Конспект урока по математике «Взаимосвязь сложения и вычитания. Туда и обратно». 2 класс. УМК "Планета знаний"
Конспект урока по математике «Взаимосвязь сложения и вычитания. Туда и обратно». 2 класс. УМК "Планета знаний"
Цель урока:
познакомить с понятием «взаимно обратные действия», учить решать и составлять обратные задачи, выполнять математические действия и делать проверку вычислений.
Предметные результаты:
Уметь использовать в речи термин «взаимно обратные действия».
Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
Знать структуру задачи.
Уметь решать задачи в одно действие.
Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
Уметь выполнять вычисления изученных видов и делать проверку вычислений.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование, сравнение, анализ).
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
На протяжении всего урока между поставленными задачами осуществлялась взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному.
Организационная структура урока.
Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока, они выдержаны во времени (для проведения урока отводилось 45 мин.)
Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике «Взаимосвязь сложения и вычитания. Туда и обратно». 2 класс. УМК "Планета знаний" »
Предмет: Математика
Учитель: Чиркунова Т.И.
Класс: 2. УМК: «Планета Знаний».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование (с использованием ИКТ).
Тема: «Взаимосвязь сложения и вычитания. Туда и обратно»
Цель урока: познакомить с понятием «взаимно обратные действия», учить решать и составлять обратные задачи, выполнять математические действия и делать проверку вычислений.
Предметные результаты:
Уметь использовать в речи термин «взаимно обратные действия».
Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
Знать структуру задачи.
Уметь решать задачи в одно действие.
Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
Уметь выполнять вычисления изученных видов и делать проверку вычислений.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные: Уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование, сравнение, анализ).
Оборудование:
Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, учебник.
Для ученика: ноутбук, учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, гостям, мне, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию чего-то нового.
Я вижу, настроение у вас хорошее.
Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.
Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, желают плодотворной работы
2. Разминка
- Предлагаю начать наш урок с разминки.
- У вас на парте карточки с числами.
Ваша задача решить выражения, которые я вам назову и обвести ответ в кружок.
К 10 прибавить 5
21+4
Из 30 отнять 3
96-6
68+2
К 41 прибавить 6
Из 52 отнять 3
88-7
Найдите сумму чисел 76 и 2
90+7
Из 19 отнять 9
37-6
- А теперь соедините ответы в порядке увеличения.
- Посмотрите, если у вас получилась цифра 8, значит, вы все сделали правильно.
Молодцы!
Считают и обводят полученный результат в кружок.
Соединяют полученные результаты в порядке возрастания.
4. Определение темы и целей урока.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли будущих учёных и исследовать ещё одну очень важную тему. Согласны?
- А знаете кто такие ученые?
- Есть ли у вас знакомые учены?
- Хотите стать учеными?
- Когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. Значит, сначала необходимо узнать название темы. Хотите узнать?
- Для этого нам необходимо совершить некоторые операции.
- А для этого мы должны отправиться в больницу?
- А какие же операции мы должны совершить, если мы на уроке математики?
- Каким словом можно заменить слово операции?
- Попробуйте совершить математические действия.
- Определите, какое выражение соответствует каждой задаче, а для этого совершите необходимые математические действия.
а) б)
в)
54-26=28 26+28=54 54-28=26
- Что общего в этих задачах и чем они отличаются?
- Как бы вы назвали такие задачи?
Вывод: такие задачи называют обратными, точнее, задачи б) и в) – это задачи, обратные к задаче а).
- Какое действие вы делали с числами в 1-ой задаче и что получили?
- Как называются компоненты при сложении?
- Какое действие вы делали с числами во 2-ой и 3-ей задачах?
- Что можете сказать про действия сложение и вычитание?
-Значит, как еще можно назвать эти действия?
-Так какая тема нашего урока?
- А вам приходилась совершать взаимно обратные действия? Какие?
- Как вы думаете, для чего используют взаимно обратные действия в математике?
- Так какую цель вы поставите перед собой на уроке и для чего?
- Ребята не забывайте, что сегодня вы ученые, а с учеными могут происходить самые удивительные и непредвиденные ситуации при достижении целей своих исследований. Чтобы нам добиться целей и выйти достойно из разных ситуаций, потребуется внимание, логика, знания, желание, а, значит, будут необходимы ваша дружба, слаженность в работе, организованность
Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.
Нет
Математические
Действия
У этих задач:
Один и тот же сюжет;
одинаковые числовые данные, но меняется неизвестное;
Задачи решаются по-разному.
Такие задачи называют обратными
Действие сложение и получили сумму
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма
Во 2-ой и 3-ей задачах мы из суммы вычитали известный компонент и получали неизвестный
Они тесно связаны между содой
Взаимно обратные действия
Взаимно обратные действия
Взаимно обратные действия используют для проверки
Учиться выполнять взаимно обратные действия, чтобы проверять правильность своих решений
- И так, для чего используют взаимно обратные действия?
- Перед вами выражения, нужно выполнить действие и проверить результат с помощью обратного действия. (стр. 112, № 2 на слайде, первую карточку выполняем все вместе.
На слайде
- 2 и 3 карточке выполите самостоятельно. (Взаимопроверка)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу.
- Так каким действием проверяем сложение? Вычитание?
Для проверки своих решений
2 и 3 карточке выполняют самостоятельно.
Взаимопроверка по образцу Если все правильно на полях - 8
- Я считаю, что ученые могут быстро и правильно решать задачи разной сложности.
- Вы с этим согласны?
- Следует ли нам брать с них пример и также справляться с решением задач?
Таким образом, я предполагаю, что мы достойно справимся с решением данной задачи.
НА СЛАЙДЕ (стр 113, №4 (а))
- Прочитайте условие задачи. (В книге 2 волшебные сказки. Первая занимает 28 страниц. Сколько занимает вторая, если всего в книге 45 страниц?
- О чем говорится в этой задаче?
- На что указывает число 45?
- Из скольких частей состоит наше целое?
- Выберете схему к задаче. Объясните свой выбор.
1)
2)
3)
- Как найдем неизвестную часть?
- Запишите решение самостоятельно.
- Каким действием решали задачу?
- Как проверить, правильно ли решена задача?
- Каким действием будем выполнять проверку и почему?
Запишите проверку.
Молодцы!
Вывод: - Так что нужно сделать, чтобы быть уверенным в правильности своего решения?
О страницах в книге
На целое, общее количество страниц в книге
Целое состоит из двух частей
Из целого вычтем известную часть
45-28=17 (стр.) – занимает вторая сказка.
Вычитанием
Составить обратную и решить ее, т.е. сделать проверку
Сложением, т.к. задача решалась вычитанием
28+17=45 (стр.) – всего в книге
Ответ: 17 страниц
Необходимо совершить обратное действие и сделать проверку
8. Вторичное закрепление
- А теперь поработайте в группе и составьте выражения на сложение с данными числами и совершите взаимно обратные действия. (У детей на партах карточки с номерами групп
1, 4 группа
Составьте выражения на сложение с данными числами и совершите взаимно обратные действия