II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Продолжает поэтическую тетрадь стихотворение поэта, который вырос на Волге, которому близки и понятны были народные радости и печали и в стихах которого воспевается крестьянин-труженик, родная природа. – Вспомним некоторые произведения этого поэта. – Вспомнили, кому принадлежат эти произведения? – Да, автор этих стихотворений – Спиридон Дрожжин. – Стихотворение, которое мы прочитаем сегодня, называется «Родине». – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. Д. Дрожжина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленные ученики читают стихотворения поэта (см. ресурсный материал). – Спиридону Дрожжину | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять контроль по результату |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией С. Дрожжина | Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. (См. ресурсный материал.) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет поэта. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Учитель выразительно читает стихотворение. – Каким чувством проникнуто стихотворение? – Из каких строчек это видно? Прочитайте. – Что испытывает поэт, стоя на берегу Волги, окидывая взглядом бескрайний простор родных мест? – Испытывали ли вы когда-нибудь подобное чувство? – Как нужно читать стихотворение? – Почему так считаете? – Какой изображает автор родную природу? – Что ему особенно дорого? Далее следует упражнение в чтении стихотворения | Работают с толковым словарем. Молитвенно – когда просят Бога, вскидывают глаза, просят, благодарят за что-то. Чарующий (простор) – прекрасный, великолепный. Приветные (приветных деревень) – гостеприимные, рады гостям. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Родной, волшебной, свободной, мощной, сильной, красивой, великой, святой, то есть чистой душой. – Поэту дороги просторы, река Волга, народ, во всем слышит голос Родины | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какие чувства испытывает поэт к Родине? Однокоренное слово к слову «родина» – «родной»… А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить нежные строки. – Чтобы передать эти чувства, автор использует поэтические приемы. Какие? Попробуйте найти их в произведении. – Где Родина поэта? – Объясните строки «стою недвижим я». – Как представляете чарующий простор? Как бы изобразили красками? – Когда более красивой находит поэт Родину? – С чем сравнивает приход весны? Почему? – Чем восхищается поэт? – А когда труд приносит радость? – Каким поэт называет труд? Как понимаете? – Что значит «грудь наполняется восторгом»? – Когда поэт испытывает наибольший восторг? – Что значит «наедине»? – Что слышит поэт? – В чем он проявляется? – А какие еще голоса у Родины? Что видит поэт? – Какой называет Родину? – Объясните слова: необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Поэт испытывает любовь, нежность. – Автор использует эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения. – Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета. «Волгою родной», «чарующий простор», «темные леса», «приветных деревень», «великой и святой». – Олицетворение: «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю». – Родина поэта – у берегов Волги. – Чарующий простор – поля, озера, леса, луга, деревни… – Труд на благо народа, на свое благо. – Поэт слышит голос Родины. – Голос проявляется в шелесте. – Поэт видит мощь, силу, красоту в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину. – Поэт называет Родину великой, святой | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? – А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижение цели, поставленной в начале урока. На ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав, от кого данная телеграмма | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |