, давайте проверим, все ли хорошо мы усвоили. Сейчас проведем письменный экспресс опрос.

Грибы – это растения.

Главной частью гриба является плодовое тело.

Шляпка и пенек образуют плодовое тело.

Может ли гриб вырасти на дереве?

Животные едят несъедобные грибы.

Шампиньон — это ядовитый гриб.

Бледная поганка — это съедобный гриб.

Размножаются грибы спорами. (-,-,+,+,+,-,-,+) Сл 16



- Проверьте свою работу и на листочке определите своё место на пьедестале знаний.



8. Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие .Что нового вы для себя открыли?

- В чём вы затруднялись?

-Оцените свою работу и определите своё место на пьедестале успеха.



9. Домашнее задание.

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад.



Деятельность учащихся

-Бережно, внимательно, быть чутким, уметь помогать слабым…

-Природа бывает живая и неживая. Живую природу учёные условно разделили на царства, о которых мы уже знаем. (Царство животных , растений.)

-Наверное, нет.

- Грибное.

- Почему это отдельное царство и кто живёт в нем? Какие грибы бывают?

-Грибы появляются (рождаются), растут, умирают .

- Корень, стебель, ветки, листья, плод.

- У грибов нет листьев, стебля, веток. Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- Нет.

- Тоже нет.

- Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.

-Как растут грибы и какую пользу, а может быть вред они приносят окружающим? Научиться распознавать грибы…

-Гриб.

- Да. Нам может помочь учебник.

Чтение текста.

Рассматривают строение гриба на слайде и уточняют названия.

-Надземная и подземная.

-Из ножки и шляпки.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

-Плодовое тело.

-Состоит из нитей, похожа на паутину.

-Грибница важнее, чем плодовое тело. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Если повредить грибницу, то грибы не вырастут. Это как у растений.

- У них есть шляпки, значит они шляпочные. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

-Плесень.

- Мы можем посмотреть в словаре , что такое плесень. А можем прочитать в учебнике.

Работают со словарем.

-Почему плесень называют грибами?

- Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.

- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)

-Шляпки.

-Нет.

- Плесневый.

-О правилах поведения в лесу.

- Не все грибы можно собирать.



Подготовленные уч-ся организуют игру.

Я стою в красивой шляпке

На изящной белой лапке,

Но обходят все меня!

Мух морю от скуки я,

Мух – мо-рю – от – ску – ки – я!

Как зовут меня, друзья? (Мухомор)



- Верно, величают меня Мухомор Мухоморычем. Я так устал от скуки, мне очень хочется с вами поиграть в игру «Найди двойника». Я буду называть ядовитый гриб, а вы съедобный, с которым можно его спутать.



Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на стр72. Итак, готовы? Начнем. Бледная поганка – сыроежка, шампиньон; ложные опята – опята; желчный гриб – белый гриб, подберезовик; ложная лисичка – лисичка.

- В учебнике. Спросить у взрослых.



Работают с правилом.

-Нельзя. Ими лечатся животные и кормятся.



Сообщения учеников.( работа в группах.)

I Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? Грибы не имеют зелёной окраски.

Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Существует 120 тысяч разновидностей грибов. В нашей стране произрастает 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Возникла наука о грибах микология. Сл 8-12



II. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравления, но любовь к вкусным блюдам заставила научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. Грибы содержат большое количество витаминов. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными, сушеными грибами направлялся в города



III. Японские и американские учёные нашли в белых грибах вещества, противодействующие раку. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах для лечения холеры. Издавна водную настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, и радикулита .



IV. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не хватало перевязочного материала.



Работают в парах.

Выделяют несказанное.

-Служат кормом для животных . Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных и человека).



Работают самостоятельно . Самооценка.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по "Окружающему миру", 2-ой класс, система Л.В.Занкова

Автор: Лобова Ольга Анатольевна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230258


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства