Конспект урока по "Окружающему миру", 2-ой класс, система Л.В.Занкова
Конспект урока по "Окружающему миру", 2-ой класс, система Л.В.Занкова
Конспект урока на тему "Грибы" для 2-го класса по системе Л.В.Занкова.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением гриба. Установить: грибы-особое царство живых организмов.
Задачи:
Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.
Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативная: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.
Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по "Окружающему миру", 2-ой класс, система Л.В.Занкова »
Урок по «Окружающему миру» , 2 класс, система Л.В.Занкова
Автор – Лобова ольга Анатольевна, учитель начальных классов, гимназия №2, город Великий Новгород
Тема : «Грибы» (по системе Л.В.Занкова)
Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления знаний.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением гриба. Установить: грибы-особое царство живых организмов.
Задачи:
Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе.
Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .
Коммуникативная: Содействовать умению детей оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты.
Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова , выражающие это отношение)
- Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас миру, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
2. Актуализация опорных знаний.
-Озвучьте схему «Царства природы». Cл1
- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?
3.Сообщение темы урока
- В мире живой природы оказывается есть ещё одно царство.
-Отгадайте название царства, в которое мы сегодня отправимся.
и н е б р о г
5 7 4 2 6 1
- Сегодняшний урок — это урок приобретения новых знаний. Мы разделимся на 3 команды (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес.
4. Постановка цели и задач урока.
- А что интересного может нас ждать в этом царстве?
- Cегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
-Я вижу, что вы вполне готовы к работе.
5 .Изучение нового материала.
- Почему грибы — это живая природа?
-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответа. Ваша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.
Вопрос: 1 команда 2 команда 3 команда
-К какому миру живой природы можно отнести грибы?
-Гриб-это животное.
-Гриб-это что-то другое
-Гриб-это растение
(В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле.)
В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов:
-Какие части растений вам известны?
-Что можно сказать о грибах?
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
-А к миру животных?
-Так что же это такое — грибы?
- Совершенно верно. Грибы — это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
- Что бы вы хотели узнать об этих удивительных творениях природы?
- Как назвать то, что я держу в руках?(муляж гриба)
- Вы в этом уверены? Так считают многие, потому что не знают, что это плодовое тело гриба. а в почве спрятана главная часть гриба. Сл2
-Можно ли уточнить наши предположения? А где мы можем найти такую информацию?
Сл. Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая — под землей.)
-Как их можно назвать?
- Из чего состоит надземная часть? А подземная?
-Что образуется в нижней части шляпки ?
-По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А как называются вместе ножка и шляпка? Сл3
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? — Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
- На самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
- Верно. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.
Откройте учебник на стр.70. Прочитайте текст. Что нового узнали?
Теперь проверим, как вы усвоили новые знания о грибах. На карточке подпишите названия частей гриба. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. (Взаимопроверка)
-Все грибы, которые вы знаете имеют шляпку. Какое название вы бы им дали?,. Почему? Сл4
-Сейчас я покажу то, что вы видели много раз, но никто не догадывался, что это такое. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, покрытые плесенью.)
- Что это?
- А чем плесень может нас заинтересовать? Где можно добыть информацию о ней?
-Прочитайте мат-л на стр72-73 и подготовьте вопрос.
-Почему плесень можно назвать грибом? Давайте ещё раз рассмотрим рисунок учебника.
— Чего нет у плесени?
- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом?
- Как бы вы назвали этот гриб ? Сл5 6Ф\м
6. Закрепление изученного.
- А теперь я вас приглашаю на прогулку в лес . Сл 5
-Войдя в лес, мы пойдем по лесной тропинке, а по дороге сделаем несколько привалов. О чем бы в хотели напомнить друзьям?
– А вы знаете, что сбор грибов – это не простая работа.
Инсценировка «Мухомор».
- А какими грибами ещё можно отравиться?
-Где мы можем найти ответ?
- Прочитаем правило на стр71.
- Если ядовитые грибы так опасны, может быть их лучше все выкопать, затоптать, удалить с лица Земли? Как вы думаете? Сл6,7
- Ребята, смотрите «грибное царство» нам открывает свои двери. Сделаем первый привал и узнаем, как люди научились пользоваться грибами. У вас на партах лежат листочки. Объединитесь в группы , поработайте с информацией и определите, кто будет информировать класс.
. На Руси была своя грибная столица – Судиславль недалеко от Москвы. С давних времен грибы считают продуктом питания, врачевания. Поэтому рассказ о грибах будет не совсем полным, если мы не узнаем, чем же полезны грибы для нашего здоровья?
-Теперь мы понимаем почему нельзя уничтожать незнакомые грибы? Давайте составим памятку грибнику, как правильно собирать грибы. Посоветуйтесь и предложите как это нужно делать.
-А теперь сравните эту памятку с предложенной . Сл13
Памятка грибнику
Если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше такой гриб не брать.
Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми.
Нельзя собирать возле дороги.
Срезать ножом.
Постоянно пополняй знания о грибах – тогда сомнений будет меньше.
7. Контроль усвоения.
— Какое значение имеют грибы в природе? Cл15
-Итак, наше путешествие по грибному царству заканчивается. Но прежде, чем выйти из него, давайте проверим, все ли хорошо мы усвоили. Сейчас проведем письменный экспресс опрос.
- Проверьте свою работу и на листочке определите своё место на пьедестале знаний.
8. Рефлексия.
- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие .Что нового вы для себя открыли?
- В чём вы затруднялись?
-Оцените свою работу и определите своё место на пьедестале успеха.
9. Домашнее задание.
- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад.
Деятельность учащихся
-Бережно, внимательно, быть чутким, уметь помогать слабым…
-Природа бывает живая и неживая. Живую природу учёные условно разделили на царства, о которых мы уже знаем. (Царство животных , растений.)
-Наверное, нет.
- Грибное.
- Почему это отдельное царство и кто живёт в нем? Какие грибы бывают?
-Грибы появляются (рождаются), растут, умирают .
- Корень, стебель, ветки, листья, плод.
- У грибов нет листьев, стебля, веток. Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- Нет.
- Тоже нет.
- Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
-Как растут грибы и какую пользу, а может быть вред они приносят окружающим? Научиться распознавать грибы…
-Гриб.
- Да. Нам может помочь учебник.
Чтение текста.
Рассматривают строение гриба на слайде и уточняют названия.
-Надземная и подземная.
-Из ножки и шляпки.
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
-Плодовое тело.
-Состоит из нитей, похожа на паутину.
-Грибница важнее, чем плодовое тело. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Если повредить грибницу, то грибы не вырастут. Это как у растений.
- У них есть шляпки, значит они шляпочные. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
-Плесень.
- Мы можем посмотреть в словаре , что такое плесень. А можем прочитать в учебнике.
Работают со словарем.
-Почему плесень называют грибами?
- Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)
-Шляпки.
-Нет.
- Плесневый.
-О правилах поведения в лесу.
- Не все грибы можно собирать.
Подготовленные уч-ся организуют игру.
Я стою в красивой шляпке
На изящной белой лапке,
Но обходят все меня!
Мух морю от скуки я,
Мух – мо-рю – от – ску – ки – я!
Как зовут меня, друзья? (Мухомор)
- Верно, величают меня Мухомор Мухоморычем. Я так устал от скуки, мне очень хочется с вами поиграть в игру «Найди двойника». Я буду называть ядовитый гриб, а вы съедобный, с которым можно его спутать.
Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на стр72. Итак, готовы? Начнем. Бледная поганка – сыроежка, шампиньон; ложные опята – опята; желчный гриб – белый гриб, подберезовик; ложная лисичка – лисичка.
- В учебнике. Спросить у взрослых.
Работают с правилом.
-Нельзя. Ими лечатся животные и кормятся.
Сообщения учеников.( работа в группах.)
I Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? Грибы не имеют зелёной окраски.
Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.
Существует 120 тысяч разновидностей грибов. В нашей стране произрастает 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Возникла наука о грибах микология. Сл 8-12
II. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравления, но любовь к вкусным блюдам заставила научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. Грибы содержат большое количество витаминов. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными, сушеными грибами направлялся в города
III. Японские и американские учёные нашли в белых грибах вещества, противодействующие раку. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах для лечения холеры. Издавна водную настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, и радикулита .
IV. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не хватало перевязочного материала.
Работают в парах.
Выделяют несказанное.
-Служат кормом для животных . Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных и человека).