Задачи: Познакомить детей с творчеством В. В. Бианки и содержанием его произведения «Первая охота». Учить работать с книгой. Учить отвечать на вопросы по прочитанному. Учить делить текст на части. Формировать естественный интерес учащихся к братьям нашим меньшим. Формировать навыки правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения. Начать экологически-ориентированное образование посредством литературного чтения. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка. Развивать умение анализировать рассказ. Развивать воображение, речь, мышление , память. Расширять и углублять знания детей о природе, и, в частности, о животных, о взаимосвязи человека и окружающего мира. Реализовать программные установки: расширять знания и представления об окружающем мире, вести активное речевое развитие школьников, изучать русский язык и его эстетические функции. Воспитывать у детей любовь к природе, бережному к ней отношению, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости. | Организационные формы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная работа. Методы: По источнику познаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная, творческая работа. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, иллюстративный. Принципы обучения: Принцип доступности –материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Принцип наглядности – наглядный и демонстративный материал. Принцип дифференцированного подхода –задания создаются и выполняются по уровням обучения. |
* У Михаила Пришвина есть удивительные слова: « Рыбе –вода, птице – воздух, зверю- лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» - Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу? * Учитель вывешивает на доску карточку с фамилиями писателей: А.С. Пушкин, В.В. Бианки, Ф.И. Тютчев - Что общего в этих словах? ( вспомните письмо-правописание фамилий людей) - Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве писателя 20 века- Виталия Валентиновича Бианки ( учитель переворачивает карточку с именем писателя) ( Учитель вывешивает каточки со словами: МЕДВЕДЬ, СОРОКА, БЕРЕЗА, РОМАШКА, ОСИНА, ЯСТРЕБ, ВОЛК, РОЗА. - На какие группы можно сгруппировать эти слова? ПТИЦЫ и ЗВЕРИ - это животные ДЕРЕВЬЯ И ЦВЕТЫ - это растения Скажите одним словом, о чем писал Виталий Бианки. - Верно, Виталий Бианки посвятил свои произведения природе. Для этого прочитайте и соедините первые буквы слов ( учитель вывешивает слова: ПАВЛИН,ЕНОТ, РАК, ВОЛК, АЛЬБАТРОС, ЯГУАР, ОРЕЛ, ХОМЯК, ОСЛИК, ТЕТЕРЕВ, АКУЛА) ( учитель вывешивает карточку) | Ответы детей. - Это фамилии русских писателей и поэтов. Все фамилии пишутся с большой буквы, начинаются на согласные буквы. - Из них можно выделить фамилию 1. Бианки. (Это современный автор). 2. В слове Бианки – 3 слога, а в словах Пушкин и Тютчев – 2 слога. 3. В слове Бианки ударение падает на второй слог, в словах Пушкин, Тютчев на первый. Дети вслух читают имя писателя. Дети цепочкой читают эти слова. Звери- МЕДВЕДЬ, ВОЛК Птицы- СОРОКА, ЯСТРЕБ Деревья- ОСИНА, БЕРЕЗА, Цветы- РОЗА, РОМАШКА Это слово – ПРИРОДА Дети читают самостоятельно и отвечают хором «ПЕРВАЯ ОХОТА» Виталий Валентинович Бианки «Первая охота» КАРТОЧКА В.В. Бианки «Первая охота» Цель: познакомиться с творчеством…… и его произведением…….., учиться правильно, выразительно………. отвечать на…………. Ученики читают и вставляют пропущенные слова. |
- Глядя на портрет писателя, и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком? ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ» -Как вы считаете, кто такой орнитолог? * Словарная работа: ОРНИТОЛОГ-ЭТО ученый человек, изучающий птиц и их повадки ( Из словаря Ожигова) * Работа по учебнику. С.98 - Самые разные представители природы стали героями его произведений. Два из них стали главными героями рассказа «Первая охота» ЗАГАДКА «Она, как змейка, В траве мелькает, ЯЩЕРКА Хвостом виляет. Хвост оторвет- Другой наживет. ФИЗКУЛЬМИНУТКА Давайте представим, как ящерка может забираться в норку. Зимой ящерка в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Весной она просыпается, потягивается, вылезает из норки, все лето ползает по лесу. - Назовите еще одного героя рассказа В. Бианки «Первая охота» - Что произошло со щенком? Почему он не смог поймать ящерку? - А как вы думаете, зачем? - Она так и остается без хвоста? Учитель прикрепляет картинки с изображением ящерки и щенка. При чтении обратите внимание на действия героев. - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? - Прочитайте, как об этом говорит В. Бианки. ( Выборочное чтение) - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? - Что случилось с хвостом ящерки? 1 группа - КРАСНЫЕ – учащиеся с высоким уровнем обучаемости. Задание - Давайте нарисуем словесную картину, на которой изображен щенок в этот момент. В зарисовке отразим по порядку следующее: поза щенка; голова; уши; рот; выражение глаз. 2 группа - СИНИЕ – учащиеся со средним уровнем обучаемости. Задание – Вам даны вопросы: Как?. Зачем?. Почему?. Кто? Придумайте вопросы к тексту.
3 группа – ЗЕЛЕНЫЕ- учащиеся с низким уровнем обучаемости. Задание – Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.Бианки. ЩЕКОН БАОБЧАК МУЙВЕРА ЩЕЯКАР
( читаем текст еще раз, хлопая в ладоши, когда встречается слово Ящерка) - Назовите действия ящерки. -Назовите действия щенка. - Почему же охота щенка была неудачной? - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрался к ящерке и скажите, что он сделал правильно, а что - нет. ( Выборочное чтение) - Что же не хватило щенку, чтобы охота была удачной? * ВЫВОД - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений. Вам в накоплении жизненного опыта помогут собственные действия, советы взрослых и «умные книги». Скажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вам помог чей-либо совет или ваш собственный опыт? - Кто из героев рассказа вам понравился ? -Как можно по - другому озаглавить рассказ? | Дети высказывают свое мнение , а затем смотрят и слушают презентацию . Ответы учащихся. Ученик читает материал про писателя с. 98 Сильный ученик читает по карточке загадку. Все отгадывают. Дети слушают доклад, подготовленный учеником. ( Ящерица больше размером, она взрослая, а ящерка – маленькая, можно назвать этим словом детёныша ящерицы.) Длина тела ящерки 18см, половина приходится на тонкий и гибкий хвост. Тело ящерицы покрыто мелкой чешуей. Ящерицы не имеют постоянной температуры тела. Они любят погреться утром на солнышке, - за ночь они остывают и становятся вялыми. Когда наступает зима, ящерицы забираются поглубже в норки или под корни деревьев, и засыпают.
Дети изображают движения ящерицы.
Дети следят и слушают. Дети слушают доклад, подготовленный учеником: Это маленький щенок- детеныш собаки. Они были первыми домашними животными. Её предки, различные виды волков, шакалов, были одомашнены ещё в каменном веке. Самое главное- это верный и бескорыстный друг человека. Это хорошие охотники, сторожа, пастухи, связисты. Во время войны помогали человеку отыскивать мины, выносили раненых с поля боя. - Щенок не мог поймать ящерку, потому что он не знал, что у нее отделяется хвост - Чтобы спастись. - Через несколько недель отрастает новый, только короче. Дети читают вслух цепочкой. Отвечают на вопросы. Ящерка сидела на камне и грелась Щенок подкрался к ящерке и ухватил ее за хвост. Хвост отделился и остался в зубах у щенка. Щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление. Как сидела ящерка? Зачем она отбросила свой хвост? Почему щенок удивился? Кто неудачно поохотился? Щенок, бабочка. Муравей. Ящерка Учащиеся отвечают на вопросы своей карточки. Дети читают текст, хлопая в ладоши. СИДЕЛА, ЗАКРЫЛА ГЛАЗА, ГРЕЛАСЬ, ИЗВЕРНУЛАСЬ, СИДИТ , ОТРАЩИВАЕТ ПОДКРАЛСЯ, ПРЫГ, УХВАТИЛСЯ, ФЫРКНУЛ, БРОСИЛ ХВОСТ И ЗА НЕЙ. - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно. Правильно – тихонько подкрался Неправильно – схватил ящерку за хвост. - Щенку не хватило опыта. Он охотился в первый раз и не знал, что в минуту опасности ящерка отбрасывает хвост. (Дети делятся сообщениями). Охота на ящерицу Чудесное спасение Охота не удалась Томкина охота. |