kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: освоение нового материала. Расписаны все ууд на уроке. Повторение домашнего задание. Ставится проблемный вопрос и дети самостоятельно определяет тему урока. Учитель рассказывает биографию о писателе. /Дети знакомятся с произведением. Проводят анализ, находят непонятные слова, ищут значение слов в словарях учебника или которые есть в классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" »

Урок 108. С. Д. Дрожжин «Родине»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; создать условия для раскрытия смысла стихотворения «Родине»; научить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства; научить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение; развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к родному краю, бережное к нему отношение

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением С. Д. Дрожжина «Родине»;

научатся: задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова

Метапредметные:

Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях


Организационная структура урока


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают стихотворение И. С. Никитина «Русь»

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Продолжает поэтическую тетрадь стихотворение поэта, который вырос на Волге, которому близки и понятны были народные радости и печали и в стихах которого воспевается крестьянин-труженик, родная природа.

– Вспомним некоторые произведения этого поэта.

– Вспомнили, кому принадлежат эти произведения?

– Да, автор этих стихотворений – Спиридон Дрожжин.

– Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Родине».

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
С. Д. Дрожжина

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения поэта (см. ресурсный материал).

– Спиридону Дрожжину

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять контроль по результату

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией С. Дрожжина

Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. (См. ресурсный материал.)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет поэта. Задают вопросы о его творчестве

Осуществлять анализ объектов с опорой
на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

IV. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.



Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.






Учитель выразительно читает стихотворение.

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Из каких строчек это видно? Прочитайте.

– Что испытывает поэт, стоя на берегу Волги, окидывая взглядом бескрайний простор родных мест?

– Испытывали ли вы когда-нибудь подобное чувство?

– Как нужно читать стихотворение?

– Почему так считаете?

– Какой изображает автор родную природу?



– Что ему особенно дорого?

Далее следует упражнение в чтении стихотворения

Работают с толковым словарем.

Молитвенно – когда просят Бога, вскидывают глаза, просят, благодарят за что-то.

Чарующий (простор) – прекрасный, великолепный.

Приветные (приветных деревень) – гостеприимные, рады гостям.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.









– Родной, волшебной, свободной, мощной, сильной, красивой, великой, святой, то есть чистой душой.

– Поэту дороги просторы, река Волга, народ, во всем слышит голос Родины

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.








– Какие чувства испытывает поэт к Родине? Однокоренное слово к слову «родина» – «родной»… А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить нежные строки.

– Чтобы передать эти чувства, автор использует поэтические приемы. Какие? Попробуйте найти их в произведении.













– Где Родина поэта?

– Объясните строки «стою недвижим я».

– Как представляете чарующий простор? Как бы изобразили красками?

– Когда более красивой находит поэт Родину?

– С чем сравнивает приход весны? Почему?

– Чем восхищается поэт?

– А когда труд приносит радость?

– Каким поэт называет труд? Как понимаете?

– Что значит «грудь наполняется восторгом»?

– Когда поэт испытывает наибольший восторг?

– Что значит «наедине»?

– Что слышит поэт?

– В чем он проявляется?

– А какие еще голоса у Родины? Что видит поэт?



– Какой называет Родину?

– Объясните слова: необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Поэт испытывает любовь, нежность.




– Автор использует эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения.

– Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета.
«Волгою родной», «чарующий простор», «темные леса», «приветных деревень», «великой и святой».

– Олицетворение: «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю».

– Родина поэта – у берегов Волги.


– Чарующий простор – поля, озера, леса, луга, деревни…







– Труд на благо народа, на свое благо.




– Поэт слышит голос Родины.

– Голос проявляется в шелесте.

– Поэт видит мощь, силу, красоту в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину.



– Поэт называет Родину великой, святой

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения
С. Д. Дрожжина «Родине». Сделать рисунок к стихотворению;

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.

Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижение цели, поставленной в начале урока. На ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав, от кого данная телеграмма

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

Детство золотое,

Грустно ты прошло!

Предо мной родное,

Милое село.

(«В крестьянской семье».)

Хорошо весной,

Поле чистое,

Муравой-травой

Ты украшено,

Да цветочками

Все душистыми

В утро майское

Принаряжено.

(«Песня Микулы Селяниновича».)

Я для песни задушевной

Взял лесов зеленых шепот,

А у Волги в жар полдневный

Темных струй подслушал ропот;

Взял у осени ненастье,

У весны – благоуханье;

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

(«Деревня».)

БИОГРАФИЯ С. Д. ДРОЖЖИНА

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка (пояснить: церковный служитель) грамоте «две неполных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, «в люди». Юному Спиридону было нелегко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно, в этот период жизни автор особенно понимает, что значит для человека Родина, как тяжело быть на чужой стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет впервые будет сочинять. В 1873 году в журнале «Грамотей» впервые появится его публикация. Постепенно начнет знакомиться с писателями. Они были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, благодаря им он мог печататься в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине""

Автор: Трапезникова Екатерина Андреевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства