Тема урока: В.Драгунский «Заколдованная буква».
Цель урока: 1. Образовательная: совершенствование навыков
выразительного, осознанного чтения, учить понимать
и чувствовать язык произведения;
2. Развивающая: развивать умение анализировать
эмоциональное состояние героев, умение
ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению
художественной литературы;
3. Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию
учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.
Оборудование: Презентация, листы на партах.
Ход урока:
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
- Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
- Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
2.Проверка домашнего задания.
- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел. Как он называется? (Учимся читать). И поэтому, сейчас проведём тест по этому разделу.
Тест
1.Что несла тётя Варя в авоське, в стихотворении В.Левина «Чудеса в Авоське»? (арбуз)
2. Кто перехитрил волка в сказке В.Заходера «Как волк песни пел»? (овцы)
3.Как называется рассказ В.Осеевой, где действие было в детском саду (Сторож).
4.Кто написал стихотворение «Рыцари» (А.Барто).
5. Что сломалось у старика в русской сказке «Самое дорогое» (нож).
6. К какой сказке подходит пословица: «За двумя зайцами погонишься, не одного не поймаешь».
3.Постановка целей урока.
- Ребята, обратите внимание на выставку. Книги, какого писателя вы видите?
- Какие произведения, представленные на выставке, вы читали?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, что нового узнаем?(ответы детей)
-На уроке мы познакомимся с биографией Владимира Драгунского, будем учиться работать с текстом, учиться красиво и правильно говорить, учиться рассуждать о прочитанном.
4.Знакомство с биографией.
- Послушайте биографию писателя (рассказывают дети).
5.Работа со словами.
1.Читать сначала плавно по слогам, затем – слитно, целыми словами (на доске).
2.Найди ошибки, прочитай правильно.
3. Читай внимательно.
4.Читать целыми словами (в книге с.68)
6.Стадия вызова.
- Прочитайте название произведения. Можем предположить, к какому жанру относится?
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, предположите о ком это произведение? - Какого возраста дети?
- Почему так решили?
- Что делают дети? (на доску предположения)
- Почему вы так думаете?
- Кто главные герои? (на доску предположения)
Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после прочтения.
- При чтении вам встретятся слова, чтобы узнать их значение к какому словарю нужно обратиться?(сл.Ожегова)
Словарь: домоуправление, попа, шпиц, заактировать.
ДОМОУПРАВЛЕНИЕ: контора по управлению жилым домом или группой жилых домов;
ШПИЛЬ, -я, м. 1. Остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания. Ш. башни.
НА ПОПА нареч. разг. Вертикально и на меньшую плоскость (ставить что-л.).
ЗААКТИРОВАТЬ сов. перех. Зарегистрировать что-л. актом; составить акт на что-л.
7. Осмысление.
Первая остановка (самостоятельное чтение)
- Где происходят события? (на улице) А точнее?
- Кто главные герои? (ребята) Как звали? Что они делали?
- Что совпало с нашими предположениями?
- Как они оказались у ёлки? (её привезли) А как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?
- Что привлекло их внимание?
- Как дальше будут развиваться события? (все предположения на доску)
Вторая остановка (чтение вслух)
При чтении уточнить, как понимают выражения «вкусно пахнуть».
- Подтвердились ли наши предположения? (сверяем)
- Что произошло? (дети спорят)
- Какие чувства вызывает у вас этот спор?
- Кто из детей не умеет называть слово «шишка»? Как назвала Алёнка? Как назвал Мишка?
- Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово?
- Что произойдёт дальше? (все предположения на доску)
Физкультминутка:
Солнце глянуло в кроватку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку и умеем уступать.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Завершающий этап чтения (учитель)
- Предполагали ли мы, что так развернуться события?
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?
- А как вы думаете, сколько им лет, ходят ли они в школу?
- Сверим с нашими первыми предположениями (обратить внимание на записи на доске).
- Что подтвердилось, а что нет?
8. Работа с литературными терминами.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный (есть сюжет и художественный вымысел)
- Как вы думаете смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
- А этот рассказ? (смешной)
9. Работа с образными выражениями.
-Какой прием автора делает рассказ смешным? (образные выражения)
- В рассказе встречается много образных выражений. Вы можете объяснить их значение?
Я немножко поднажал….(прибавить мощь)
Поддавал жару…… (делал ситуацию напряженной)
Воспаление мозга ….(болит голова)
Полезло на ухо …….(мимическое выражение лица)
Давай реветь……….(громко спорить)
9. Работа в парах.
- От чьего лица повествует писатель? Своё мнение обоснуй.
- Это произведение входит в книгу В.Драгунского «Денискины рассказы».
- Каким ты представляешь себе Дениску? Нарисуй его портрет словами.
- Вот таким Дениску изображает художник в произведениях Драгунского.
6.Игра на внимание.
- На доску вывешиваются иллюстрации:
- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли «лишнее».
- Вернёмся к рассказу.
- Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос.
10. Беседа с элементами выборочного чтения.
- Что увидели дети, гуляя во дворе? (ёлку) Какая она была, прочитайте.
- Кто первый из ребят сказал слово шишки не правильно? (Алёнка)
- Как Мишка и Дениска на это отреагировали? (начали смеяться)
-Прочитайте, как Алёнка объяснила, почему она так сказала? (дети читают)
- А как у Мишки это слово получилось? (дети читают)
- Почему Алёнка закричала ура? (Мишка тоже слово произнёс не правильно)
- Прочитайте, что о них подумал Дениска? (дети читают)
- Смог ли кто-то из них справиться с этим словом?
- Какой урок можно извлечь из этой истории?
Обобщение ответов детей.
Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь.
11. Выбор других вариантов названия произведения.
- О чём здесь идёт речь: о буквах или о звуках? (произносим звуки)
- Как ты считаешь, правильно ли Дениска назвал свой рассказ?
- А другие варианты могли бы быть? (варианты детей)
12. Подготовка к чтению по ролям (в печатной тетради).
- С какой интонацией нужно читать спор детей? Возьмите карандаш, отметьте слова Дениски – Д., Алёшки – А., Мишки – М.
13.Работа в группах
- Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
14. Рефлексия.
- Чему учит данное произведение? (не смеяться над другими)
- Что хотел сказать автор? (не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь)
- Какие чувства, мысли, желания у вас в данный момент?
Предлагаю вам на чистом листочке выразить свое отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.
- А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали?(проверка целей урока)
- Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке, а теперь вы покажите своё отношение к уроку.
- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.
Всем спасибо за урок. Урок окончен.
Домашнее задание по выбору.
1. Выразительное чтение по ролям.
2. Подготовить пересказ.